Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание

Основания эти заключаются в той роли, которую играет банковская система в экономике. Банки являются одним из основных составных элементов современной экономики. Они традиционно относятся к категории финансовых посредников, чья роль проявляется в удовлетворении потребностей различных экономических субъектов в денежных средствах. С помощью банков происходят аккумулирование временно свободных денежных средств и их дальнейшее перераспределение между экономическими субъектами в соответствии с потребностями воспроизводственного процесса.

Содержание

Введение.

1. Банковская система: понятие, признаки и принципы построения.

1.1. Понятие и признаки банковской системы.

1.2. Построение банковской системы РФ, ее уровни.

2. Центральный банк РФ, как элемент банковской системы.

2.1. Цели, функции и организационное построение Банка России.

2.2. Денежно-кредитная политика банка России.

2.3. Банковское регулирование и надзор.

3. Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Банки.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

18.2) является  депозитарием средств Международного  валютного фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

19) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

     Точно такое же положение ранее содержалось  в п. 14 ст. 4 Закона 1990 г. о Банке  России. Как видно, перечень функций Банка России определен как открытый. Иные функции Банка России могут быть предусмотрены как Федеральным Законом Российской Федерации “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, так и другими федеральными законами, что согласуется с ч. 1 ст. 1 данного Закона.

     Все перечисленные функции Центрального банка Российской Федерации тесно  взаимосвязаны. Их реализация позволяет  создать необходимые предпосылки  для выполнения Центральным Банком Российской Федерации функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция Центрального Банка Российской Федерации.

     Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации, являясь федеральным органом власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. В то же время нормативные акты Банка России не должны противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк  России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В состав органов управления входят Национальный Банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров.

Национальный  банковский совет – коллегиальный  орган Банка России. В его состав входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом Российской Федерации, трое – Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

К компетенции  Национального банковского совета относятся:

а) утверждение  общего объема административно-хозяйственных  расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерской отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

б) решение  вопросов, связанных с участием Банка  России в капиталах кредитных  организаций; определение аудиторской  организации – аудитора годовой  финансовой отчетности Центрального Банка Российской Федерации;

в) внесение в Государственную Думу предложений  о проведении проверки Счетной палатой  Российской Федерации финансово-хозяйственной  деятельности Центрального Банка Российской Федерации и его структурных подразделений;

г) рассмотрение проекта и основных направлений  денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности Центрального Банка Российской Федерации и т.п.

     Органом управления Банка России является и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, работающих на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Председатель Банка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Кандидатура на должность Председателя Центрального Банка России представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Занимать должность председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” ограничивает компетенцию Совета директоров Банка России в сфере административно-хозяйственного управления, оставляя за ним полномочия в решении вопросов, относящихся к функциям центрального банка как органа контроля за денежным обращением и гаранта стабильности банковской системы. Совет директоров разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. К его полномочиям относятся принятие решений:

    • об определении лимитов операций на открытом рынке;
    • об изменении процентных ставок Банка России;
    • о величине резервных требований;
    • о применении прямых количественных ограничений;
    • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • о порядке формирования резервов кредитными организациями.

В организационном  плане в структуру Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

В структуре  центрального аппарата Банка России функционируют в настоящее время 22 департамента, главное управление экспертизы (на правах департамента) и  три подразделения (главная инспекция  кредитных организаций, главное  управление безопасности и защиты информации, главное управление недвижимости), которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций.

Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций. Территориальные подразделения Банка России представлены территориальными учреждениями и расчетно-кассовыми центрами. Каждое территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение Центрального Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации обычно создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета Директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят первичную ее обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В совю очередь работники центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центром аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России.

В организационном  плане территориальные учреждения Банка России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов, осуществляемой ими деятельности. Организационная структура территориального учреждения Банка России зависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются:

    • число самостоятельных банков в регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов);
    • масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.

Определенную  нагрузку в реализации функций Банка  России несут и расчетно-кассовые центы, которые являются структурными подразделениями территориальных учреждений Центрального Банка Российской Федерации. Расчетно-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях Центрального Банка Российской Федерации с разрешения Банка России на основании приказа начальника территориального учреждения. Полномочия расчетно-кассовых центров определены Типовым положением. Основные функциями расчетно-кассовых центров являются:

    • осуществление расчетов между кредитными организациями проведения контроля по этим расчетам через корреспондентские счета, открытые в расчетно-кассовых центрах;
    • хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков;
    • кассовое исполнение бюджета;
    • проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового характера в иностранной валюте.

Таким образом, расчетно-кассовые центры организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открываю коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением денежных средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые средства получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.

2.2. Денежно-кредитная  политика Банка России.

     Денежно-кредитная  политика является составной частью экономической политики государства, главные цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Ее конечные цели формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики.

     Основным  направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определяются ее промежуточные цели. Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги. Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу, показатели которой можно считать операционной целью

денежно-кредитной  политики.

Разработку  денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.

     Разработанный Банком России проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому  совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год содержат анализ состояния и  прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает этот документ и принимает решение.

     Председатель  Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Информация о работе Современное состояние банковской системы России и тенденции ее развития