Факторинг операции коммерческих банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является характеристика и изучение факторинговых операции коммерческих банков в России и связанных с их организацией проблем.

Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:

1) рассмотреть сущность и значение факторинга;

2) выявить преимущества факторинга;

3) рассмотреть участников факторинговых операций и их виды;

4) проанализировать динамику и тенденции развития факторинга в России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

     Введение 
 

      Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

      Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".

      Факторинг начал активно развиваться в Англии в 14 веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

      Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

      Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

      В Европе факторинг получил развитие начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый "рынок покупателя", где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

      При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

     Начиная примерно с середины 80-х годов  факторинговая индустрия демонстрировала  самые высокие темпы роста  в финансовом секторе мировой экономики.

      Показатель "отношение факторингового оборота к ВВП" позволяет оценить относительную важность факторинга в финансовых системах различных стран мира: первые строчки занимают Италия (11,9%), Кипр (20,7%), Великобритания (10,5%), Португалия (9,8%). В США (0,9%), Германии (1,6%), Австрии (1,2%) значение этого показателя значительно ниже. В России по данным FCI за 2003 год доля факторингового оборота в ВВП не превышала 0,1%.

          Объектом исследования является место факторинговых операций в деятельности коммерческих банков.

     Предметом исследования является рынок факторинга в России и перспективы его развития.

     Целью работы является характеристика и изучение факторинговых операции коммерческих банков в России и связанных с их организацией проблем.

      Достижению  этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:

1) рассмотреть  сущность и значение факторинга;

2) выявить  преимущества факторинга;

3) рассмотреть  участников факторинговых операций  и их виды;

4) проанализировать динамику и тенденции развития факторинга в России.

     Работа  базируется на материалах, изложенных в учебной литературе, периодической  печати, а также в сети Интернет.

     Работа  состоит из двух разделов. Первый раздел содержит основные понятия и положения, связанные с применением факторинга в России, характеризует основные принципы организации факторинговых операций. Во втором разделе рассматриваются основные виды факторинговых операций, а также основные тенденции развития факторинга в России.

            Практическая значимость данной работы заключается в экономическом обосновании необходимости пересмотра современными руководителями предприятий подхода к финансированию своей деятельности посредством кредита. Представляется целесообразным делать попытки использовать факторинг для финансирования деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность и значение факторинга

          

     1.1 Понятие и правовое регулирование факторинга 

      

     Российский  факторинг жив и продолжает развиваться, даже несмотря на то, что он понес  несопоставимые потери по сравнению с другими финансовыми сегментами. Это уход двух крупнейших игроков: дефолт ФК "Еврокоммерц" (доля рынка - 22,3%) и продажа факторингового бизнеса МФК "Траст". На прошлой неделе, на пятой ежегодной конференции "Факторинг в России-2009", было заявлено, что отрасль перестроилась, сменила лидеров и приоритеты, услуга продолжает предоставляться как проверенным, так и новым компаниям, и именно в условиях кризиса имеет шанс на дальнейшее развитие. ("Российская Бизнес-газета" №703 (19) от 26 мая 2009 г.)

     Рынок факторинга начал формироваться  в России с конца 90-х годов, в  первую очередь, разумеется, в столице. Однако в Свердловской области развитие факторинга тоже было довольно активным. Всего за пять лет, к 2004 году, годовой объем факторинговых сделок в Свердловской области достиг около 50 млн. долларов, а число участников рынка превысило два десятка. В последующие годы рынок продолжил рост, но его обороты в сравнении с зарубежными странами и даже Москвой оставались весьма скромными. Одна из причин этого, как склонны считать эксперты, в предвзятом отношении к факторингу потенциальных клиентов. Зачастую предприниматели либо воспринимают его как ненужную альтернативу кредитованию, придуманную банками, либо считают слишком сложной и трудоемкой процедурой — и опять-таки выбирают традиционные кредиты.

     Факторинг — это не отдельная операция, а целый комплекс услуг, которые  оказываются клиенту банком или  специализированной компанией (фактором) в обмен на уступку дебиторской задолженности. Основные из них: финансирование поставок товара, страхование кредитных рисков и контроль своевременной оплаты. Одна из самых распространенных схем факторинга выглядит так. Поставщик на условиях отсрочки платежа отгружает покупателю товар и передает в банк или факторинговую компанию подтверждающие документы. В течение нескольких дней фактор оплачивает поставщику часть от суммы поставки — как правило, не более 90%. По истечении отсрочки покупатель перечисляет фактору всю нужную сумму, а он переводит оставшуюся часть — за вычетом положенных ему комиссий — поставщику.

     Таким образом, схема факторинга выгодна  для всех участников. Поставщик может  сразу получить плату за товар, не дожидаясь расчета с покупателем, решив тем самым проблему кассовых разрывов. При этом поставщик повышает свою конкурентоспособность, так как предоставляет покупателю отсрочку, который, в свою очередь, может увеличить объемы закупок и имеет больше гарантий качественности товара. Что же до банков и факторинговых компаний, то они достигают своей основной цели — получают доход.

     Факторинг как вид финансирования предназначен преимущественно предприятиям малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия тоже выступают клиентами факторинговых компаний. Для них более важна рисковая и сервисная составляющая факторинга — информационное обслуживание (проверка платежной дисциплины и надежности дебиторов в федеральном масштабе, онлайн-аналитика по дебиторской задолженности в системе фактора – Интернет-факторинг), административное управление дебиторской задолженностью, страхование риска просрочки.

     За  операции по востребованию долгов фактор возьмет с клиента: — факторинговую  комиссию (размер зависит от суммы  долга, степени риска и объема работы, чем сумма больше, тем  процент может быть меньше) — ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов (ставка ссудного процента обычно на 1,5-2,5% выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1-2% выше учетной ставки ЦБ).

     Если  с целевой аудиторией все примерно понятно, то в рядах самих факторов стройности нет — рынок факторинга на Урале находится в состоянии активного переформирования. «В конце 2008 года часть игроков ушла с рынка: это лидер прошлых лет «Еврокоммерц» и более мелкие «Система-Фактор», ФК «Горизонт». До сих пор наблюдаются сложности с фондированием у ряда других компаний, входящих в десятку лидеров. По этой же причине ряд банков свернул факторинговое направление. Одновременно с этим, по его словам, спрос на услугу факторинга закономерно усилился сразу по нескольким причинам. Например, при получении кредитов ужесточились требования к залогам, а для факторинга «твердых залогов», как уже говорилось, не требуется. Кроме того, растут требования крупных дебиторов к поставщикам в части увеличения отсрочки платежа в договоре поставки, также возросли риски просрочки платежей дебиторами, а факторинг снимает этот риск.

     Спрос на услуги факторинга повысился, но в то же время на фоне растущего спроса показатели объемов уступленных требований не увеличиваются.

     Факторинговый рынок является зависимым от финансовых ресурсов, производимых мировой экономикой. Очевидно, что финансовый кризис прошлого года не мог не отразится на российском рынке факторинга. В основе нынешней рыночной нестабильности лежат проблемы на мировых кредитных рынках. И не секрет, что по мере проявления кризисных явлений рынок замер. Факторы намеренно притормаживают рост и ужесточают требования к потенциальным клиентам, чтобы оградить себя от дополнительных рисков. С началом кризиса практически все участники рынка, и регионального, и федерального масштаба, изменили принципы работы с клиентами: пересмотрели эффективность риск-менеджмента, повысили стоимость услуг, изменили условия финансирования. Пакет документов остался прежним, однако изменился подход к анализу клиентов — он стал более жестким.

     Драйвером роста для рынка факторинга могут  стать и недавние изменения в  законодательстве. В соответствии с принятыми в апреле прошлого года поправками в ГК РФ, в качестве финансового агента договор финансирования под уступку денежного требования теперь могут заключать и коммерческие организации. Ранее делать это могли только банки и иные кредитные организации. Исключена и статья, регламентирующая деятельность финансовых агентов.

     Специалисты полагают, что будущее у факторинга в России есть и, по их мнению, очень радужное. Причина такой оптимистичной оценки в том, что потенциальная емкость рынка факторинга очень велика. По сути, это весь рынок товарных кредитов, который в России превышает 600 млрд. долларов, тогда как по результатам 2008 года оборот факторов составил лишь 40 млрд. долларов. К тому же, проникновение факторинга (доля в ВВП) в Европе оценивается от 7% в Германии и Испании до 20% в Британии, а у нас пока — лишь 1,89%. Существенную роль в развитии факторинга также продолжат играть ужесточение банками кредитной политики и потребность предприятий быстрых источниках ликвидности.

     Вместе  с тем остаются и причины, тормозящие рынок уже не первый год. Развитие факторинга по-прежнему сдерживает низкий уровень финансовой грамотности среди предпринимателей и руководителей малого бизнеса и непонимание ими преимуществ факторинговых услуг. Кроме того, до сих пор остаются серьезные пробелы и противоречия в законодательстве и судебной практике. К тому же, несмотря на то, что факторинг развивается в России уже более 7 лет, существует проблема дефицита опытных и высококвалифицированных специалистов в этом направлении, что также не позволяет развивать предложение услуг.

Информация о работе Факторинг операции коммерческих банков в России