Банковская деятельность. Кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является рассмотрение основных принципов кредитования, кредитной политики коммерческих банков, изучение проблем возникающих на этапе принятия решения банком о выдаче кредита заемщику и анализ деятельности банка по оценке риска на примере коммерческого банка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Банковское кредитование. Кредитная политика…………………..6
§1.1. Кредитование: основные понятия……………………………………..6
§1.2. Основы кредитной политики коммерческого банка………………..14
Глава II. Кредитоспособность заемщика. Управление рисками…………17
§2.1. Общая классификация методов оценки кредитоспособности заемщиков банка…………………………………………………………………17
§2.2. Сущность и роль управления рисками коммерческого банка...........23
§3.2 Руководство по операционному риску ОТП Банка (г. Смоленск).....35
Заключение…………………………………………………………………..41
Используемая литература...…………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

курсовая. чистовик..docx

— 73.96 Кб (Скачать документ)

Внешняя ликвидность может  быть обеспечена путем приобретения банком на рынке таких обязательств, которые увеличат его запас ликвидных  средств. При этом банк, проводя политику "управления обязательствами", не только повышает свою ликвидность, но и может обеспечить себе дополнительный доход, с выгодой используя полученные средства. Такой способ обеспечения  ликвидности стал применяться в  заметных масштабах в последнее  время, может функционировать при  развитом и открытом финансовом рынке  и характерен для крупных банков. Крупные учреждения в финансовых центрах проводят агрессивную политику управления пассивами и не стремятся "складировать" ликвидность в  активе баланса. В силу своей высокой  репутации и солидного положения  последние используют механизм финансовых рынков для покупки ликвидности  в нужный момент с помощью разного  рода соглашений и операций. Пример:

  • Продажа ценных бумаг с обратным выкупом;
  • Выпуск на рынки коммерческих бумаг (сертификаты, облигации, векселя);
  • Получение займов и др.

7. Риск банковских злоупотреблений.  Риск вызван недостаточной квалификацией  банковского персонала, корыстными  целями, преследуемыми сотрудниками  банка.

8. Кредитный риск1 - вероятность потерь в связи с несвоевременным возвратом заемщиком основного долга и процентов по нему. Кредитный риск - весьма емкое понятие, объединяющее в себе все вышерассмотренные риски (стратегический риск, риск инноваций, операционный и технологический риски, риск несбалансированной ликвидности и риск формирования ресурсной базы, процентный риск, валютный риск, рыночный риск). Выражением степени риска кредитных операций является наиболее высокая процентная ставка по операциям, имеющим кредитную природу (собственно кредиты, факторинг, учет векселей, предоставление гарантий) по сравнению с другими активами. Ставки по кредиту должны компенсировать банку стоимость предоставляемых на срок средств, риск изменения стоимости обеспечения и риск неисполнения заемщиком обязательств. Риск неисполнения заемщиком обязательств определяется большим количеством факторов, объединенным в понятие кредитоспособность клиента: юридическая правоспособность, финансовое положение, репутация клиента, качество предлагаемого обеспечения, прогноз развития фирмы, рыночный риск и так далее. Правильность оценки зависит от обоснованности выбора методики оценки, своевременного реагирования на изменение финансового состояния клиента.

Роль управления банковскими рисками в современных  условиях.

Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом  профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.

В связи с формированием рыночных отношений понятие риска прочно входит в нашу жизнь. Таким образом, банки в условиях такой нестабильности, быстро меняющейся ситуации вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, клиентов, а также предвидеть вероятные изменения законодательства. Именно такая неопределенность и повышенный уровень риска - это плата за полученную экономическую свободу.

Ведущим принципом в работе коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития.

Высокая степень конкуренции на банковском рынке заставила руководителей  банков изменить свое отношение к  политике управления рисками. Тому, что  когда-то считалось формальностью, теперь уделяется большое внимание. Прежде всего, речь идет о развитии подразделений, ответственных за управление рисками, систем управленческой информации, утверждении лимитов и методики измерения рисков.

В сложившейся ситуации становится очевидным необходимость эффективного управления системой банковских рисков. Необходимо также  отметить, что в процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов. Поэтому особенно важным видится выбор конкретного метода анализа уровня, подбор оптимальных факторов и совокупная оценка всей системы рисков.

Таким образом, управление рисками  в коммерческих банках является одним  из важнейших инструментов повышения  их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.

Знать о возможном наступлении  риска необходимо, но недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска,  и каковы его последствия.

Выявление риска может  осуществляться различными способами:

  • анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),
  • анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка).

 В настоящее время  российские участники финансового  рынка в управлении рисками  опираются на интуицию, чей-то  авторитет и на предыдущий  опыт. Лишь незначительный процент  руководителей способен учитывать  риск, с применением математических  методов.

Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность  во многом зависит от быстроты реакции  на изменение условий рынка, экономической  ситуации в целом, финансового состояния  коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой  способность находить правильное решение  проблемы и инсайт, т.е. осознания  решения некоторой проблемы.

В процессе управления риском следует учитывать следующие  правила:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,
  • всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,
  • нельзя рисковать многим ради малого,
  • положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,
  • всегда существует несколько решений рисковых задач.

Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.

Одним из традиционных методов  оценки и управления риском считается  статистический метод. Основными инструментами  статистического анализа являются – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого  метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени, что позволяет сравнить частоту возникновения потерь банка  с вероятностью их возникновения. Данный способ можно применять к оценке самых разных видов рисков банка, как внешних, так и внутренних. При этом частота возникновения  допустимого уровня потерь для данного  банка зависит от числа случаев  наступления конкретного уровня потерь и общего числа случаев  в статистической выборке.

При работе банка в безрисковой  зоне потери не ожидаются, что позволяет  получить хорошую прибыль. При попадании  в зону допустимого риска прибыль  банка превышают понесенные потери. В зоне недопустимого риска банк не получает прибыли от своей деятельности. Она направляется на покрытие возникших  потерь. В зоне критического риска  банк близок к банкротству. Полученной прибыли не хватает для покрытия потерь.

Статистический метод  заключается в том, чтобы изучить  статистику потерь и прибылей, имевших  место при принятии аналогичных  рений, установить величину и частоту  получения той или иной экономической  отдачи, а затем провести вероятностный  анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке.

Таким образом, управление банковскими  рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.

 

§2.3. Руководство  по операционному риску ОТП Банк (филиал Смоленск)

 Модель операционного риска  используется ревизионно-контрольным  департаментом банка. Она включает  количественные и качественные  факторы, где каждому фактору   приписывается определенный вес,  в зависимости от его влияния  на присущий банку риск, и уровень  значимости в зависимости от  рассматриваемого подразделения.  Присущий риск – это сумма  произведений весов и уровня  значимости всех факторов. Максимальное  значение присущего риска равно  пяти.

            Количественные факторы:

    1. Объемы транзакций (15% присущего риска). Это не прямой доступ к активам путем инициирования или изменения сделки, а не с помощью непосредственного физического контакта с деньгами. Автоматизированные системы позволяют приобретать активы без физического доступа с помощью системы электронных платежей.
    2. Последствия ошибок (11% присущего риска). Ошибки могут повлиять на финансовую отчетность и на информационную систему поддержки принятия решений. Например: ошибки в финансовых и транзакционных отчетах в следствии большого  количества операций могут сильно повлиять на решения принимаемые на основе неправильных данных.
    3. Надежность данных (8% присущего риска). Здесь рассматривается доверие банка  или клиента к данным, где необходимо учитывать  опыт клиентов и ошибки, которые могут повлиять на банковскую деятельность. Особенно важно учитывать те ситуации, где клиент непосредственно отсутствует.
    4. Суть процесса (3% присущего риска). При рассмотрении той или иной деятельности важно учитывать тип и уровень используемой автоматизации. Автоматизация и хорошие средства управления позволяют проследить за последовательным уменьшением возможных ошибок. Отсутствие автоматизации может отразиться на риске.
    5. Доступ к физическим активам (3% присущего риска). Активы, доступ к которым можно получить непосредственно через физический контакт, например наличные деньги, чеки, ценные бумаги. Фактор ликвидности используется, чтобы отразить возможность конвертируемости в наличные деньги.

          Качественные факторы:

      1. Качество управления (10% присущего риска).  Фактор относится к управленческим уровням, на которых не осуществляется непосредственный контроль, но они задают общий тон и определяют стратегическое направление группы. Это, как правило, происходит на уровне высшего руководства банка, и зависит от структуры организации.
      2. Административное решение (10% присущего риска). Фактор относится непосредственно к административной свободе действий в осуществлении всех или выборочных сделок (определить простые сделки, по сути и статусу – решаемые «внизу», и сложные решаемые на более высоком уровне).
      3. Степень/качество наблюдения (10% присущего риска). Фактор управленческого уровня, который предусматривает ежедневное наблюдение за осуществляемыми операциями в определенной области.
      4. Оценка среды (11% присущего риска). Фактор оценки эффективности среды, в которой осуществляется управление. Самооценка менеджеров, результаты мониторинга, которые необходимо учитывать при оценке среды, где осуществляется управление.
      5. Характеристика продукта/услуги (7 % присущего риска). Учитывается риск, связанный с самим продуктом/услугой. Новый банковский продукт более рискован, так как нет опыта в его использовании, продажи. Возникновение трудностей в предоставлении продукта, бухгалтерском учете и юридическом оформлении следует повышенный риск, также с продажей продукта.
      6. Особенности системы (6% присущего риска). Фактор связан с риском автоматизированной системы, которая помогает выполнять операции. Новая система более рискованна, чем старая, поскольку отсутствует историческая информация в надежности ее использования. Трудности в использовании системы также связаны со способом разработки технологического процесса (онлайн-пакет), эффективностью используемых технологий, количества и видов интерфейсов, так как многие интерфейсы оказывают влияние на другие системы  и могут увеличить риск.
      7. Давление, оказываемое для достижения целей (6% присущего риска). Подразумевается давление, оказываемое на руководство и коллектив компании для достижения определенных целей. Реальная цель важна для ее достижения.

Программа самооценки «ОТП Банка»

Бухгалтерский учет, контроль и операции.

Банком разработана ежегодная  программа самооценки на основе анкетирования. Администрация использует свои средства управления и отвечает за их эффективность  и свою компетентность. Эффективный  внутренний контроль позволяет ОТП Банку:

Информация о работе Банковская деятельность. Кредитование