Банковские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

2. Гарантии торга (bid bond, participation bond), которые предостав­ляются участникам торгов с целью обеспечения наличия прайс-листов, выполнения взятых на себя обязательств. В случае невы­полнения условий торгов банк также должен выплатить опреде­ленную сумму потерпевшей стороне.

3. Гарантии аванса (advance-payment guarantee) используются при выполнении больших заказов: постройке зданий, сооружений. Так как заказ выполняется в течение длительного периода време­ни, исполнитель должен быть уверен, что по окончании работы потребитель не передумает и не откажется произвести выплаты. Со своей стороны, потребитель должен быть уверен, что получит заказанный товар в нужном количестве и качестве и точно в срок. При невыполнении обязательств банк должен выплатить опреде­ленную сумму потерпевшей стороне. Иногда сумма гарантий ав­томатически уменьшается по мере выпололнения некоторых этапов обязательств.

4. Гарантия отсутствующего коносамента (letter of indemnity) преду­сматривает временное несовпадение между транспортировкой товаров и пересылкой сопроводительных документов. С ее помо­щью снижается оплата по снятию дополнительных складских помещений, оплата за простои транспортных средств, снижается риск от доставки некачественного товара, товара, не отвечающе­го всем оговоренным заранее требованиям, и т.д.

5. Гарантия неполной (некорректно составленной) документации (guarantee in respect of inconsistent documents). Банк обеспечивает потребителя и/или производителя необходимыми средствами для нормального продолжения деятельности независимо от конкрет­ной неблагоприятной ситуации, связанной с неправильным оформлением сопроводительной документации.

6. Гарантия для таможенных властей (guarantee towards customs authorities) выражается в обязательстве банков выплатить все та­моженные формальности, связанные с перевозкой товара.

И, наконец, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:

        предварительную оценку возможных потерь с помощью прогноз­ных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их кли­ентов, контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурен­тов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели ком­мерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга;

        динамику процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обра­щающимся инструментам ниже ставок по инструментам с огра­ниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и опе­рациям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по актив­ным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем ста­бильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и кратко­срочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по крат­косрочным операциям;

        диверсификацию риска, представляющую собой его рассредото­чение. Она может проявляться в различных видах:

а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему ко­личеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;

б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков образуя консорциум;

         в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков.

Так же одним из средств управления банковскими рисками является страхование. Страхование является одним из способов защиты от возникающих в ходе банковской деятельности рисков . С помощью страхования покрываются две основные категории рисков: экономические и политические.

Многие государства (в основном западные) для стимулирования экспорта с помощью государственных страховых агентств осуществляют страхование экспортных кредитов от политического риска. Частные страховые общества такого рода страхования обычно не проводят.

По своей сути страхование кредитов позволяет уменьшить или устранить кредитный риск. Объектами страхования кредитов, как правило, служат коммерческие кредиты (кредиты, предоставляемые поставщиком покупателю), банковские ссуды поставщику или покупателю. Обязательства и поручительства по кредиту. Долгосрочные инвестиции и др. Защита интересов продавца либо банка-кредитора в том, что в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по другим  причинам погашения задолженности по предоставленному кредиту берет на себя страховая организация.

В международной практике страхование кредитов как специфический вид страхования возникло в 19 веке и было порождено экономическими кризисами и нестабильностью. Современные формы этот вид страхования принял только после Второй  мировой войны. В отечественной практике страхование кредитов началось с 1990 года.

Страхование осуществляется на добровольной основе в двух формах:

- страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов;

- страхование риска непогашения кредита.

В первом случае страхователем выступает заемщик, объектом страхования является его ответственность перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полное погашение кредита (включая проценты за пользование кредитом). Во втором случае страхователь-банк, а объект страхования- ответственность всех или отдельных заемщиков перед банком за своевременное и полное погашение кредита и процентов за пользование кредитами.

Для заключения договора страхования (страхового свидетельства) страхователь предоставляет страховщику определенный набор документов. Перечень документов составляет страховщик. Основная цель предоставления документации- определение степени страхового риска и расчет на ее основе величины страховой премии (взноса).

Наиболее существенными моментами в страховании являются:

- размер ответственности, принимаемой страховщиком;

- определение страхового случая;

- порядок возмещения убытков;

- размер страхового тарифа и премии;

Условия соблюдения каждого из перечисленных моментов оговариваются (устанавливаются) индивидуально. Однако слабость страхового надзора в России приводит к появлению различного рода злоупотреблений. Чрезмерно высокие страховые премии приводят к получению страховыми организациями «незаработанной» прибыли; повышение издержек производства за счет страховых платежей вызывает необоснованное повышение цен на товары и услуги.

И самое главное обстоятельство  заключается в том, что коммерческие банки не могут сегодня без опасений для себя использовать страхование кредитов как одну из форм защиты  от возникающих рисков в ходе банковской деятельности. Практическое отсутствие страхового аудита и широкого освещение в печати балансов страховых обществ ставит под сомнение платежеспособность последних. С учетом этих недостатков процесс страхования кредитов развивается в России чрезвычайно медленно.

Зарубежная практика показывает, что в Австрии выдаваемый одному заемщику кредит не может превы­шать 50% основного капитала банка.

В Ирландии одному вкладчику запрещается помещать в банк де­позиты, превышающие 10% общей суммы банковских депозитов, а 10 самых крупных вкладчиков не должны держать в банке более 40% суммы его депозитов.

В Великобритании коммерческие банки должны информировать Банк Англии о каждом депозите, составляющем 5% суммы всех де­позитов.

В США действует так называемый закон Джонсона (с 1934 г.), за­прещающий предоставлять кредиты странам, не погасившим свои долговые обязательства перед правительством США и не являющим­ся членами Международного валютного фонда.

Таким образом, регулирование банковского риска базируется не на оценке фи­нансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т. е. предполагается создание резервного по­тенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разоре­ния клиентов.

 

2.3 Методы снижения риска краткосрочных кредитов (скоринг)

 

Скоринг своими истоками восходит к К. Дюрану — английскому банковскому служащему, который, уходя на Вторую мировую войну, оставил инструкцию сотрудникам, как выдавать кредиты, и короткую формулу, учитывающую помимо имущественных параметров также социально-демографические, включая возраст, пол, образование, профессию, место рождения и проживания. Скоринг – не статичная модель. Это модель оценки каждого заёмщика в отдельности по совокупности различных параметров. Моделей скоринга великое множество. В разных банках и компаниях они свои и сравнивать их не имеет смысла.

На пример: для средней полосы России двое и более детей в семье — это фактор кредитного риска. Многодетные семьи всегда дотировались государством, у них менталитет такой, что им не дадут пропасть, государство поможет. Отсюда, скорее всего, низкая внутренняя готовность отдавать взятый кредит. А для Татарстана, например, критерий «двое и более» работает с точностью наоборот. Потому что «двое и более детей» — это, как правило, показатель ответственности, состоятельности в социальном плане. Вроде бы совершенно одинаковый параметр, но для скоринговой оценки он может трактоваться по-разному, в зависимости от региона. Один и тот же параметр внутри скоринга можно сравнивать только с учетом других параметров. Что уж говорить о сравнении самих моделей скоринга.

Скоринг привязан к огромному количеству параметров, причем эти параметры подвижны. Это многофакторный анализ. Общего решения не существует, всегда бывают решения в частных приложениях. Из множества факторов, влияющих на убыточность, надо выбрать наиболее существенные, и привести их к количественному значению. А потом наблюдать, как они изменяются во времени, с изменением общественных и экономических условий.

Построение системы скоринга зависит также от размера кредита. Методы оценки заёмщика на 3 тыс. и 10 тыс. долларов разные, хотя в обоих случаях обследуется физическое лицо.

Сегодня некоторые торговые сети высказывают порой недовольство, что некоторые банки дают достаточно большое количество отказов. А количество отказов — это понимание банка, что клиент неблагонадежен. Для примера возьмем мужчину 40 лет: водительские права, знания иностранных языков нет, загранпаспорта нет, образования нет, места работы нет. Хоть он и житель Москвы, но с большой вероятностью будет отрицательный ответ. Однако в Москве это может быть житель Бутова или Арбата. И тогда уже положительный или отрицательный ответ скоринга — это вопрос глубины детализации.

Более глубокая детализация в скоринге начнется, когда кредитование «переварит» верхнюю часть «пирамиды» потенциальных заемщиков, которая сейчас охвачена. Это самые состоятельные, самые качественные заемщики. В России выдано кредитов, причем не только потребительских, где-то в объеме 1,5% к ВВП. В Западной Европе это приблизительно 50%, в Америке — 78—80%. Это является существенным показателем развития страны.

В странах Восточной Европы кредиты составляют 10—18% от ВВП в зависимости от момента вступления в ЕС. Ближайшая перспектива страны — догнать Восточную Европу. Что означает увеличить объем кредитования в 5—10 раз. Ну и в отдаленной перспективе — уровень кредитования 50% от ВВП, это программа лет на двадцать — догнать Западную Европу.

Процесс будет развиваться лавинообразно, основной двигающий мотив — «чем я хуже соседа». При движении к основанию клиентской «пирамиды» качество заемщиков будет неизбежно падать, а потребности ритейла будут говорить — кредитовать нужно большее количество. В такой ситуации для определения кредитонадежности клиента система скоринга должна обрабатывать информацию с наибольшей степенью детализации. Вот тогда скоринг будет «дотачиваться» до домов и улочек. В какую сторону окна твоей квартиры, какие номера у твоей машины — будем доходить до таких деталей при определении кредитонадежности.

Первая составляющая анкеты скоринговой модели, заполняемой клиентами банков — «жесткие» параметры. Они берутся не со слов, а исходя из документов, которые клиент имеет с собой. Из паспорта «выудить» можно много. Например, одинокая женщина, 35—40 лет, с ребенком, по скорингу для целей экспресс-кредитования с большой долей вероятности будет иметь ответ «да». В силу социальной модели поведения, в силу психотипа данной категории граждан, ее нацеленности на защиту ребенка. Комплекс этих факторов с учетом ее экономического положения свидетельствует о высокой ответственности и, как следствие, достаточной кредитонадежности.

Таковы «жесткие» параметры, которые позволяют делить клиентскую базу на социальные страты. Страт может быть много. Добавляются новые признаки — и предыдущее количество страт может увеличиться в разы.

Страховая компания «РОСНО» выделила на сегодня 1056 первичных страт. Первоначально была разработана балльная система, не привязанная ни к чему. Важно было обкатать эту систему на массиве, набрать статистику, чтобы потом от этого массива данных уже вести корректировки. Чем больше выборка, тем четче локализуются некие пики, — компания их и нащупывала. Опрашивала по этой анкете своих сотрудников, людей на улицах, работников на предприятиях клиентов, даже постоянных посетителей в казино, всеми правдами и неправдами прося заполнять анкеты…

После «жестких» параметров в анкете следуют «мягкие» параметры, среди которых образование, знание языков, количество выездов за рубеж, наличие электронной почты, причем корпоративной или личной, место работы, наличие недвижимости. Эти характеристики также классифицируются и оказывают свое влияние на принятие решения.

И последнее — небольшой психологический опросик, который решает несколько задач. Он помогает определить достоверность информации, предоставленной клиентом. Из 18 вопросов, на которые необходимо ответить «да — нет», из чего-то на первый взгляд размыто-неопределенного получается определенность, как это бывает, наверное, только в психологии. По этим ответам строится некий профиль клиента, который при всей своей простоте на больших массивах показывает критические или некритические смещения относительно некоего признаваемого за норму поля. Это важно — компания больше основывается на социально-экономической модели, нежели на защите кредита имуществом клиента.

Информация о работе Банковские риски