Сущность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:14, творческая работа

Описание

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Государство в управлении экономикой. 3
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 3
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 4
1.3. Функции регулирования экономики. 5
Глава 2. Методы и инструменты государственного регулирования.9
2.1. Методы государственного регулирования. 9
2.2. Инструменты государственного регулирования. 11
Глава 3. Зарубежный опыт. 16
3.1 Опыт США. 16
3.2 Обеспечение национальной экономической безопасности. 18
3.3 Правила в рыночной среде. 19
3.4 Французский метод регулирования. 20
Глава 4. Государственное регулирование в Казахстане. 22
Заключение. 24
Список использованных источников. 25

Работа состоит из  1 файл

сущность ГРЭ в РК.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком или  большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам  и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.

Степень независимости  ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде всего следующими:

· возможностью для руководства ЦБ действовать  самостоятельно, не подчиняясь указаниям  извне;

· правилами  назначения и снятия с должности  руководящих сотрудников, сроком их полномочий;

· правилами  урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством;

· возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться от покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

По степени  независимости ЦБ в западной литературе экспертами обычно выстраивается следующая  цепочка: Швейцария, Германия, Австрия, США. Наименее независимыми считаются  центральные банки Норвегии, Японии. Бельгии, Испании и Италии.

2.2.3. Направления инновационной  политики государства.

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта  отечественных товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Активизация инновационной  деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны - интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении  инвестиций, создании условий для  внедрения достижений науки и  техники в экономику страны. Сложившийся  уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу  их развития, так и структурные  изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются в повышении  эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом  рынке продукцию (машиностроение и  оборонный комплекс), нуждаются в  государственной поддержке, чтобы  выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении  этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки  и объему ресурсов, необходимых для  модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной  инновационной политики относят:

разработку нормативно-правового  обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и  введения ее в хозяйственный оборот;

комплексную поддержку  инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесс а, включая  систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение  разработок, систему подготовки и  переподготовки кадров. Отставание имеет  в своей основе не низкий потенциал  отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа  конкурентной борьбы;

развитие малого инновационного предпринимательства  путем формирования благоприятных  условий для высокотехнологичных  организаций и оказания им на начальном  этапе государственной поддержки;

введение конкурсного  отбора инновационных проектов и  программ. Реализация небольших и  быстро окупаемых инновационных  проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет  поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа  базовых технологий, оказывающих  влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;

использование технологий двойного назначения, применяемых  как для производства вооружений и военной техники, так и для  продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых  отраслях экономики в первую очередь  направлена на ускоренное освоение отечественных  и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных  ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны  и др.).

Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика ориентирована на внедрение современных  методов поиска, разведки и мониторинга  запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение  уровня их извлекаем ости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности  геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с  трудно-извлекаемыми запасами и с  остаточными запасами нефти в  обводненных зонах, строительство  скважин в шельфовой зоне и  в мерзлых породах, углубление переработки  газа и конденсата с получением моторного  топлива и целевых химических продуктов;

в нефтеперерабатывающей  промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти,

внедрение катализаторов  нового поколения, высокооктановых  и кислородосодержащих добавок;

в угольной промышленности - на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водно-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также внедрение автоматизированных комплексов и микропроцессорных контрольных сетей.

в электроэнергетике инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

в металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсов энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно--модульных систем.

в машиностроительном комплексе инновации ориентированы на технологическое перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и  формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной политики совершенствуется система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств  федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования растет актуальность привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств  организаций, частных инвестиций, средств  внебюджетных фондов, заемных средств  международных кредитно-финансовых организаций).

Глава 3. Зарубежный опыт.

3.1. Опыт США.

История взаимоотношений  американского государства с  рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке  сложились по-своему идеальные условия  для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением  в хозяйственной жизни экономических  принципов. Иначе говоря, государство  и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая  функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I пол. XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства  Америки, выделим роль государства  и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в  переломные периоды развития американского  общества.

3.2. Обеспечение национальной  экономической безопасности.

Еще в XIX веке в  США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства  предопределялась общей логикой  хозяйственного развития страны - укреплением  промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не "тушением" вспышек циклических кризисов. В  этот период государство разными  методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и  целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских "гигантов" вынудил государство  начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.

Однако Великая  депрессия заставила американцев  задуматься не только об экономических  проблемах, но и о судьбе нации  и всего государства. Именно

громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное  огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической  безопасности. Государство в лице Ф. Рузвельта взяло на себя всю  полноту ответственности за вывод  страны из кризиса, становление и  стабилизацию экономики и социального  климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название "новый курс", не вписывался ни в теоретические  постулаты "невидимой руки" рынка, ни даже в существовавшие законодательные  акты. Реализация "нового курса" стала  переломным этапом в осмыслении роли американского государства в  экономике. Впервые в истории  США при президенте Ф. Рузвельте  был образован Совет по национальной экономической безопасности, который  фактически координировал все мероприятия  в рамках "нового курса".

Через 60 лет после  избрания президентом США Ф. Рузвельта  в Белый дом пришел Б. Клинтон, который тоже образовал Совет  по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая "команда" Клинтона видит в обеспечении  повышения конкурентоспособности  американских товаров и услуг  на внутреннем и мировом рынках. И вновь речь идет о поддержании  социальной стабильности в обществе.

Может показаться странным, как ведущая мировая  держава обеспокоена своей экономической  безопасностью, проявляя известную "неуверенность  в завтрашнем дне". На самом деле, на рубеже XXI века международная экономическая  конкуренция во все большей степени  становится важнейшим внутренним фактором развития всех стран, в т. ч. и США. Именно поэтому в таких условиях эффективность американского государства  выражается в обеспечении национальной экономической безопасности.

Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем  виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения  равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих  производителей на внутреннем и внешнем  рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической  роли государства в целом. Так  как условия развития мирового хозяйства  и американской экономики в конце  второго тысячелетия существенно  отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую  роль государства не по степени вмешательства  в рыночный механизм, а по степени  участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство  может быть только тогда, когда эффективной  является сама экономика. Но и при "плохом" государстве не может быть "хорошей" национальной экономики, развивающейся  на основе рыночных принципов.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики