Анализ зарубежной и отечественной методики рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:21, реферат

Описание

В последнее время все больше внимания уделяется ранней диагностике банковской сферы, когда проблемы выявляются на начальной стадии, что позволяет заранее предотвратить развитие кризиса, приняв соответствующие стабилизирующие меры. Однако, несмотря на наличие общих тенденций, правила банковского надзора и регулирования, используемые в разных странах, отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости финансовой системы, числа, размера и концентрации кредитных учреждений, масштабов раскрытия информации о финансовой деятельности, достаточности технологических и кадровых ресурсов для регулирования и надзора.

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 2.04 Мб (Скачать документ)

О доли рынка приходящейся на российские рейтинговые агентства, можно судить по рисунку 1.

 

Рисунок 1 - Распределение и динамика рейтингов кредитных организаций России.

Анализируя приведенный рисунок, можно сделать вывод, что на четыре российских рейтинговых агентства в 2009 году приходилось около 42%  рынка рейтинговых услуг в России, остальные 58% рынка принадлежали зарубежным рейтинговым агентствам. К 2010 году ситуация изменилась, теперь около 59% приходится на долю национальных компаний, что является положительным явлением и говорит о значительной  активизации рейтинговой  деятельности в России.

Признание пяти российских рейтинговых агентств Банком России привело к значительному увеличению спроса на рейтинги.

На сегодняшний день пятью ведущими рейтинговыми агентствами России оценены и присвоены рейтинги более 350 кредитным организациям. Ряд банков имеет рейтинги нескольких агентств.

Используемые отечественными агентствами процедуры присвоения рейтинга несколько схожи и включают в себя следующие типовые процедуры:

1.      Получение запроса на получение рейтинга.

2.       Сбор необходимой для определения рейтинга информации.

3.      Анализ объекта рейтингования в соответствии с принятой методикой, подготовка отчета о присвоении рейтинга, включающего рекомендации по присвоению рейтинга.

4.      Заседание рейтингового комитета и присвоение рейтинга кредитоспособности.

5.      Уведомление заказчика о рейтинге.

6.      В случае согласия заказчика с результатом оценки производиться публикация рейтинговой оценки на сайте агентства и распространение пресс-релиза по каналам рейтингового агентства.

7.      Рейтинг действует 1 год, в течение которого производится мониторинг рейтинга на основе периодически предоставляемой информации и материалов средствах массовой информации. В ходе мониторинга агентство имеет право пересмотреть или отозвать рейтинг.

Несмотря на схожесть процедуры присвоения рейтинга многими агентствами, их методологии значительно различаются. Особенности их будут рассмотрены в следующей главе.

 

 

 

 

2.2.2 Основные положения рейтинговых методик российских рейтинговых агентств

 

Положения методологии агентства рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» присвоения рейтингов кредитоспособности российским кредитным организациям базируется на разработанных и принятых в агентстве подходах к анализу кредитоспособности российских кредитных организаций, с учетом особенностей среды российского банковского рынка и российской экономики в целом и опыте, накопленном в агентстве за годы практики. Агентство использует, как стандартные критерии для оценки финансовой устойчивости банков (достаточность капитала, устойчивость ресурсной базы, качество активов, прибыльность и ликвидность), так и нефинансовые характеристики банков, которые, по мнению агентства, являются наиболее важными критериями оценки кредитоспособности банков, фундаментом устойчивости банков и первопричиной практически всех проблем в финансовом состоянии банков.

Анализ финансовых характеристик с целью определения кредитоспособности банков базируется на финансовой отчетности российских кредитных организаций, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Первоначальный уровень рейтинга устанавливается с помощью скорринговой модели, оценивающей количественные и качественные показатели и учитывающей экспертные оценки аналитика.

Кредитный рейтинг российским кредитным организациям присуждается агентством «Рус-Рейтинг» по национальной шкале. Каждой букве, обозначающей степень кредитоспособности банка, соответствует текстовое описание представленное в таблице 2.1

 

 

Таблица 2.1  - Текстовые формулировки буквенных обозначений рейтингов агентства «Рус-Рейтинг»

Символ «+» - основные характеристики состояния банка несколько выше среднего уровня характеристик данного рейтингового измерения. Символ «-» - основные характеристики состояния банка несколько ниже среднего уровня характеристик данного рейтингового измерения.

В основе алгоритма присвоения кредитного рейтинга лежит 3-х уровневая скорринговая модель, общий принцип которой представлена схемой 1.

 

 

 

Схема 1. Алгоритм присвоения кредитного рейтинга

 

В основе работы скорринговой модели лежат следующие принципы:

                  качественная информация (экспертная) оценивается с помощью вопросов, дающих однозначный ответ («да» или «нет»);

                  количественная информация оценивается с помощью нормированных оценок значений финансовых показателей и коэффициентов, полученных с помощью ранжирования значений коэффициентов, рассчитанных для репрезентативной выборки банков.

                  отсутствие информации – является негативным фактором и снижает кредитный рейтинг банка.

Первоначальный кредитный рейтинг рассчитывается путем агрегирования и взвешивания оценок качественной и количественной информации, которые в процессе обработки объединяются несколько обобщенных характеристик (основные расчетные параметры). Окончательный уровень кредитного рейтинга утверждается на Рейтинговом комитете по итогам обсуждения рейтинга, рассчитанного с помощью скорринговой модели, экспертных оценок и их обоснования в Рейтинговом отчете. Решение принимается путем открытого голосования участников комитета. Наряду с присвоением кредитного рейтинга, делается прогноз изменения рейтинга. Прогноз рейтингу, в зависимости от ожидаемого изменения кредитоспособности банка, может «стабильный», «возможное повышение» или «возможное понижение». Базовым значением прогноза кредитного рейтинга (при первом присвоении кредитного рейтинга) является прогноз «стабильный». Прогноз «возможное повышение» или «возможное понижение», обычно делается в следующих случаях: если динамика оценок (значения рейтингового измерения) указывает на стабильную тенденцию, которая в ближайшей перспективе приведет к изменению рейтинга, или при ожидании существенного события, следствия события, которые, по методологии агентства могут в ближайшей перспективе привести к изменению рейтинга (например, заявление банка предстоящем увеличении уставного капитала, изменение состава владельцев с неизвестной перспективой информационной прозрачности, заявление банка о намерениях раскрыть владельцев, слияние или разделение банка и т.п.). Прогноз рейтинга является дополнительным элементом кредитного рейтинга, который явным образом характеризует обозримую тенденцию изменения рейтинга. Прогноз не всегда может трансформироваться в изменение рейтинга (например, из-за того, что заявление банка о предстоящих событиях не было реализовано, или, ожидания не реализовалось в ожидаемые следствия) [15].

Методика представленная Национальным рейтинговым агентством  является результатом многолетнего опыта работы в области оценки кредитоспособности кредитных организаций. На методики оказали существенное влияние истории, причины и последствия кризисных ситуаций на финансовом рынке России в 1995, 1998, 2004 и 2008 годах. Рейтинговая оценка является многофакторной, так как при проведении анализа кредитоспособности используется два среза анализа: финансовый и качественный. Дается оценка не только значениям финансовых показателей в динамике и статике, но и проводится качественный анализ деятельности банка, его стратегии развития и многим другим показателям характеризующим деятельность банка. Наряду с этим большое внимание уделяется состоянию банковской отрасли и основным тенденциям, для чего формируется аналитика по банковскому сегменту и регулярно пересчитываются средневзвешенные по отрасли и категориям банков значения используемых при проведения анализа коэффициентов и показателей.

Рейтинговая оценка присваивается на основе анализа отчетности эмитента (банка) с определенной глубиной временного периода и дополнительной анкеты, которая заполняется эмитентом (банком).

В случае необходимости аналитики Агентства проводят интервью с руководителями банка, задают компании дополнительные вопросы.

Рейтинговая методология включает в себя:

Блок финансового анализа

Блок качественного анализа

Общее количество критериев и ключевых показателей не превышает 55.

Блоки имеют различные веса в зависимости от значимости и степени влияния на кредитоспособность эмитента (банка).

Основные показатели рейтинговой методологии для присвоения рейтинга кредитоспособности эмитенту (банку).

I. Блок финансового анализа (вес в модели - 60%).

Финансовый анализ эмитента (банка) делится на три части:

1. Анализ статического агрегированного баланса в совокупности с другими финансовыми отчетами и динамика за период исследования

2. Структурный анализ и динамика изменения структуры активов и обязательств, а также инвестиционного (кредитного) портфеля

3. Расчет и анализ относительных показателей в статике и динамике:

                  Динамика развития (интегрированный показатель)

                  Диверсификация активов и обязательств

                  Уровень деловой активности

                  Капитал, достаточность капитала, изменение величины капитала, структура капитала

                  Анализ показателей ликвидности

                  Оценка показателей платежеспособности, оценка платежной дисциплины

                  Анализ показателей рентабельности, структуры доходов и расходов в динамике

                  Качество активов / анализ кредитного портфеля

                  Риск/ликвидность портфеля ценных бумаг

                  Анализ обязательств / структуры фондирования (состав, сроки, качество, динамика, доля), в том числе структура клиентов, диверсификация и стабильность клиентской базы

Степень подверженности внутренним рискам, сопряженным с основной деятельностью

II. Блок качественного анализа (вес в модели – 40%)

                  При проведении качественного анализа оценивается:

                  Структура акционеров, анализ уровня поддержки

                  Возраст на рынке, репутация и значимость на рынке, участие в ассоциациях и общественных организациях

                  Уровень корпоративного управления, организационная структура и управление кадрами

                  Качество и профессионализм менеджмента

                  Уровень принятия управленческих и бизнес решений

                  Уровень информационной прозрачности бизнеса, публичность компании

                  Стратегия развития (и исполнение)

                  Уровень диверсификации бизнеса, филиальная сеть 

                  Инвестиционная политика / политика в области кредитования

                  Управление финансовыми ресурсами

                  Управление рисками и система принятия решений

                  Клиентская политика и продуктовый ряд, уровень управления отношениями с клиентами

                  Техническая оснащенность и технологичность

                  Степень подверженности внешним рискам

                  Полнота раскрытия информации и транспарентность результатов (понижающий вес в модели от 0 до (-10%))

В процессе присвоения рейтинга, особое внимание Агентство уделяет оценке системы риск-менеджмента; уровень и организация процедур по управлению рисками оказывают значимое влияние на рейтинговую оценку. Так, для получения рейтинга, начиная с группы «А-», в банке должна функционировать полноценная система риск-менеджмента [14]..

Шкала Национального рейтингового агентства выглядит следующим образом (таблица 2.2).

 

 

 

Таблица 2.2 – Индивидуальный рейтинг кредитоспособности банков

 

Группа ААА

максимальная кредитоспособность

Группа АА+

очень высокая кредитоспособность - первый уровень

Группа AA

очень высокая кредитоспособность - второй уровень

Группа AA-

очень высокая кредитоспособность - третий уровень

Группа A+

высокая кредитоспособность - первый уровень

Группа A

высокая кредитоспособность - второй уровень

Группа A-

высокая кредитоспособность - третий уровень

Группа BBB+

достаточная кредитоспособность - первый уровень

Группа BBB

достаточная кредитоспособность - второй уровень

Группа BBB-

достаточная кредитоспособность - третий уровень

Группа BB+

средняя кредитоспособность - первый уровень

Группа BB

средняя кредитоспособность - второй уровень

Группа BB-

средняя кредитоспособность - третий уровень

Группа CC+

невысокая кредитоспособность - первый уровень

Группа CC

невысокая кредитоспособность - второй уровень

Группа CC-

невысокая кредитоспособность - третий уровень

Группа C+

низкая кредитоспособность - первый уровень

Группа C

низкая кредитоспособность - второй уровень

Группа C-

низкая кредитоспособность - третий уровень

Группа D

категория дефолт

Информация о работе Анализ зарубежной и отечественной методики рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков