Факторинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб».

Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:

1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;

2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб»;

3) провести оценку эффективности проведения факторинговых операций ОАО «Банк Уралсиб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников 5

1.2 Виды факторинговых операций 11

1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании 14

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ

ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧНСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК

УРАЛСИБ»

2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности

деятельности 17

2.2 Оценка финансового состояния коммерческого банка 24

2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их

эффективности 32

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРИНГА ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа

эффективности факторинговых операций банка 41

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ОАО

«Банк Уралсиб» 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 254.34 Кб (Скачать документ)

      Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

      В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

      Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может

воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому

обслуживанию не подлежат:[12]

      – строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

     – предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

     – предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

     – предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

     – предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

     Факторинговые операции не рекомендуется проводить:[3]

     – по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;

     – по требованиям бюджетных организаций;

     – по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;

     – если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение

     определенного времени, а также при условии  послепродажного 

     обслуживания.

     В операции факторинга обычно участвуют три стороны:

     1) фактор (банк) – покупатель требования;

     2) клиент (кредитор, поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;

     3) плательщик (заемщик) – фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

     Такова специфика организации факторинговых операций коммерческих банков и участники данного вида операций.  
 

      1.2 Виды факторинговых операций 

      В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. При этом факторинговые операции банков классифицируют следующим образом:[12]

     1) национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;

     2) международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;

     3) открытые – форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора;

     4) закрытые, которые служат скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур фактору. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть фактору для погашения кредита;

     5) с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику;

     6) с условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику за определенную плату или по истечении

     определенного времени.

     В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка

покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

      Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги. В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:[9]

     – приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);

     – осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности). 
 

     1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании 

В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений:[4]

      1) соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате. За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон;

     2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

     Разновидностью  факторингового соглашения о полном обслуживании

является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;

     3) открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур заключается в том случае, если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

     Таким образом,  раскрытие  сущности  организации  и  проведения

     факторинговых операций коммерческими банками позволяет выделить главные экономические достоинства факторинга:

     – увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

     – превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

     – повышение доходности;

     – возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

     – независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

     – возможность расширения объемов оборота;

     – экономия собственного капитала;

     – улучшение финансового планирования.

      Представленные в данной главе теоретические  факторинфакторингового обслуживания клиентов коммерческого банка позволили провести оценку проведения данного вида операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб», что нашло отражение в следующей главе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ 

                ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА

                НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 

      2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности

            деятельности 

      Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» (далее – ФК «УРАЛСИБ») – многопрофильная финансовая структура, успешно развивающая коммерческий и частный банковский, инвестиционный и страховой бизнес. Корпорация предлагает своим клиентам все виды корпоративного и индивидуального финансового обслуживания. Услуги коммерческого банка включают все виды кредитования, лизинг, торговое финансирование, факторинг, частное банковское обслуживание. Инвестиционное направление охватывает всю сферу брокерских услуг, управление активами, паевые инвестиционные фонды, депозитарные услуги, корпоративное финансирование и управленческое консультирование. Корпорация имеет лицензии на 95 видов страхования. Серьезное внимание уделяется развитию услуг электронной коммерции.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков