Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть цели, объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно- кредитной политики.
2.Проанализировать основные концепции денежно- кредитной политики: её теоретические и практические аспекты.
3.Расмотреть разработку денежно- кредитной политики Банком России.

Содержание

Введение. 3
1. Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной
политики. 4
1.1. Цели, объекты, субъекты денежно- кредитной политики. 4
1.2 Инструменты денежно - кредитной политики. 13
2.Основные концепции денежно- кредитной политики: теоретические и практические аспекты . 23
2.1Теоретические аспекты. 23
2.2 Практические аспекты . 26
3.Разработка денежно-кредитной политики Банком России. 34
Заключение . 40
Список используемой литературы. 43

Работа состоит из  1 файл

ДКБ-ГОТОВАЯ.docx

— 103.38 Кб (Скачать документ)

    Монетаристский  подход базируется на убеждении, что  рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».

    Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП тем лучше жизнь людей».

    Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы  необходимо поддерживать устойчивый и  обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.

    Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции проявляются чистые убытки.

    Таким образом, динамика валового национального  продукта следует непосредственно за динамикой денег.

    Причинно-следственная связь между предложением денег  и национальным производством, номинальным  объемом валового национального  продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

    Количественная  теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Фридмена

     «Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.

Практические  аспекты

    Знание  теоретических основ и концепций  денежно-кредитной политики еще  не означает автоматической возможности  ее эффективной разработки и достижения поставленных целей. Нельзя выбрать  единую оптимальную для всех стран  одинакового уровня экономического развития денежно-кредитную политику. Она будет различаться в зависимости от размеров, уровня развития и структуры финансового рынка. На нее будут воздействовать определенные временные лаги и степень независимости центрального банка. Если некоторые решения в области денежно-кредитной политики одинаковы для большинства стран, это может только означать, что эти решения предпочтительнее других, но не всегда оптимальны для того или иного периода развития именно данной страны. Такой вывод вытекает из того, что трудно с достаточно высокой точностью предсказать последствия проводимой денежно-кредитной политики. На нее влияют как эндогенные (поведение самих субъектов рынка, их предпочтения), так и экзогенные (специфика фазы экономического цикла, политические изменения в стране) факторы денежного рынка.

    При формировании денежно-кредитной политики предполагается проработка ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

      *что выбрать в качестве приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентную ставку или количество денег;

      *насколько независим центральный банк в разработке и проведении денежно-кредитной политики;

      *будет ли центральный банк точно следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или будет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

      *будет ли денежно-кредитная политика проциклической или антициклической;

      *как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

      *как осуществление денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Спрос на деньги или предложение  денег: распределение  приоритетов

    Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной  политики зависит оттого, что сильнее  воздействует на экономику — спрос  на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы. Процесс достижения целевых ориентиров по процентным ставкам часто приводит к дефициту ликвидности в банковском секторе. Это вынуждает банковский сектор производить заимствование и центральном банке, что, с одной стороны, влияет на денежное предложение, с другой стороны, обеспечивает свободу действий центрального банка, который может изменить установку в области денежно-кредитной политики ,изменив впоследствии ставку рефинансирования.

    Пример. В настоящее время Банк России отмечает, что для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы Банк России будет учитывать изменения в спросе банковской системы на резервы и использовать процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике будет возрастать.

    Эти положения отражают переход к  активному использованию рыночных методов проведения денежно-кредитной политики в России.

Функциональная  независимость центрального банка

  Разработка  центральным банком денежно-кредитной  политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики и проявляется в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер применяемых инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого центральным банком контроля за кредитной системой, а именно применение преимущественно рыночных или административных способов контроля. Показателями функциональной независимости являются:

      *достаточность и эффективность инструментов, которыми располагает центральный банк для проведения денежно-кредитной политики;

      *применение механизмов, регулирующих принятие решений по использованию инструментов денежно-кредитной политики:

  • центральный банк принимает решения самостоятельно;
  • фактически решения принимаются политическими органами;
  • «разделение труда» — за центральным банком закрепляются инструменты денежно-кредитной политики, а за правительством — политика валютного курса;
  • совместное принятие решений;
  • право правительственных органов приостанавливать решения центрального банка.

В разных странах степень функциональной независимости различна. Наибольшей независимостью отличается Бундесбанк (Банк Германии). При решении поставленных задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако его деятельность не зависит от указаний правительства. Он должен выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять правительству необходимую информацию. Вместе с тем члены правительства могут участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка, но не имеют права голоса. Однако они могут предлагать вопросы для обсуждения на Центральном совете Бундесбанка, вносить предложения. При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк обладает полной автономией, но только до тех пор, пока его действия не противоречат основным направления экономической политики правительства.

    Высокой степенью независимости от исполнительной власти наделена ФРС США: ее решения не подлежат корректировке со стороны президента или правительственных структур. Однако ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику.

    В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Банк России учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования своей денежно-кредитной политики в значительной степени опирается на собственные прогнозы экономического развития.

    Одним из наименее независимым с функциональной точки зрения является Банк Англии. Казначейство имеет возможность существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа Банка Англии — Правления — входит координация вопросов денежно-кредитной политики с Министерством финансов. Глава Минфина формально ответствен за принятие решений в данной области и подотчетен Парламенту.

    Аналогичной зависимостью отличается Банк Италии, который также должен выполнять рекомендации Казначейства.

    В общем в странах, для которых характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно более зависим от правительства, чем в федеративных государствах.

Программа денежно-кредитной  политики или свобода  действий.             Функциональная независимость центрального банка приводит к необходимости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в связи с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998 года с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления пика кризиса ставка рефинансирования была снова снижена и наблюдалась тенденция к дальнейшему ее уменьшению.

      Таким образом, денежно-кредитная политика должна допускать возможность для центрального банка реагировать на временные изменения экономической конъюнктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например в случае прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги, может привести к нежелательным инфляционным последствиям или к ограничению совокупного спроса. А это в свою очередь повлечет за собой уменьшение доверия к действиям центрального банка. В связи с этим документ, определяющий основные направления государственной денежно-кредитной политики, должен носить характер концепции, а не закона (как, например, закон о федеральном бюджете), изменения в который вносятся после соответствующего утверждения законодательным органом.

      Проциклическая или антициклическая денежно-кредитная политика

      В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредитной политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен проводить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредитная политика усиливает тенденции в экономике, например способствует повышению цен при тенденции их роста и снижению — при тенденции их снижения). Такая политика ошибочна и не отражает активной роли денежно-кредитной политики в экономике. Антициклическая денежно-кредитная политика должна сглаживать отрицательные проявления в той или иной фазе экономического цикла: уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать при падении цен.

Информация о работе Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики