Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание

До 2009 года банковская отрасль в России характеризовалась высокими темпами роста активов, концентрации и централизации банковского капитала. Наблюдаемый кризис в российской экономике вносит свою долю неопределенности в развитие банковской отрасли. Для защиты интересов инвесторов и сберегателей быстрые качественные и количественные изменения в банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов контроля и надзора за банковской деятельностью, в особенности в условиях текущего экономического кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Банковский контроль и надзор в России- современное состояние и п.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее существенные положения и результаты исследования опубликованы в 7 статьях общим объемом 2,75 п. л. (в том числе вклад автора – 2,45 п. л.).

 

Объем и структура исследования.

Работа имеет следующую  структуру, определенную целью исследования, совокупностью поставленных задач и логикой исследования:

 

Список использованной литературы состоит из 151 источника. Диссертационное исследование выполнено на 192 страницах машинописного текста с 15 приложениями, содержит 7 рисунков и 2 таблицы.

 

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ,  
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

 

По итогам проведенного исследования основные научные результаты, положения и выводы можно разделить  на три взаимосвязанных группы проблем: проблемы теоретической основы функционирования контроля и надзора за банковской деятельностью, проблемы эффективности контроля и надзора за деятельностью банков в России и проблемы дальнейшего развития банковского контроля и надзора в России.

По результатам исследования первой группы проблем можно отметить, что необходимость в контроле и надзоре за современной банковской деятельностью определяется несколькими положениями.

Во-первых, банковский контроль и надзор является составной частью регулирования деятельности банков и заключается в проверке отклонения состояния банковского сектора экономики от верхней и нижней границ регулирования1. В данном аспекте государство обеспечивает условия роста капитала, препятствующие саморазрушению рыночной экономики.

Во-вторых, существующая в экономике схема работы «агент (коммерческие банки) – доверитель (органы, осуществляющие контроль и надзор)» нуждается в снижении скрытых действий и искажений информации о деятельности банков. В данном случае удовлетворяется потребность государственных органов в надежности и бесперебойности функционирования банковской отрасли.

В-третьих, отказ от контроля и надзора со стороны специальных органов приводит к тому, что клиенты и собственники банков имеют фактическую возможность идентифицировать проблемы в банках только на стадии их банкротства, что в условиях использования банками средств клиентов и акционеров недопустимо. В данном случае удовлетворяется потребность в оценке клиентами и собственниками текущего и потенциального финансового состояния банков для управления собственными рисками деятельности.

В процессе диссертационного исследования проведен сравнительный анализ различных подходов к трактовке содержания контроля и надзора за банковской деятельностью. На данном этапе исследования уточнено понятие банковского контроля и надзора. Под банковским контролем и надзором понимается совокупность мер, позволяющих проводить банковское регулирование, направленное на стабильность, надежность и эффективность банковского сектора экономики.

Целями банковского  контроля и надзора в представленной плоскости можно признать используемые многими экономистами эффекты снижения ложного выбора и недобросовестного поведения в банковской отрасли.

Для достижения целей  банковского контроля и надзора  необходимо установить правила или  принципы, регламентирующие основные моменты банковской деятельности и  в особенности раскрытия информации органам регулирования и внешним контрагентам, затем проводить проверки, направленные на выявление отклонений от установленных правил или норм. Вполне естественным будет завершение таких действий работой с банками, вышедшими за пределы установленных правил или принципов.

Содержание регулирования, а также банковского контроля и надзора определило их структуру и основные элементы (таблица 1).

Таблица 1. Структура банковского регулирования,  
банковского контроля и надзора

Структура деятельности

Банковское  регулирование

Банковский  контроль и надзор

Потребность

обеспечение государством условий роста капитала, препятствующих саморазрушению рыночной экономики

Мотив

     
 

смыслообразующий

эффективный банковский сектор

стабильность и эффективность  банковской деятельности

 

стимулирующий

получение прибыли;

получение статистической информации;

противодействие отмыванию денежных средств и  борьба с финансированием терроризма

Цель

стабильность работы банков;

надежность деятельности банков;

обеспечение экономической эффективности

снижение ложного выбора и недобросовестного поведения  в банковской отрасли

Действия

элементы банковского  надзора и контроля:

допуск на рынок;

текущий надзор;

санация

дистанционный надзор;

инспекционные проверки;

санация

Операции (группы процессов)

запрос информации;

предоставление информации;

анализ;

принятие решения

установление стандартов-целей;

измерение текущего достижения цели;

анализ полученных данных;

коррекция достижения целей (или пересмотр целей)

Условия

 
 

внутренние 

материальные ресурсы, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, методология

 

внешние

законодательное закрепление, политическое воздействие, общее состояние экономики, рефлексия экономических субъектов


 

Специфика контроля и  надзора за банковской деятельностью неразрывно связана с этапами развития экономики и банковского дела (таблица 2). Товарная экономика характеризуется появлением и функционированием индивидуализированного контроля и надзора, проводимого клиентами на основе деловой репутации банков. Капиталистическая экономика привела к трансформации контроля и надзора за банковской деятельностью в централизованную систему. На данном этапе контроль и надзор в большей степени осуществляется клиентами и государством, в основе такого контроля и надзора лежит деловая репутация банков и внутрибанковские риски.

Таблица 2. Контроль и надзор за банковской деятельностью  
на различных этапах развития банковского дела

 

Экономика

Этап развития банковской деятельности

Банковский  продукт

Основа для  банковского контроля и надзора

Этап развития контроля и надзора

Экономика товарного  обращения

(до 17 в.)

Монетное дело

Размен

Отсутствует

Индивидуализированный 
контроль и надзор

Меняльное дело

Размен, переводы

Отсутствует

Банкирское дело

Переводы, депозиты, размен, ростовщический кредит

Контроль и надзор, осуществляемый индивидуально клиентами  и основанный на деловой репутации

Капиталистическая экономика

(17 в. – 1-я пол. 20 в.)

Эмиссионное дело

Вексель, банкнота

Контроль и надзор, основанный на деловой репутации.

Контроль и надзор со стороны государства, основанный на внутрибанковских рисках

Централизованный контроль и надзор

Кредитное дело

Учетный кредит, ссуда  под залог дебиторской задолженности, ссуды на текущие нужды, бланковые  кредиты, залоговые кредиты, овердрафт, платежный кредит

Биржевое дело, инвестиционное, страховое дело и т. п.

Брокерские, дилерские  продукты, депозитарий

Финансовая экономика

(2-я пол. 20 в. – нач. 21 в.)

Финансовое посредничество

Финансовые деривативы, опционы, свопы, кредитные ноты и  т. п.

Контроль и надзор, основанный на деловой репутации и внутрибанковских рисках.

Контроль и надзор со стороны государства, основанный на внутрибанковских рисках.

Контроль и надзор на консолидированной основе.

Контроль и надзор, основанный на международном сотрудничестве.

Антимонопольный контроль и надзор

Глобальный контроль и надзор


 

Финансовая экономика  характеризуется становлением глобального  контроля и надзора, который осуществляется собственниками, клиентами, государственными органами. В его основе заложены деловая репутация банков, внутрибанковские риски, принцип консолидации деятельности как банков, так и их клиентов, международное сотрудничество. Возрастающая международная интеграция приводит к необходимости формирования единых правил контроля и надзора за банковской деятельностью. Так как применение любых правил должно быть адекватным сложившейся практике в стране, то наиболее органичным является развитие основных принципов-признаков, характеризующих эффективность контроля и надзора. В современных условиях таковые принципы разработаны Базельским комитетом.

На данный момент в российской банковской отрасли в большей степени  существует централизованный контроль и надзор. Необходимо отметить, что  наблюдается противоречие между  текущим этапом развития контроля и надзора за банковской деятельностью в России и растущей потребностью российских банков в консолидации бизнес-процессов своих собственников и заемщиков, а также в выходе на международные рынки.

Согласно результатам проведенного исследования, определено, что оценка эффективности контроля и надзора за банковской деятельностью может проводиться в соответствии с тремя основными подходами. Первый подход основан на участии органов регулирования, контроля и надзора в формировании условий банковской деятельности. При данном подходе эффективность рассматривается с позиции, когда контролю и надзору подлежит вся совокупность банков и парабанков. Одним из основных представителей этого подхода является Синки Дж.

Второй подход ориентирован на участие органов регулирования, контроля и надзора в деятельности каждого отдельного банка. В этом случае возникает персонализация контроля и надзора за банковской деятельностью. Концентрация контроля и надзора за деятельностью каждого банка предполагает большие по сравнению с предыдущим подходом требования к наличию ресурсов у контрольно-надзорных органов. Данный подход наиболее проработан у Фроста С.

Третий подход основан  на участии органов регулирования, контроля и надзора в формировании условий для достаточного внутреннего контроля в деятельности каждого банка. В данном случае эффективность раскрывается через возможность внутреннего контроля влиять на риски работы банков и качество раскрытия информации об их деятельности. Отдельные элементы данного подхода нашли свое отражение в работах Грюнинга Х., Братанович С., Роуза П.

Учитывая обозначенную ранее потребность в наднациональных  принципах организации контроля и надзора за банковской деятельностью, наиболее комплексной работой, отражающей оценку эффективности контроля и надзора, являются принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору (г. Базель, Швейцария) в 1998 году.

Сформированные теоретические  основы функционирования контроля и надзора за банковской деятельностью позволили перейти к исследованию второй группы проблем, то есть к оценке эффективности контроля и надзора за деятельностью банков в России.

По результатам проведенного исследования определена институциональная схема контроля и надзора за банковской деятельностью в России (рис. 1). Несмотря на то, что Банк России определен нормативно-правовыми актами как единственный орган банковского надзора, по существу можно выделить более 10 субъектов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью банков. Большое количество контрольных и надзорных органов естественным образом приводит к увеличению издержек от проведения контроля и надзора. Например, существуют противоречия между Банком России и Федеральной налоговой службой по вопросам формирования резервов по ссудам и приравненной к ним задолженности и уплаты налога на прибыль, ограничены контакты между Банком России и аудиторскими организациями, между Федеральной налоговой службой и аудиторскими организациями и так далее. Рост издержек от осуществляемого контроля и надзора в конечном счете приводит к увеличению затрат и неопределенности в деятельности банков.

Согласно обозначенным теоретическим основам, диссертантом проведено исследование адекватности банковского контроля и надзора российским условиям. В основу исследования заложено выявление соответствия банковского контроля и надзора в России принципам эффективного надзора, а также критериям оценки соблюдения основных принципов, разработанным Базельским комитетом. Указанное исследование проводилось по двум основным направлениям: выявление формального соответствия между базельскими принципами и российской нормативно-правовой базой и содержательное выполнение базельских принципов в российских условиях, то есть выполнение по своей сути.

По результатам исследования в первом направлении можно отметить, что к настоящему моменту действующая в России нормативно-правовая база позволяет признать контроль и надзор за деятельностью российских банков как удовлетворяющий базельским принципам и подходам в оценке его эффективности. Тем не менее требуется ряд изменений законодательства в части содержания основополагающих понятий: связанные между собой стороны и существенный контроль, оказываемый одними хозяйствующими субъектами на деятельность других. Необходимо смещать акцент от количественных показателей, используемых в действующей терминологии банковского контроля и надзора, в сторону их содержательности. Текущее российское законодательство оставляет возможность для банков обходить запреты Банка России по формированию своих собственных капиталов ненадлежащими активами, манипулировать показателями прибыли, а также качеством своих активов, например, кредитных портфелей.

Информация о работе Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития