Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

При изучении экономики какой-либо страны мы часто встречаемся с таким понятием как инфляция. Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с этим появляется необходимость более широкого раскрытия этого понятия. Так что же представляет собой инфляция? Каким образом она функционирует?

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 270.76 Кб (Скачать документ)

    Четвертый период (2000 – 2004 гг.). В 2000 г. произошел  переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных  параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых  прогнозных значений, имело место  снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. – 134,8 % , в 2003 г. – 125,4 % , в 2004 г.  – 114,4 % . Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание  реальных процентных ставок по срочным  рублевым депозитам на положительном  уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка.

    Таким образом, текущая ситуация в экономике  Беларуси по своим характеристикам  в целом не только соответствует  признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные  финансовые организации принимают  уровень инфляции, не превышающий  прирост цен за год на 40 % ), но и  располагает потенциалом устойчивого  развития страны в перспективе.

    Тем не менее в экономике сохраняются  мощные инфляционные факторы структурного, технологического , институционального характера. Медленные темпы структурной  перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего  создают долговременные предпосылки  развития инфляционных процессов. В  связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного  регулирования экономического развития страны.

    Таким образом, если обобщить все сказанное  выше, то следует отметить, что инфляция – продукт развития денежного  хозяйства и представляет собой  монетарное явление: происходит обесценивание  денег вследствие того, что в экономике  их становится больше, чем нужно  для обслуживания товарного хозяйства. Суть такого явления можно выразить известной фразой, встречающейся во многих учебниках экономической теории: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». [22, c. 585]

   Зародившись на денежном рынке, метастазы инфляции проникают дальше – на товарные рынки, рынок капитала, рынок рабочей  силы, поражая в конечном счете  весь экономический организм. Вывод  в том, что инфляция зарождается  на базе дисбаланса спроса и предложения  в денежной экономике и проявляется  в росте общего уровня цен при  снижении покупательной способности.

2. Антиинфляционная  политика государства

2.1. Основные принципы разработки антиинфляционных программ

    Современной рыночной экономике свойственна  инфляция. В связи с тем, что  главная причина инфляции кроется  в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что  вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства  ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

    Поэтому антиинфляционная политика практически  ставит две цели: умеренность уровня инфляции и ее управляемость.

    Антиинфляционная  политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

    Антиинфляционная  политика включает в себя 2 блока  мероприятий:

  1. регулирование совокупного спроса;
  2. регулирование совокупного предложения;

    Первое  направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

    Кейнс исходил из того, что поднять уровень  предложения можно посредством  создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти  меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким  образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение  цен и сокращение инфляции.

    Кейнсианская  антиинфляционная политика приводит к  углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться  дополнительной эмиссией денег. Кейнс  предлагает покрыть его посредством  государственных займов, которые  можно погасить в дальнейшем. Эта  политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

    Монетаризм  же исходит из ограничения совокупного  спроса, поскольку, согласно его утверждению, усилие совокупного предложения  может обеспечить успех лишь по истечении  продолжительного времени.

    Учитывая  все сказанное выше, можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

  •   Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т. д.);
  •   Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

    Конкретная  реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих  краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях  регулирования совокупного спроса. [17, c. 232]

     В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер:

  • либерализацию хозяйственной жизни;
  • освобождение цен, свертывание хозяйственной деятельности государства;
  • жесткое ограничение роста денежной массы;
  • балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т. д.

    Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер):

  • поддержку важнейших отраслей производства;
  • налоговое стимулирование предпринимательства;
  • частичное регулирование процесса ценообразования;
  • создание рыночной инфраструктуры и т. д.

    В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется  мерами, поддерживающими предложение  и создающими условия его роста  в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

    В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен  и доходов (контроль над заработной платой и ценами). Правительство  сокращает рост заработной платы  и цен путем замораживания  или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато  резким увеличением инфляции после  отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

    Большинство стран – как развитых, так и  с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией не следуют  жестким монетаристским рекомендациям  «шоковой терапии», поскольку это  неизбежно приводит к затяжному  спаду, росту безработицы, резкому  снижению жизненного уровня населения, социальным противоречиям.

    Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют:

  1. меры по стимулированию текущего объема производства;
  2. меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

    К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования  факторов производства, повышению эффективности  распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу  финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т. д., меры по сокращению «налогового клина» через  реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений  и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

    Ко  второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также  совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока  иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

    Сторонники  теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией  могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое  существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая  спада.

    Ожидания  должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и  другие долгосрочные контракты. Пересмотр  контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции  быстрое возвращение к умеренной  инфляции маловероятно. Легче всего  изменить темп инфляции, когда в  экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например, в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь. 

   2.2. Антиинфляционная  политика в Республике  Беларусь

    Разработка  и реализация антиинфляционных мер  представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области  как теории инфляции, так и методов  практической борьбы с ней. Из множества  подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы  стабилизации экономики.

    Ортодоксальная  программа чисто монетаристского  характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении  роли и функций государства, его  вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить  программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию  условий деятельности предприятий  на внутренне и мировом рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты.

    Сторонники  кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании  экономики, включая временное замораживание  цен и заработной платы, налоговое  стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производства.

    Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

    Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и  в 2000 – 2004 гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. [ 23, c. 580]

    Совокупность  мер антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить  на три группы: комплекс мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению; по ограничению  монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию  рынка товаров и услуг и  совершенствованию системы ценообразования.

    Первый  комплекс включает меры:

  • по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек и др.

Информация о работе Антиинфляционная политика