Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа
В настоящее время обозначилась острая потребность в более глубоком изучении процесса кредитования физических лиц финансово-кредитными учреждениями в связи с повышенным спросом населения на данный вид банковских услуг.
Банковская система и ее определяющей элемент – коммерческие банки является несущей конструкцией рыночной экономики. Иначе говоря, без цивилизованной и надежной банковской системы нет, и не может быть эффективной рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Система кредитования в коммерческих банках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.1 Сущность и принципы банковского кредитования. . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2 Условия кредитования физических лиц. Классификация кредитов, предоставляемых банками своим клиентам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
2. Анализ потребительского кредитования физических лиц (на примере ОАО АКБ «Пробизнесбанк») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.1 Организация кредитования физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
....2.2 Система кредитования в ОАО АКБ «Пробизнесбанк». . . . . . . . . . . .
33
….2.3 Кредитование физических лиц в условиях кризиса . . . . . . . . . . . . . .
51
3. Основные направления совершенствования и развития кредитования физических лиц в ОАО АКБ «Пробизнесбанк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
3.1 Банковский менеджмент и маркетинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
3.2. Решение проблем, возникающих в финансово- экономическом кризисе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
3.3 Основные направления по совершенствованию системы кредитования физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . .
При возникновении проблемной или просроченной задолженности — происходит осуществление мероприятий в соответствии с требованиями Регламента №278-2-р(10) в части, которая может быть применена к физическим лицам.
Обязанностями подразделения безопасности являются рассмотрение пакета документов заемщика на выдачу кредита, поступивших от кредитующего подразделения банка, подготовка заключения о возможности предоставления кредита, а также проведение проверки благонадежности заемщика, паспортных данных заемщика, поручителя, залогодателя, их места жительства, сведений, указанных в анкете, кредитной истории заемщика; факта регистрации предприятия-работодателя заемщика, поручителя и нахождения по указанному в учредительных документах адресу; достоверности сведений, указанных в справке о доходах заемщика, поручителя и размера производимых удержаний; проверка своевременности выплаты заработной платы на предприятии-работодателя заемщика, поручителя. Участие в проверках наличия и сохранности заложенного имущества и принятие необходимых мер при взаимодействии с заинтересованными подразделениями банка по возврату просроченных кредитов. [11, с.234]
К Обязанностям подразделения, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание клиентов можно отнести проведение операций выдачи кредита наличными деньгами, зачисление средств кредита на счет по вкладу, действующему в режиме до востребования, банковской карты, прием платежей в погашение кредита. Также списание в безакцептном порядке средств с расчетного (текущего) счетов предприятий-поручителей в погашение просроченной задолженности перед банком по договору поручительства на основании распоряжения подразделения по сопровождению кредитных операций и своевременное предоставление подразделению сопровождения кредитных операций информации о выставленных к счетам предприятия-поручителя в банке инкассовых поручениях и платежных требованиях третьих лиц на безакцептное списание средств, помещенных в картотеку.
Обязанностями подразделения рисков являются подготовка предложений по присвоению корпоративному клиенту категории кредитного риска и установлению, актуализации лимитов риска по заявкам кредитующего подразделения для последующего утверждения кредитным комитетом ьанка и информирование кредитующего подразделения и подразделения сопровождения кредитных операций об утвержденных категориях и лимитах кредитного риска, а также об их изменениях. Также осуществление мониторинга кредитных рисков и использования установленных лимитов риска на корпоративных клиентов в соответствии с Регламентом №820-р(16).
Кредиты предоставляются физическим лицам – гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения 75 лет.
Кредиты предоставляются, если иное не установлено другими нормативными документами по кредитованию физических лиц:
– по месту регистрации заемщиков (при временной регистрации кредиты предоставляются на срок действия регистрации);
– по месту нахождения предприятия – работодателя заемщика, клиента банка, по ходатайству этого предприятия и при условии предоставления им поручительства в обеспечение исполнения обязательств заемщика по кредитному договору.
Предоставление кредита не по месту регистрации заемщика осуществляется после получения от банка по месту регистрации заемщика информации о наличии (либо отсутствии) задолженности по кредитам, кредитной истории с последующим его уведомлением о факте выдачи кредита.
Кредитование заемщика производится на основе кредитного договора, предусматривающего единовременную выдачу кредита и договора об открытии невозобновляемой кредитной линии с установлением максимальной суммы кредита, которую сможет получить заемщик в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий. Выдача кредита производится в пределах максимальной суммы кредита (лимита выдачи), при этом погашенная часть кредита не увеличивает свободный лимит выдачи. Кредиты предоставляются в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Максимальный размер кредита для каждого заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности и предоставленного обеспечения возврата кредита, а также с учетом его благонадежности.
Обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком.
В качестве основного обеспечения банк принимает:
– поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода;
– поручительства юридических лиц;
– залог недвижимого имущества (в качестве единственного обеспечения не принимается, если иное не установлено другими нормативными документами по кредитованию физических лиц);
– залог транспортных средств и иного имущества (в качестве единственного обеспечения не принимается);
– залог мерных слитков драгоценных металлов с обязательным хранением закладываемого имущества в банке;
– залог ценных бумаг корпоративных элементов, в пределах установленных на них лимитов риска;
– гарантии субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Банк вправе заключать договоры о сотрудничестве с третьими лицами – платежеспособными предприятиями, находящимися на расчетно-кассовом обслуживании в банке, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций с целью кредитования отдельных категорий заемщиков (работников этих предприятий, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) на условиях соответствующих требованиям правил кредитования и иных нормативных документов Сбербанка России по кредитованию физических лиц. Уплата процентов производится ежемесячно одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го по 25-го числа месяца, следующего за месяцем получения кредита. В исключительных случаях банк может по заявлению заемщика принять решение о временном установлении ежеквартальной периодичности по уплате основного долга и процента за пользование кредитом на срок до 6 месяцев. При этом заключается дополнительное соглашение к кредитному договору.
При этом ежеквартальное погашение кредита не применимо для аннуинтетных платежей. Размер единовременного платежа устанавливается кредитным комитетом территориального банка.
2.1 Организация кредитования физических лиц
Процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:
1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;
2) изучение кредитоспособности клиента;
3) подготовка и заключение кредитного договора;
4) формирование резерва на возможные потери по ссудам;
5) контроль над выполнением условий кредитного договора и погашением кредита;
6) работа с проблемными ссудами.
Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого чиновника банка. У банка, служащие которого не уделяют должного внимания клиентам, нет будущего. Банк должен формировать команду профессионалов, непрерывно заботясь о повышении их квалификации, мотивации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям. Банковский служащий предоставляет клиенту полную необходимую информацию по требованиям, условиям, и видам кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка.
На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, либо вместе с банковским работником заполняет ее в банке. В кредитной заявке должны быть указаны исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении. Кредитная заявка рассматривается вместе с приложенными документами. Состав документов различен по содержанию, и характеристикам для физических и юридических лиц.
Для физических лиц это:
– копия паспорта, и возможно второго документа удостоверяющего личность,
– справка о доходах,
– копия паспорта поручителей и справки о доходах поручителей,
– документ, удостоверяющий наличие обеспеченности в собственности заемщика.
Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность физического лица. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты работы компании (банка) - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение репутации заемщика и его кредитоспособности.
Для определения репутации заемщика используется метод кредитного скоринга. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Дюран выделил группу факторов, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска. Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. [14, с.23]
Под кредитоспособностью понимается способность клиента своевременно и в полном объеме погасить задолженность и проценты по ней банку.
Для выяснения кредитоспособности заемщика кредитный инспектор анализирует доходы и расходы клиента у физических лиц.
Доходы, как правило, определяются по трем направлениям:
– доходы от заработной платы,
– доходы от сбережений и капитальных вложений,
– прочие доходы.
К основным статьям расходов заемщика относится:
1) выплата налогов,
2) алименты,
3) ежемесячные и квартальные удержания по ранее полученным кредитам,
4) выплаты по страхованию жизни и имущества,
5) коммунальные платежи.
Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы.
Деловой риск — это риск, который связан с несвоевременным завершением кругооборота фондов и неэффективным использованием ресурсов.
Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми сотрудничал или сотрудничает клиент.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме, а так же проверяют поручителей на достоверности информации. Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка.
Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.
В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный инспектор — продолжительность занятости и проживания клиента (частного лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы. Часто рассматривается длительность проживания клиента по одному адресу, поскольку, чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой “пирамиды долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами.
На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги или, по данным кредитовавших его банков или кредитного бюро, у клиента существуют и другие обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся. Итак, кредитный инспектор внимательно изучил все документы, представленные потенциальным заемщиком, провел с ним все необходимые беседы, оценил информацию, полученную на запросы. Что же дальше? Кредитный инспектор (после консультаций с руководством банка и начальником кредитного отдела) направляет документы в службу безопасности, где служба безопасности проверяет клиента по всем каналам, и принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.
Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на запросы, записи бесед и т. д.) и направляет его в кредитный отдел. В этом отделе разрабатывается кредитный договор. В ходе этого этапа банк определяет вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечения, цену кредита и прочие условия.
Информация о работе Анализ системы кредитования ОАО Пробизнесбанк