Элементы политики деятельности предприятия в области качества. Этапы жизненного цикла предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:32, реферат

Описание

После разрушения командно-директивной экономики на постсоветском пространстве происходят сложные эволюционные процессы в области гражданской авиации (ГА). Их внутренней пружиной, безусловно, являются:
- раздел собственности;
- переход от “тепличных” условий плановой экономики и закрытого от конкуренции рынка к борьбе за существование в самых ее крайних проявлениях;
- замена громоздкой и неэффективной структуры директивного управления с чрезмерными накладными расходами на государственное регулирование деятельности в области ГА;

Работа состоит из  1 файл

Реф Упр качеством.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

· не оставлять качество услуги исключительно на произвол тарифной политики (ценовой конкуренции), учитывая современные требования к безопасности полетов и надежности АТ;

· отказаться от лозунгов, “проповедей” и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности (в большинстве случаев низкие качество и производительность вызваны системой и вне власти исполнителя (рабочего);

· привлекать каждого сотрудника к программе преобразований, а руководителя каждого звена - к непрерывной работе по снижению затрат (стоимости) на техническую эксплуатацию АТ.

В развитых странах Европы и мира внедрение системы менеджмента качества – обязательное условие выхода на международный рынок.

По мнению специалистов, без участия и заинтересованности высшего звена руководства авиапредприятия обеспечить качество авиационных услуг не представляется возможным. Именно высшее руководство по требованиям МС ИСО 9004-1 отвечает за потенциальное качество продукции и услуг, именно оно решает стратегические вопросы, ориентирует предприятие на запросы потребителя, проводит их в жизнь, отвечает за применение системы менеджмента качества.

Характерным для систем управления качеством, построенным по МС ИСО 9004-1, является назначение управляющего по вопросам качества (менеджера по качеству), который координирует все действия по обеспечению качества и несет основную долю ответственности за него. В крупных организациях (фирмах), объединяющих несколько предприятий, эта должность зачастую так и называется - координатор по вопросам обеспечения качества, который, как правило, подотчетен непосредственно генеральному директору (президенту) компании или его ближайшим заместителям.

Другой характерной чертой систем управления качеством является организация специальных функциональных подразделений - служб (отделов) обеспечения качества, являющихся самостоятельными и независимыми от других подразделений, подчиненных непосредственно высшему руководству предприятия и подотчетных только ему в своих действиях.

Реализация управления качеством по МС ИСО 9004-1 осуществляется на основе комплексного подхода. Данный подход означает охват системой управления качеством продукции или услуги на всех стадиях ее жизненного цикла, охват всех элементов системы в комплексе. Именно с позиции комплексного подхода, считают специалисты, можно решить проблему качества.

Наиболее характерным для систем качества, построенным по МС ИСО 9004-1, является смещение контроля качества продукции или услуги с конечных этапов ее жизненного цикла на начальные. Основная цель - не фиксация дефектов и брака путем технического контроля, а их предупреждение с помощью различных мероприятий. Иными словами, происходит перенос контроля с окончательных операций на технологию и на процессы производства работ. (Широко известна японская концепция: не допустить появления брака в производстве).

Для снижения себестоимости и повышения качества авиауслуг путем интеграции информации о качестве, автоматизации ее обработки и более эффективного использования в процессе нормального функционирования систем качества целесообразно использовать принципы CALS-технологий (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) - поддержка жизненного цикла процессов (изделий).

 

2) Этапы жизненного цикла продукции

                                         

Товар представляет собой своего рода живой организм, развивающийся, как

известно в следующем порядке: зачатие - рождение - зрелость - старение и

смерть.

По аналогии мы различаем следующие этапы типичного жизненного цикла товаров:

этап разработки товара, этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости,

этап насыщения рынка, этап упадка.

Жизненный цикл товара можно представить в виде графика зависимости объема

продаж от времени существования (жизни) этого товара. Типовой график

представлен на рис. 1, на котором выделены основные этапы жизни товара.

     Рассмотрим ниже характеристики основных этапов жизненного цикла товара.    

     Разработка. Это анализ возможностей производства продукции. Исследования

и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования. Рыночные

испытания.

Выведение на рынок. Это поступление товара в продажу. Новая марка товара

имеет кратковременные (монополистические) преимущества.

     Рост. Это ответная реакция конкурентов. Быстро растущий рынок. Марка

товара увеличивает или сокращает свою долю. Рост потребления на душу населения.

Изменчивый, нестабильный характер.

    

 

 

 

    

Рис. 1. Типовой график жизненного цикла изделия

 

     Зрелость. Это стабилизация. Рост продаж, но все более медленными темпами,

затем приостановка и в конце концов сокращение. Значительное число покупателей

выбирают марку товара, то есть предпочтение марке становится существенным

фактором, потребление на душу населения падает.

     Насыщение рынка и упадок. Весь рынок сокращается. Возникает излишек

мощностей. Возможны слияния фирм. Появляются товары-заменители.

Финансовые цели на отдельных этапах жизненного цикла.

     Разработка. Безубыточность.

     Выведение на рынок. Прибыль за счет продаж.

     Рост. Максимальный объем прибыли.

Зрелость. Прибыль за счет сокращения издержек.

     Насыщение и упадок. Сокращение затрат при уменьшении объема продаж товаров.

С помощью теории жизненного цикла можно автоматически прогнозировать

ситуацию. Если управление компании полностью доверится этой теории, то на

этапе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки, чтобы

освободившиеся средства направить на разработку товара-субститута. Без

поддержки маркетинга объем продаж товара неизбежно сократится и возникнет

необходимость форсировать продвижение на рынок товара-субститута без

надлежащей его технической проверки и рыночных испытаний, что в целом

поставит компанию перед двумя неудачами вместо одного успеха.

  

II.    Управление продукцией поставляемой потребителям

  

Управление продукцией поставляемой  потребителям позволяет определить порядок управления качеством закупаемых услуг аэропортовых и агентских предприятий.

Для выполнения этого необходимо определить процедуры управления качеством работы опосредованных потребителей услуг гражданской авиации:

- агентств воздушных сообщений;

-туристических агентств;

-пассажирских и грузовых терминалов;

-консолидаторских агентств;

-других аэропортовых и аэродромных организаций;

Существует также процедура управления процессами. Это требует проведения четкой и полной идентификации процессов, выполняемых авиапредприятиями, и порядок управления ими.

Для выполнения необходимо провести выбор методов работы, разработать процедуры, основанные на принципах:

-управление всей многофункциональной сетью процессов работы авиапредприятия на основе выделения основных процессов и определения их приоритетности;

-формирование специализированного подразделения для выполнения функциональной задачи или передачи этой задачи (на основании договора) специализированной организации;

-возложение ответственности за функционирование отдельного процесса и организацию взаимодействия на конкретное должностное лицо авиапредприятия.

Общий прядок действий в авиационном предприятии, как правило, включает в себя следующие основные процессы:

1.      По общей организации работы:

-определение и уточнение функций авиапредприятия;

-определение и уточнение структуры авиапредприятия;

-разработку предложений по совершенствованию структуры и методов работы;

-распределение полномочий, обязанностей, и ответственности подразделений и персонала;

-планирование работ и маркетинг;

-выбор, разработку и введение организационных и технологических процедур;

-управление ресурсами авиапредприятия;

2.      По контролю работы авиапредприятия;

-контроль функционирования системы организации работ и системы качеств;

-статистическую обработку результатов деятельности;

-устранение выявленных нарушений;

-актуализацию нормативной документации;

3.      По организации летной работы

-планирование летной работы;

-профессиональную подготовку летного состава;

-допуск членов экипажа к полетам;

-формирование экипажей ВС;

-предварительную и предполетную подготовку экипажей к полетам;

-проверку работы летного персонала;

Проверку и тренировку летного персонала проверяющими в составе экипажа;

-разборы летной работы;

-контроль и анализ летной работы;

-лётно-методическую работу;

4.      По обеспечению авиационной безопасности

-обеспечение охраны ВС;

-обеспечение пропускного режима;

-обеспечение проведение досмотра;

5.      По организации технического обслуживания и ремонта АТ

-техническое обслуживание ВС;

-анализ надежности АТ;

-рекламационно-претензионная работа;

-метрологическое обеспечение;

-учет, отчетность, ведение эксплуатационной документации;

6.      По организации воздушных перевозок пассажиров и грузов (в том числе и опасных)

-получение предложения;

-анализ предложения;

-заключение контракта;

-расчет коммерческой загрузки;

-обслуживание пассажиров, прием груза, багажа;

-организацию погрузочно-разгрузочных работ;

7.      По персоналу

-определение требований к персоналу;

-учет персонала и его квалификации;

-подготовка и переподготовка персонала;

-медицинское обеспечение;

-определение мер стимулирующих качество;

8.      По обеспечению функционирования авиапредприятия

-финансовое обеспечение работ;

-юридическое обеспечение;

-материально-техническое обеспечение работ;

Управление документацией;

                      

III. Категории и виды стандартов

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории :

        государственные стандарты – ГОСТ;

        отраслевые стандарты – ОСТ;

        республиканские стандарты союзных республик – РСТ;

        стандарты предприятий – СТП.

        Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Информация о работе Элементы политики деятельности предприятия в области качества. Этапы жизненного цикла предприятия