Факторинг операции коммерческих банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является характеристика и изучение факторинговых операции коммерческих банков в России и связанных с их организацией проблем.

Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:

1) рассмотреть сущность и значение факторинга;

2) выявить преимущества факторинга;

3) рассмотреть участников факторинговых операций и их виды;

4) проанализировать динамику и тенденции развития факторинга в России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

      Обычно  банк оплачивает единовременно 80-90% стоимости  счета-фактуры; 10-20%-резерв, который  будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга.

      После рассмотрения всех вопросов, определяющих сущность факторинговых операций и  договора факторинга, необходимо перейти к выявлению современного состояния рынка факторинга. Определим динамику развития данного явления. 
 

     2.4 Динамика и тенденции развития факторинговых операций банков 
 

     Факторинговый бизнес в России развивается темпами, превышающими динамику всех других финансовых услуг, ежегодно он увеличивается в два раза. По оценкам экспертов, уже к концу 2010 года его объем вырастет до $70-75 млрд.

     Однако  пока что факторинг нельзя назвать  сильно распространенной услугой: около  половины отечественных предпринимателей вообще ничего о нем не знают, а пользуется этим видом финансирования и того меньше - чуть более 10% российских компаний.

     Факторинг в России "родился" достаточно давно - еще в 1989 году Госбанк СССР опубликовал официальное письмо о порядке проведения операций, в ходе которых поставщик передавал банку право получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. А в 1992 году факторинг получил официальный статус банковской сделки, его внесли в федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Однако до начала XXI века подобных услуг на отечественном рынке не было.

     За  последние пять лет российский рынок факторинга увеличился в семь раз, а объем уступленных денежных требований в стране составляет более $20 млрд. Российский рынок факторинга больше рынков Восточной Европы как по объему, так и по доле в ВВП. Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2006 году составила 1,1% (в 2004 г. - 0,5%, 2005 г. - 0,9. Каждый год отечественный рынок факторинга вырастает более чем в два раза. Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2007 году увеличилась на 0,5% - до 1,6%, а по прогнозам многих специалистов, за период с 2008 по 2010 год ожидается последующий рост. В 2010 году объем российского рынка факторинга может составить 3% от ВВП".

     Несмотря  на хороший рост, факторинг в сегодняшнем  понимании начал формироваться  в России всего пять лет назад, а по-настоящему масштабно эта  услуга развивается еще меньше - примерно три года. Поэтому российские компании пока так мало знают о факторинге. Согласно статистике, в 2007 году всего 47% отечественных предпринимателей знали о том, что такое факторинг, а пользовалось им всего 11% российских компаний. Но бизнес активно растет практически во всех направлениях.

     Соответственно, стремительно увеличивается как число компаний малого и среднего бизнеса - основных потребителей факторинговых услуг, так и, собственно, востребованность факторинга среди российских предприятий. В стране на сегодняшний день за малым исключением созданы все условия для успешной практики факторинга, и дальнейший рост индустрии целиком и полностью зависит от активности непосредственных участников факторингового рынка.

     Несмотря  на высокую потребность малых  и средних компаний в финансировании, существует ряд причин, снижающих популярность факторинга. В их числе эксперты называют разные факторы. Это относительно низкая финансовая грамотность руководителей компаний малого и среднего бизнеса, отличие расчетной ставки факторинговых услуг от фактической, отсутствие доверия к цифрам, озвучиваемым факторами. А также небольшие объемы уступаемой дебиторской задолженности, ограниченный круг покупателей, непрозрачность бизнеса, недостаточность кредитной истории и высокие управленческие риски.

     Одним из существенных барьеров на пути развития факторинга в России являются законодательные препоны. Значительная помеха - ограничение круга лиц, которые могут предоставлять полный комплекс услуг факторинга, включая финансирование. Законом определены лишь банки и компании, имеющие лицензии на проведение операций по финансированию под уступку денежных требований. Вот только механизм получения лицензии отсутствует. Действующая норма Гражданского кодекса делает невозможным процесс рефинансирования активов компаний путем их секьюритизации, так как в этом случае в качестве финансового агента, как правило, выступает специализированная компания, созданная исключительно с целью привлечения финансирования путем секьюритизации активов и не являющаяся кредитной организацией. Для устранения данной правовой коллизии был разработан проект закона, направленный на отмену лицензирования факторинга, который прошел только первое чтение в Государственной думе, однако он до сих пор не принят. Участники рынка постоянно заявляют о необходимости внесения изменений в нормативные акты, которые могли бы способствовать еще более динамичному развитию факторинга.

     При выборе финансового инструмента пополнения оборотных средств многие предприниматели выбирают просто кредит под более низкую ставку, забывая, что факторинг - комплексная услуга, которая включает в себя финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью и много чего еще. Преимуществом факторинга по сравнению с кредитом является отсутствие традиционного залогового обеспечения или поручительства, а также дополнительных расходов на оформление залогового обеспечения (оценка, страховка, регистрация) и необходимости поддержания оборотов по расчетному счету. Договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок, а кредит выдается на определенный период (обычно до года). Для погашения кредита поставщик, как правило, мобилизует все свои оборотные активы, в то время как при факторинге финансирование погашается из платежа дебитора. При факторинге размер финансирования увеличивается с ростом объемов продаж.

     Помимо  плюсов есть и минусы. Один из отрицательных  моментов в использовании факторинга - организационные проблемы, связанные  с усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности  управления своим предприятием. Кроме того, среди недостатков стоит выделить относительную дороговизну услуги по сравнению с традиционным кредитованием. Однако, если сопоставить данные о стоимости предоставления услуг кредитования и факторинга с 2001 по 2008 год, становится очевидным, что разница в цене услуг постепенно сокращается.

     Некоторое время назад стоимость факторинговой  комиссии в несколько раз превышала  величину процентов по кредиту, что  тоже не способствовало популярности услуги у предпринимателей. В результате факторингом в большинстве своем пользовались лишь те предприятия, доступ которых к банковским кредитам был сильно ограничен.

     Сейчас  величина комиссии по факторингу (с  регрессом) немногим больше процентов  по кредиту (с учетом всех комиссий банка при кредитовании и расходов компаний на оформление залогового обеспечения), и факторинг начинает пользоваться популярностью не только у начинающих компаний, но и у тех, которые активно пользуются банковским кредитованием.

     Объем рынка по итогам второго полугодия 2009 года, по оценкам «Эксперт РА», превысил показатели соответствующего периода 2008 года и составит около 280 млрд рублей. При этом объем рынка по итогам 2009 года будет в границах 430–470 млрд рублей, что ниже показателей 2008 года на 22–29%. Данный прогноз базируется на ожиданиях того, что шоков, подобных осени 2008 года, не будет и рынок вернется к прежнему соотношению по полугодиям, близкому к 1:2 (Рисунок 1)

     В отличие от лизинга и долгосрочного кредитования факторинг направлен на пополнение оборотных, а не основных средств. При выходе из кризиса у реального сектора в первую очередь возникнет потребность именно в оборотном капитале (на закупку сырья и материалов), что приведет к опережающему росту спроса на факторинг относительно других финансовых институтов. Кроме того, особенности факторинга, связанные с быстрой оборачиваемостью вложенных средств (около двух месяцев) и возможностью истребования задолженности с поставщика в случае неплатежа дебитора, станут дополнительными стимулами для роста рынка.

     Во втором квартале 2009 года наблюдался рост объемов уступленных требований относительно первого квартала, а некоторые факторы прогнозируют положительную динамику рынка даже по всему 2009 году. В 2010 году, если мировая финансовая система не разразится второй волной кризиса, рынок факторинга начнет набирать обороты и расти в пределах 20 процентов в год.

     Условно участников рынка сейчас можно разделить  на три категории: крупные факторы (объемы уступленных требований по итогам полугодия превышают 50 млрд рублей), средние игроки (от 4 до 20 млрд рублей) и небольшие факторы (менее 1,1 млрд рублей). По всей видимости, пальму первенства крупнейшие игроки рынка не уступят, несмотря на значительное сокращение объемов уступленных требований некоторых из них в первом полугодии 2009 года.

     Разница в объемах уступленных требований между размерными классами достаточно существенна (более трех раз, Таблица 1). К середине 2009 года в группе крупных факторов осталось лишь ОАО «Промсвязьбанк», объемы деятельности которого сократились на 23%. Динамика объемов уступленных требований в группе средних факторов неоднородна.

     Национальная  факторинговая компания (2−е место), «Петрокоммерц» (3−е место), БСЖВ (6−е место), Юникредитбанк (10−е место) и ОАО «Газпромбанк» (9−е место) уменьшили объемы уступленной дебиторской задолженности в среднем в два раза. В то же время «ТрансКредитФакторинг» (4−е место) практически не сократил объемов деятельности, а Металлинвестбанк (5−е место) увеличил их на 90%. Из небольших факторинговых компаний в плюсе по сравнению с первым полугодием 2008 года лишь СДМ-банк (16−е место) и банк «Вологжанин» (22−е место). Результаты деятельности фактора ВТБ-факторинг представлены в приложении (Приложение А).

     Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших факторов. Так, лидер рынка — ОАО «Промсвязьбанк» — сохранил позиции, поскольку работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%).

     У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших факторов — лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.

     Таблица 1-Ренкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 1-м полугодии 2009 г. (Источник: «Эксперт РА» по данным анкет факторов)

Место фактора в 1-м полугодии 2009 г. Наименование  фактора Место фактора  в 1-м полугодии 2008 г. Объем уступленных  требований в 1-м полугодии 2009 г. (тыс. руб.) Объем уступленных  требований в 1-м полугодии 2008 г. (тыс. руб.) Прирост в 1-м  полугодии 2009 г. по сравнению с 1-м  полугодием 2008 г. (%)
1 2 ОАО «Промсвязьбанк» 53 230 349 68 899 474 –22,74
2 3 ЗАО «Банк НФК» 17 865 354 34 047 115 –47,53
3 4 «Петрокоммерц» 15 833 508 31 992 413 –50,51
4 9 ЗАО «ТрансКредитФакторинг» 9 245 047 9 434 470 –2,01
5 15 ОАО «АКБ Металлинвестбанк» 8 517 357 4 463 989 90,80
6 5 ЗАО БСЖВ 8 032 597 16 091 216 –50,08
7 ФК «Лайф» 6 045 976 н. д. н. д.
8 ОАО «Альфа-банк» 5 806 467 н. д. н. д.
9 12 ОАО «Газпромбанк» 5 203 082 6 792 374 –23,40
10 8 ЗАО «Юникредитбанк» 4 421 803 10 873 821 –59,34
11 22 ООО «КБ Роспромбанк» 1 036 085 1 140 053 –9,12
12 ОАО «АБ Оргрэсбанк» 940 860 н. д. н. д.
13 16 ФК «Санкт-Петербург» 676 730 1 757 401 –61,49
14 18 ЗАО ТКБ 594 440 1 449 205 –58,98
15 ЗАО РФК 575 046
16 25 ОАО «КБ СДМ-банк» 523 354 518 268 0,98
17 ОАО «СМП Банк» 361 666 н. д. н. д.
18 ООО «Эконом-факторинг» 185 414 н. д. н. д.
19 24 ОАО «СКБ-банк» 172 076 992 390 –82,66
20 ООО «МФГ ЮниФактор» 109 848 н. д. н. д.
21 29 ЗАО «АКИБ Церих» 69 323 283 518 –75,55
22 34 ЗАО «Банк “Вологжанин”» 13 444 12 725 5,65

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1

     Снижение  деловой активности факторов связано  как с проблемами ресурсной базы, так и с уменьшением числа потенциальных клиентов. У специализированных факторов во время кризиса возникли сложности с привлечением ресурсов: деньги стоят дороже, при этом доступ к заемным ресурсам снизился. Многие специализированные факторинговые компании (в том числе с банковской лицензией) работали за счет внешних источников фондирования. Удорожание денег в условиях кризиса вынудило их существенно свернуть объемы уступленных требований. Это привело к перераспределению сил на рынке факторинга в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в аналогичном периоде 2009 года. Однако проблемы ресурсной базы есть и у банков-факторов: необходимость для создания резервов. В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом. Идеальный вариант организации бизнеса во время кризиса — дочерняя факторинговая компания банка: доступ к пассивной базе банка и отсутствие обязательств по резервированию (пример — ФК «Лайф», дочерняя компания Пробизнесбанка, 7−е место в ренкинге факторов по итогам первого полугодия 2009 года). По прогнозам «Эксперт РА», именно у таких компаний есть шанс воспользоваться ситуацией и укрепить свои конкурентные позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

      В заключение данной работы можно сделать  следующие выводы. Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

  1. увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  2. получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

      Покупатель  может:

  1. получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  2. избежать риска получения некачественного товара;
  3. увеличить объем закупок;
  4. улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Информация о работе Факторинг операции коммерческих банков в России