Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание

Основания эти заключаются в той роли, которую играет банковская система в экономике. Банки являются одним из основных составных элементов современной экономики. Они традиционно относятся к категории финансовых посредников, чья роль проявляется в удовлетворении потребностей различных экономических субъектов в денежных средствах. С помощью банков происходят аккумулирование временно свободных денежных средств и их дальнейшее перераспределение между экономическими субъектами в соответствии с потребностями воспроизводственного процесса.

Содержание

Введение.

1. Банковская система: понятие, признаки и принципы построения.

1.1. Понятие и признаки банковской системы.

1.2. Построение банковской системы РФ, ее уровни.

2. Центральный банк РФ, как элемент банковской системы.

2.1. Цели, функции и организационное построение Банка России.

2.2. Денежно-кредитная политика банка России.

2.3. Банковское регулирование и надзор.

3. Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Банки.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

     Депозитные  операции по привлечению средств  банков на счета в Банке России являются наряду с валютными интервенциями  главным инструментом контроля над денежными показателями. Банк России использует депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе. Они являются средством абсорбирования ликвидности банковской системы.

     Валютные  интервенции - это операции Банка  России по покупке-продаже иностранной  валюты на биржевом и межбанковском  рынках для воздействия на курс рубля  и суммарный спрос и предложение  денег. Осуществление интервенций  на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля за денежными показателями. Приток (или отток) ликвидности банковской системы за счет интервенций на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики.

     Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени  осуществлять эмиссию облигаций, которые  подлежат размещению и обращению  среди кредитных организаций. При  этом предельный размер общей номинальной  стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

     Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка  России (ОБР) продемонстрировал невозможность  оперативно воздействовать на уровень  банковской ликвидности с помощью  этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операции. Поэтому в настоящее время (с 2002 г.) операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

     Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Прямые  количественные ограничения могут  применяться Банком России в

исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

- установление  кредитным организациям лимитов  на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

- введение  предельных размеров ставок процента  по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25 % годовых;

- установление  фиксированного соотношения ставок  процента коммерческих банков  и официальных ставок, прямое  ограничение размера кредитной  маржи (разницы между ценой  приобретения ресурсов и их  последующей перепродажи в виде  кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков). В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

Принятие  текущих решений в области  денежно-кредитной политики о величине резервных требований, изменении ставок процента Банка России, определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и других входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

     Валютная  политика в рамках своей компетенции, определенной законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и “О валютном регулировании и валютном контроле”, Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты – курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами. Конкретные направления валютной политики, как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным

фондом).

В ходе разработки валютной политики государства  Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.

     Задача  Центрального банка РФ заключается  в определении и поддержании  того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. Использование последнего объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.

     Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса является одним из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия  на динамику валютного курса Банк России использует широкий арсенал  методов, которые условно можно  подразделить на две группы.

1. Рыночные  методы - проведение операций по  покупке-продаже иностранной валюты  на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные  методы - применение мер, основанных  на принуждении участников рынка  к действиям, направленным на  изменение спроса и предложения  иностранной валюты на рынке.  К ним относятся:

- меры  в области валютного регулирования  (установление норм и сроков  репатриации, а также обязательной  продажи валютной выручки, прямое  и косвенное ограничение доступа  к покупке иностранной валюты  для различных категорий);

- лимитирование  - установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты.

     Наиболее  характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции - регулирования валютного риска - несут в себе значительные возможности по воздействию на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в данный расчет, соотношение этих компонентов;

- прямой  запрет для уполномоченных банков  на совершение определенных операций  с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В РФ прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой в настоящее время не применяются.

     В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Центральный банк РФ обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном последней служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, выходя непосредственно на валютные биржи. Они ведут свою деятельность под полным контролем Центрального банка РФ, что позволяет ему видеть складывающуюся конъюнктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды Банк России проводит интервенции и на межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами.

     Управление  валютными резервами. Основная цель такого управления состоит в обеспечении оптимального сочетания сохранности, ликвидности и доходности резервных активов. Она достигается путем активной диверсификации вложений и хеджирования рисков с помощью операций на международных валютно-финансовых рынках. Кроме того, валютные риски ограничиваются лимитами по кредитному риску, установленными на контрагентов Банка России. Работа с резервными активами в Банке России строится на основе портфельного подхода, в рамках которого все средства разделены между операционным и инвестиционным портфелями.

Операционный  портфель включает в себя наиболее ликвидные инструменты денежного  рынка и частично рынка капиталов, которые могут быть использованы на валютные интервенции и чрезвычайные нужды. Средства инвестиционного портфеля размещаются в относительно более долгосрочные и, соответственно, доходные инструменты международного рынка капиталов.

В целях  адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные  изменения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка 

2.3. Банковское  регулирование и надзор.

     В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

     Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие  задачи:

- предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

- защищать  интересы вкладчиков и кредиторов;

- не  допускать монополизации финансового  капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

- способствовать  повышению эффективности банковского  дела, росту профессионализма и  добросовестности банковских работников.

Конкретное  содержание банковского регулирования  и надзора формируется под  воздействием ряда факторов:

- макроэкономическая  ситуация в стране, состояние  банковской системы;

- социально-экономические  приоритеты развития общества;

- совершенство  законодательной базы;

- проводимая  Банком России кредитная политика;

- степень  независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

·

исторически сложившиеся особенности организации  банковского надзора в стране.

     В международной банковской практике известны четыре способа организации  банковского регулирования и  надзора:

1. под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

2. под  эгидой Правительства, как правило,  в лице Министерства Финансов (Франция);

Информация о работе Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития