Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть цели, объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно- кредитной политики.
2.Проанализировать основные концепции денежно- кредитной политики: её теоретические и практические аспекты.
3.Расмотреть разработку денежно- кредитной политики Банком России.

Содержание

Введение. 3
1. Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной
политики. 4
1.1. Цели, объекты, субъекты денежно- кредитной политики. 4
1.2 Инструменты денежно - кредитной политики. 13
2.Основные концепции денежно- кредитной политики: теоретические и практические аспекты . 23
2.1Теоретические аспекты. 23
2.2 Практические аспекты . 26
3.Разработка денежно-кредитной политики Банком России. 34
Заключение . 40
Список используемой литературы. 43

Работа состоит из  1 файл

ДКБ-ГОТОВАЯ.docx

— 103.38 Кб (Скачать документ)

     Временные лаги денежной-кредитной политики

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной  политики связана с проблемами временных  лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения  потребности в применении той  или иной меры в области денежно-кредитной  политики и моментом осознания этой потребности, а также между моментом осознания потребности, выработки  мнения и начала реализации. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. Если цены растут на протяжении длительного периода времени, то у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходят осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начинается их осуществление. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может измениться.

    Далее возникают временные лаги между  началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которые усложняются непредсказуемостью поведения экономических субъектов.

    Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики, снижают точность прогноза ее результатов. Последствия денежно-кредитной политики становятся менее предсказуемыми по сравнению, например, с последствиями фискальной политики, когда результаты введения, допустим, новых налогов или изменения налоговых ставок можно предсказать с большей степенью вероятности, чем последствия изменения процентных ставок.

Денежно-кредитная  политика и инфляция.                                                  Сегодня общепринято мнение, согласно которому инфляция — многофакторное явление, хотя, по утверждению М. Фридмена, инфляция — «всегда и везде монетарное явление». Это означает, что борьба с инфляцией в конечном счете сводится к эффективному использованию монетарного фактора рыночной экономики.

    Денежные  факторы инфляции в общем виде можно свести к следующим: факторы, связанные непосредственно с выполнением деньгами их функций, ценовые факторы (сфера товарно-денежных отношений), финансовые факторы (прежде всего воздействие налогов и государственных расходов) и кредитные отношения (в первую очередь в части эмиссии безналичных денег). Таким образом, и методы регулирования денежных факторов инфляции можно рассматривать как методы реформирования собственно денежной системы страны, методы государственного регулирования цен, антиинфляционные методы в рамках финансовой политики государства и методы денежно-кредитной политики.

    Проблемы  денежно-кредитной политики тесно  переплетаются с проблемами инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно- кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регулирование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики. Но применение жестких монетарных мер со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию.

Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в «раскручивании» инфляции преобладают немонетарные факторы, например административный рост цен, то снижение уровня инфляции за счет сокращения денежного предложения — явно неэффективная мера борьбы с инфляцией.                                                                                                

                                                                                                                                                    

3. РАЗРАБОТКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ БАНКОМ  РОССИИ.

     В соответствии с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ежегодно не позднее    26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

При формировании концепции и определении целевых  ориентиров денежно-кредитной политики Банк России исходит из результатов анализа развития экономики за предшествующий период и прогноза развития на предстоящий, программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ, в котором отражены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, включает следующие разделы.

1.Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики.

Пример. При разработке денежно-кредитной политики на 2008 год Банк России исходил прежде всего из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Основной целью денежно-кредитной политики Центральный банк считает постепенное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции — до 5—6% в 2010 году. В 2008 году будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако в среднесрочной перспективе ожидается изменение макроэкономических условий ее проведения, что потребует переноса акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и переходе от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.

2.Краткая характеристика состояния экономики.

Пример. При разработке денежно-кредитной политики на 2008 год Банк России оценивал макроэкономическую ситуацию как стабильную, характеризующуюся устойчивым состоянием платежного баланса, продолжением экономического роста, снижением инфляции, ростом реальных денежных доходов населения. Сохраняется профицит федерального бюджета и устойчивый курс рубля. В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных внешних условий функционирования российской экономики. Международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой экономики на уровне 2007 года. В перспективе до 2010 года прогнозируется продолжение экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004—2008 годах. При этом не исключается возможность замедления роста мирового ВВП.

3.Прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики.

Пример. В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6—7%, в 2009 году — до 5,5—6,5%, в 2010 году — до 5—6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.

    Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24—30% за год.

    В 2009—2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При  этом темпы прироста денежной массы  М2 могут составить 20—24% в 2009 году и 16— 20% в 2010 году.

          4.Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных мероприятий или корректировки целей.

      5.Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год.

Пример. При расчетах показателей денежной программы в 2008 году Банк России базировался на сценариях социально-экономического развития России, разработанных Минэкономразвития России (три варианта прогноза платежного баланса).

      6.Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий                год.

Пример. На 2008 год при всех рассматриваемых вариантах прогноза социально-экономического развития страны ожидается, что платежный баланс останется устойчивым. Вместе с тем в условиях возможного сокращения или умеренного роста экспорта товаров при достаточно интенсивном наращивании импорта товаров положительное сальдо торгового баланса может уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета текущих операций.

     При первом варианте прогноза, предусматривающем  наибольшее снижение цен на нефть, экспорт  товаров и услуг может уменьшиться. В условиях второго варианта, предусматривающего незначительное понижение по сравнению  с 2007 годом цен на вывозимую Россией нефть, предполагается незначительный рост экспорта товаров и услуг. В соответствии с третьим вариантом, предполагающим улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидается более быстрый рост экспорта товаров и услуг. Вместе с тем прогнозируется еще более интенсивное наращивание импорта. В этих условиях активное сальдо торговли товарами и услугами может сократиться.

      7.Целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов.

      8.Показатели денежной программы на предстоящий год. В денежной программе приводятся прежде всего показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, и за счет чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Пример. Денежная программа на 2008—2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008—2010 годы.

     Основным  источником роста денежной базы в 2008—2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту — с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе — за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.

      9.Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для постижения целевых ориентиров.

Пример. В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для обеспечения устойчивого состояния денежно-кредитной сферы при различных сценариях социально-экономического развития страны. Приоритет будет иметь последовательная активизация процентной политики и повышение значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики по мере формирования необходимых экономических предпосылок. К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке.

     10. План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики