Анализ розничных операций банка» (по материалам филиала №300 ОАО «АСБ Беларусбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов анализа, реализации и совершенствования рынка розничных услуг в области привлечения вкладов населения, предоставления кредитных услуг и использования банковских пластиковых карточек.
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
оценка состава, структуры и динамики кредитов и займов физическим лицам, привлекаемых от населения средств, количества банковских карточек, находящихся в обращении;
изучение объема, состава и динамики доходов и расходов банка при реализации розничных банковских услуг;
расчет влияния факторов на изменение доходов и расходов;
оценка динамики прибыли (убытка) и рентабельности операций банка на рынке розничных услуг.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа розничных банковских операций
1.1. Экономическая сущность розничных банковских операций
1.2. Источники информационного обеспечения и методика анализа розничных банковских операций
1.3. Экономико-организационная характеристика филиала № 300 ОАО «АСБ Беларусбанк»
2. Анализ розничных банковских операций
2.1. Анализ состава, структуры и динамики розничных банковских операций
2.2. Оценка эффективности розничных банковских операций
2.3. Направления совершенствования анализа розничных банковских операций
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 160.00 Кб (Скачать документ)

       Рассмотренные три типа банковских  операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности   они приобретают, прежде всего, в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.

     К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции.

     Промежуточное положение между традиционными  и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

     В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:

  • посреднические услуги,
  • услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
  • предоставление гарантий и поручительств,
  • доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
  • бухгалтерская помощь предприятиям,
  • представление клиентских интересов в судебных органах,
  • услуги по предоставлению сейфов,
  • туристские услуги и др.

     В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем.

     В зависимости от платы за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги.

     По  отношению к плате за услуги и, следовательно,  к  доходам банка  могут быть применены и другие,  более  детальные  признаки. Нередко  выделяются банковские услуги, приносящие и не  приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то  время как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже.

     Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы.

     Свойство  банковских услуг состоит и в  том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.

     В настоящее время существует потребность  в развитии банковских услуг на основе пластиковых карточек.  Более 200 стран  мира используют пластиковые карты  в    платежном обороте, что  позволяет сделать вывод  о  том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом  электронных  банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя  чеки и чековые книжки. 

     Пластиковые карточки - это  инструмент, который  сейчас является современным, доступным для общего пользования и в последнее время все чаще и чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.

     Если  принимать во внимание различные  аспекты обращения карточек, то можно  выделить несколько видов карт:

  • платежные и кредитные;
  • торговые и банковские карты;
  • дебетные, кредитные и  дебетно-кредитные карты;
  • предоплаченные карты и карты, предполагающие открытие клиенту счета;
  • персонифицированные и неперсонифицированные;
  • карты в режиме реального времени on-line и автономном режиме off-line.

     Банк  заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:

  • они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов.
  • за все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за  утерю и повторное  получение  карточки.
  • повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из  платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.

     Что касается менее приятной стороны  «карточного» бизнеса, для банка  она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками: вступление в уже существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.

     Какового  же значение анализа эффективности  розничных банковских услуг, таких  как, депозиты, кредиты, пластиковые  карточки?

     Анализ  депозитных операций с физическими  лицами  дает возможность оценить портфель привлечения и дать предложения по его оптимизации по параметрам: наименьшая стоимость - максимальное использование - требуемая ликвидность. От объема и качества привлеченных средств зависит объем и структура активов банка, его прибыльность.

     Определение удельного веса срочных депозитов, депозитов до востребования,  предоставляемых физическим лицам,  в общей сумме  привлеченных ресурсов характеризует их роль  в  формировании  кредитных  ресурсов.

     Изучение  кредитных вложений позволяет оценить  обоснованность принятой банком кредитной  политики и степень реализации исходя из фактического состояния кредитного портфеля, выявить наиболее сомнительные и рисковые операции, направления для кредитного менеджмента.

     В течение  года,  и, подводя  итоги,  банку необходимо анализировать, оценивать  свою  работу и определять работает ли он с прибылью для себя или  с убытком. В  зависимости    от   выявленных   финансовых   результатов, где немалую роль играют розничные услуги  банка,   он   должен  корректировать свою  депозитную и кредитную политику. Для  этого  банк,  пользуясь  статьями  своего баланса за определенный промежуток времени,  должен делать расчет полученных доходов (причитающихся  процентов  по  кредитам,  комиссий) и расходов (уплаченные  проценты). 

     Необходимость проведения    такого   анализа   трудно   переоценить, поскольку  от глубины оценки результатов зависят  перспективы  конкурентоспособности банка и его место на финансовых рынках.

 

     1.2 Источники информационного обеспечения и методика анализа розничных операций

 

     Информационное  обеспечение аналитических служб  банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам  информационного обеспечения относятся данные аналитического и синтетического учета, массивы нормативно-справочной информации, должностные и технологические инструкции, система документации, система классификации и кодирования, картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т. е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений, и др.

     Информационные  потоки охватывают все стороны деятельности и направления развития коммерческого банка.

     Информационное  обеспечение банка должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать следующим требованиям его качественных характеристик:

     1. понятность,

     2. значимость (с учетом своевременности),

     3. достоверность, 

     4. консерватизм,

     5. полнота, 

     6. эффективность.                  

     Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку  из возможных. Полнота указывает на то, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме того, понятие полноты предполагает определение необходимого и достаточного объема выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации. Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних.  Помимо  вышеперечисленного, система показателей должна отвечать следующим общим условиям:

  • быть свободной от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка;
  • характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.

     Отвечающая  этим критериям информация сопоставима  во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, определить общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.

     В информационном обеспечении важное место занимает блок внешних стандартов и нормативов. Их большая часть носит рекомендательный характер (международные стандарты). Нормативы, устанавливаемые центральным банком для кредитной организации, обязательны. В числе внешних стандартов и нормативов выделяют макроэкономические: резервные требования, кредитные, депозитные, процентные ограничения, ограничения на иностранные инвестиции. Они оказывают влияние на уровень концентрации, пропорции и соотношения активных и пассивных операций банка. В целях поддержания устойчивости и надежности банковской системы в целом центральным банком устанавливаются определенные нормативы: размеры максимального риска на одного заемщика, требования к достаточности капитала, ликвидности баланса банка и др.

     Система внутренних показателей деятельности формируется банками самостоятельно, Информационная база складывается из данных различного вида: плановых и нормативных, внеплановых данных, бухгалтерских и статистических, оперативных, отчетных.

     Основной  источник информации - данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки и справки. С целью создания поля для анализа в АБС происходит сбор и накопление данных. Эта информация планируется банком, учитывается, рассчитывается, обосновывается, анализируется и контролируется.

     Для полноценной аналитики требуется  значительный по объему массив данных. Наибольшую ценность представляет информация, которая дает возможность оценить изменения в финансовом положении банка. Пользователи нуждаются в этих данных при оценке текущей, финансовой и инвестиционной деятельности банка в отчетном периоде.

     Циркулирующие информационные потоки позволяют на любом отрезке времени оценить финансовые результаты взаимодействия с каждым клиентом (по каждому типу операции) и сделать вывод о прибыльности таких операций для банка [1].

     Банковская  финансовая и статистическая отчетность стандартизирована и унифицирована по ряду критериев на мировом, национальном и внутрибанковском уровнях развития кредитной системы.

Информация о работе Анализ розничных операций банка» (по материалам филиала №300 ОАО «АСБ Беларусбанк»)