Банковские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) — продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, поте­ри, хищения и пр. товара до определенного договором места (ча­ще всего это склад) на территории покупателя;

д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —прода­вец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.

Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести опла­ту в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему рань­ше.

Лизинговый и факторинговый риски

Уровень банковских рисков может возникать также при осуществле­нии лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринго­вых сделок.

Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.

Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществ­лять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.

В зависимости от формы отношений между субъектами, осуще­ствляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, фи­нансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечис­ленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.

Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой произво­дится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клирин­га выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкрет­ных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от свое­го банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импор­тера,  дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соот­ветствующему банку, связанному с импортером./

Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар опла­чивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть меж­фирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.

Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связа­ны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-ли­стах.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых специализированная ком­пания кредитует продавца при про­ведении им отгрузки товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность клиен­та и взыскивая ее самостоятельно.

 

Риски, связанные со спецификой клиента банка

По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип по­лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза­ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри­скует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:

* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к дивер­сификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;

* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм боль­шему количеству клиентов;

* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.

Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью которой может быть снижен уровень всех видов банков­ского риска.

Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным отраслям (отраслевой риск)

Согласно теории рисков основным признаком принадлежности пред­приятия к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей стороны, могут быть до­бывающими и перерабатывающими, и, наконец, предприятия третич­ной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки, страхо­вые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществля­ющие свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).

Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть сгруппированы следующим образом:

      деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;

      внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой и зависит от сложности вхождения новых производи­телей в отрасль, наличия или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей (потребителей), рейтинга поставщи­ков и посредников, авторитета благожелательных контактных ау­диторий.

Одним из основных способов измерения уровня отраслевого рис­ка является получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициен­та)`.

Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклоне­ний результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных макроэкономических показателей за доста­точно длительный период времени.

Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет бо­лее высокий уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже еди­ницы. Обычно этот анализ проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.

Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.

 

Уровень риска банков в зависимости от размера клиента

В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три группы — мелкие, средние и крупные.

Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреа­гировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает субсидии и возможность средним пред­приятиям заниматься активными научными исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит быстрее.

Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой соб­ственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Ча­сто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют не­большие рыночные окна, ниши и/или сегменты.

Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий. Согласно ста­тистическому анализу американских экономистов обычно около 50% вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в тече­ние первых двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продол­жают существовать 7 лет после своего создания`.

Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагиру­ют быстро на изменения в потребностях рынка и конкретного потре­бителя. Они не часто меняют направление своей деловой активно­сти, но они имеют весомый собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды гарантийного и послегарантий­ного сервисного обслуживания, тратить большие средства на разно­го рода рекламу. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют воз­можность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой ры­нок, превратить его в международный.

 

2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ

      Что скрывается за этими словами? Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью минимизации потерь. В случае банка мы имеем способы воздействия банка на возможные банковские риски с целью минимизации потерь от их осуществления.

Очень важной составной частью выработки стратегии ри­ска является разработка мероприятий по снижению или пре­дупреждению выявленного риска. Вообще, для описания дей­ствий, направленных на минимизацию финансового риска, применяется термин хеджирование.

Именно в выработке основных подходов к оценке риска, определении допустимого его уровня и разработке соответст­вующей стратегии и состоит главная задача управления ри­ском или риск менеджмента.

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке целесообразности проведения какого-либо рискового мероприятия или в процессе его реализации используется вся имеющаяся информация и на ее основе рассматриваются возможные способы управления рисками.

Методы управления риском делятся на аналитические и практические методы.
      Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии управления рисками до начала реализации проекта. Главная задача аналитических методов управления риском состоит в определении рисковых ситуаций и разработке мер, направленных на снижение негативных последствий их возникновения. К числу задач аналитических методов управления риском относят также профилактику рисковых ситуаций.

Практические методы управления риском призваны снизить негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. В то же время практические методы управления риском являются основой для создания информационной базы управления рисками и последующим развитием аналитических методов.

Выделяют следующие методы управления риском:


а) избежание (уклонение) риска;

б) ограничение риска;

в) снижение риска;

г) трансферт (передача) риска, в том числе страхование;

д) принятие риска.

В рамках этих методов применяются различные стратегические решения направленные на минимизацию негативных последствий принимаемых решений:

         избежание риска;

         удержание (ограничение) риска;

         самострахование;

         распределение рисков;

         диверсификация;

         лимитирование;

         хеджирование;

         страхование;

         сострахование;

         двойное страхование; перестрахование

 

2.1 Общие методы регулирования банковских рисков

 

1. Избежание риска

Разработка стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации проекта.

2. Удержание (ограничение) риска.

Разграничение системы прав, полномочий и ответственности таким образом, чтобы последствия рисковых ситуаций не влияли на реализацию проекта. Например, включение в договор поставки оборудования условий перехода прав собственности на поставляемый груз при его получении заказчиком.

3. Самострахование.

              Создание резервов, компенсирующих последствия рисковых ситуаций. Самострахование выступает в денежной и натурально-вещественной формах, когда самостраховщик формирует и использует денежный страховой фонд и (или) резервы сырья, материалов, запасных частей и т.д. при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчиками платежей за поставленную продукцию и др. Порядок использования средств страхового фонда в условиях самострахования предусматривается в уставе хозяйствующего субъекта. Рыночная экономика значительно расширяет границы самострахования, трансформируя его в фонд риска.

      Самострахование, однако, противоречит экономической сущности страхования и не может в полной мере подменить страхование, что проявляется особенно в случаях наступления крупных убытков, ущерб от которых может значительно превысить имеющиеся фонды и отразиться на финансовом положении компании, прибегнувшей к самострахованию.

4. Распределение рисков.

              Организация управления проектами, предусматривающая коллективную ответственность за результаты реализации проекта.

5. Диверсификация.

              Снижение рисков за счет возможности компенсаций убытков в одной из сфер деятельности предприятия прибылями в другой.

Например, ухудшение конъюнктуры на одном из рыночных сегментов может сопровождаться ростом эффективности на другом.

      Диверсификация широко используется на финансовых рынках и является основой для управления портфельными инвестициями. В финансовом менеджменте доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля окажется меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него.

7.      Лимитирование.

Установление предельных значений показателей при принятии тактических решений. Например, ограничение сумм расходов, установление экспортных квот и т.п.

Наиболее удобный и применяемый способ лимитирования рисков — установление лимитов на финансовые результаты. Если принято решение о том, что максимальный уровень убытков ограничен, например, суммой 500 тыс. долларов, то все лимиты при интегрированном расчете должны соответствовать этому параметру. Применение таких широко распространенных в международной практике лимитов, как stop-loss, stop-out, take profit и take out, позволяют эффективно контролировать уровень убытков.

Информация о работе Банковские риски