Анализ функционирования валютного регулирования и контроля в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в анализ процесса и рассмотрении роли осуществления валютного регулирования и контроля в государстве.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть роль и место валютного регулирования и контроля в государстве.
2. Проанализировать функционирование валютного регулирования и контроля в Казахстане.
3. Раскрыть основные пути совершенствования и развития валютного регулирования и контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Роль и место валютного регулирования и контроля в государстве…….5
1.1. Понятие, сущность и цели валютного регулирования и контроля………......5
1.2. Необходимость и эффективность валютного регулирования и контроля…..9
1.3. Законодательные основы валютного регулирования и контроля ………….13
Глава II. Анализ функционирования валютного регулирования и контроля в Казахстане…………………………………………………………………………..18
2.1. Анализ проведения валютного регулирования и контроля в Казахстане….18
2.2. Анализ валютных операций внутреннего рынка страны…………………...20
Глава III. Совершенствование и пути развития валютного регулирования и контроля……………………………………………………………………………26
3.1. Этапы развития валютного регулирования и контроля в Казахстане и России………………………………………………………………………………26
3.2. Особенности валютного регулирования и контроля в отдельных странах..30
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………36
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая дкб - копия.doc

— 814.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к недооценке масштабов кризиса и ограничения масштаба мер по выходу из кризиса.

      Во-вторых, меры валютного регулирования  несправедливы и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику. Малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

      В-третьих,  меры валютного регулирования низкоэффективны. В настоящее время мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков любые меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого периода, и со временем их начинают все чаще обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

      В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами, и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.

      Вследствие  ограничительных мер валютной  политики происходит защита доходов  населения и товарной массы  внутри страны. Значительно уменьшается  вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышается спрос на нее, и ее цена возрастает.

      Определение  эффективности валютного регулирования  является обязательной составной  частью управления валютными  операциями. Ее можно оценить через показатели: а) открытости; б) прозрачности и в) нейтральности экономики. Эффективность валютного контроля и регулирования оценивается с использованием «затратного» и «результативного» подходов.

      Открытость  экономики определяется отношением объема экспорта и импорта к ВВП( национальному доходу).

      Более  подробно характеризует экономическую  политику не простая, а так называемая институциональная открытость. Согласно этому подходу экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений при выходе на внешний рынок, так же как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше IO, тем ниже степень открытости):

IO = (T + S + Q + F + L)/(E + M),

Где IO – степень институциональной открытости;

       T – непрямые налоги;   

       S – внешнеторговые торговые (экспортные и импортные) субсидии;

       Q  - тарифы;

      F – валютные ограничения;

      L – лицензии (квоты);

      E – экспорт;

      M – импорт.

     Экономика  считается прозрачной, если она  регулируется при помощи устоявшихся,  не допускающих двоякого толкования, широко известных правил законодательства, но не указаниями органов валютного контроля. Оценка может быть получена путем отнесения числа законов и подзаконных актов к числу инструктивных писем, телеграмм, разъяснений, с которыми работают агенты валютного контроля.

              P =  NL1/NL2,

        Где Р –  степень прозрачности;

               NL1 – число законов и подзаконных актов;

               NL2 – число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений

      Влияние  валютных ограничений на нейтральность  экономики может быть оценена  через отношение объема ограничений  по экспорту товара (работ, услуг) и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товара и экспорту капитала – с другой.  Индекс нейтральности в этом случае:

       N = (Sₑ - Fₑ)/ (Fͫͫͫͫͫm – Sm + d)

  Где N – индекс нейтральности;

          Sₑ, Sm – экспортные и импортные субсидии;

         Fͤₑ, Fm – экспортные и импортные валютные ограничения;

       d – разница между реальным и официальным валютными обменными курсами.

      Если  рассматривать изменение валютных  ограничений в сравнении с  изменением других показателей, то можно определить долю влияния валютных ограничений на экономику, по сравнению с другими регулирующими факторами.

       Любые  ограничительные меры имеют свой  предел. Выигрыш от валютных ограничений  государство имеет, во-первых, за  счет ограничения сроков платежей по текущим операциям, и во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала( т.е. уменьшения зарубежных и увеличения объема привлеченных капитальных инвестиций). Но с течением времени эффективность мер валютного регулирования уменьшается:

    1) объективно, потому что больше невозможно получить выигрыш по текущим операциям, а эффективность ограничений по капитальным операциям также сходит на нет, так как привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов, как следствие, имеют выплату процентов;

   2) субъективно за счет нахождения все новых способов обхода правил проведения валютных операций.

      Таким  образом, объективно и субъективно  эффективность валютного регулирования  имеет свой предел, по при грамотных мерах контроля – ненулевой.

 

 

 

 

 

1.3. Законодательные основы валютного регулирования и контроля

 

      Валютный  контроль и валютное регулирование  осуществляют специальные организации. В условиях глобализации экономики действуют международные и национальные институты валютного контроля и регулирования. К важнейшим международным организациям такого рода относятся МВФ, ФАТФ ( FATF), Банк международных расчетов, Международная торговая палата, Секретариат Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)2.

           Органы валютного регулирования:

 1. Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан. 

2. Правительство Республики Казахстан  и иные государственные органы  осуществляют валютное регулирование  в пределах своей компетенции. 

3. Национальный Банк Республики  Казахстан и Правительство Республики  Казахстан в соответствии с  настоящим Законом в пределах  своей компетенции издают нормативные  правовые акты, обязательные для  резидентов и нерезидентов.     

 Нормативные правовые акты  по вопросам валютного регулирования,  разработанные органами валютного  регулирования, подлежат обязательному  согласованию с Национальным  Банком Республики Казахстан.

4. Национальный Банк  Республики Казахстан как основной  орган валютного регулирования устанавливает:      

1) порядок и требования  к осуществлению деятельности  по организации обменных операций  с иностранной валютой;     

2) порядок осуществления  резидентами и нерезидентами  валютных операций, в том числе  режимы валютного регулирования: 
     регистрации; 
     уведомления;     

3) порядок осуществления  мониторинга валютных операций  нерезидентов, осуществляющих деятельность  на территории Республики Казахстан  (валютный мониторинг);     

4) формы учета и  отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.3     

 Валютные операции, в отношении которых настоящим  Законом не установлен порядок их осуществления, проводятся без ограничений.

      Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется Национальным банком Республики Казахстан, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан (органами валютного контроля), и агентами валютного контроля.        

      Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при проведении ими операций.4

      Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль над валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, в части соответствия этих операций законодательству Республики Казахстан, условиям лицензий, требованиям регистрации и уведомления.

      Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

      1) осуществляют проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Республики Казахстан;

      2) осуществляют проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

      3) запрашивают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций;

      4) дают агентам валютного контроля обязательные для их исполнения поручения в целях надлежащего осуществления валютного контроля;

      5) устанавливают порядок представления отчетности по валютным операциям и проведения проверок по вопросам соблюдения валютного законодательства Республики Казахстан;

      6) предъявляют требования об устранении выявленных нарушений и принимают другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, которые являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан.

      Агенты валютного контроля обязаны:

      1) осуществлять контроль за соблюдением требований валютного законодательства Республики Казахстан при проведении ими операций, в том числе по поручениям клиентов;

      2) обеспечивать полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям;

      3) сообщать о ставших им известными фактах нарушений валютного законодательства Республики Казахстан, допущенных их клиентами, в Национальный банк Республики Казахстан, а также в другие органы валютного контроля и правоохранительные органы в соответствии с их полномочиями, установленными законами Республики Казахстан;

      4) предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

      Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

      Уполномоченный банк осуществляет платежи и переводы денег резидента и (или) нерезидента только при условии представления последними документов, требуемых в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан.

      В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в соответствии с настоящим Законом вправе требовать от резидентов и нерезидентов при проведении ими валютных операций:

      1) документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);

      2) документ, подтверждающий право постоянного проживания в Республике Казахстан (для иностранцев и лиц без гражданства);

      3) учредительные документы (для юридических лиц);

      4) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);

      5) документ, подтверждающий присвоение унифицированного идентификационного кода, выданный уполномоченным органом государственной статистики Республики Казахстан (для юридических лиц);

      6) документ, подтверждающий государственную регистрацию налогоплательщика;

      7) валютный договор;

      8) лицензию, регистрационное свидетельство, свидетельство об уведомлении в случаях, установленных настоящим Законом;

      9) паспорт сделки;

      10) документы, подтверждающие исполнение либо на основании которых необходимо исполнение обязательств по сделкам на экспорт (импорт).

      Уполномоченные банки не вправе требовать представления документов, не относящихся непосредственно к проводимой валютной операции. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и валютного контроля, либо представления им недостоверных документов, либо при неосуществлении действий, установленных валютным законодательством Республики Казахстан.(приложение 2)

Национальный банк Республики Казахстан при выявлении нарушений  валютного законодательства Республики Казахстан уполномоченными банками  и уполномоченными организациями  вправе применить меры воздействия, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Информация о работе Анализ функционирования валютного регулирования и контроля в Казахстане