Электронная торговля. Перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание

Электронная торговля, именуемая за рубежом «е-commerce», – это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение электронной торговли 5
2. История развития электронной торговли (мировой и отечественный опыт) 8
3. Особенности продажи в электронных магазинах 10
3.1 Субъекты электронной коммерции. 10
3.2 Общая схема Интернет-магазина. 11
3.3 Торговая Интернет-система. 13
4. Экономическая характеристика работы электронных магазинов 18
5. Электронная торговля на примере электронных магазинов на Самарском электронном рынке 28
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Электронная торговля.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Общая схема Интернет-магазина.

Через сеть Интернет покупатель при помощи браузера заходит на Web-сайт Интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему Интернет-магазина. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону.

При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система. После сообщения о проведении on-line платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки..

Торговые системы электронных магазинов на практике редко бывают полностью автоматизированными. Легкость совершения покупки имеет и обратную сторону: увеличение количества ошибок пользователя (особенно при невразумительном дизайне электронной витрины и отсутствии on-line помощи) - а это существенные потери для магазина. Поэтому зачастую требуется проверка менеджером каждого отдельного факта заказа. Исключение составляет лишь продажа информационного продукта, которой можно доставить с минимальными издержками непосредственно через Интернет.

Можно утверждать, что основные проблемы электронной коммерции лежат на стыках Интернета и реальной деятельности. В обычной торговле покупатель привык к тому, что есть возможность оценить товар визуально, определить его качество и характеристики. В электронной торговле он такой возможности лишен. Максимум, на что он может рассчитывать, это фотография товара и перечисление его характеристик. Зачастую этой информации достаточно, но здесь вступают в действие эмоциональные и психологические факторы. Большинство электронных магазинов имеют проблемы с доставкой товаров, особенно если цена товара невелика. Проблемы также возникают при необходимости оплатить товар в электронном магазине. Тому есть множество причин: недоверие граждан по отношению к банковской системе, в целом, и безналичным платежам, в частности, - как результат нестабильности экономической ситуации в стране; неурегулированность организационных и правовых вопросов электронных платежей; неуверенность в безопасности проведения транзакций через Интернет.

3.3 Торговая Интернет-система.

В общем случае техническую сторону любого Интернет-магазина можно рассматривать как совокупность электронной витрины и торговой системы.

Электронная витрина предназначена для выполнения следующих задач:

      предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа);

      работа с электронной “корзиной” или “тележкой” покупателя;

      регистрация покупателей;

      оформление заказов с выбором метода оплаты и доставки;

      предоставление on-line помощи покупателю;

      сбор маркетинговой информации;

      обеспечение безопасности личной информации покупателей;

      автоматическая передача информации в торговую систему.

Витрина электронного магазина располагается на Интернет-сервере и представляет собой Web-сайт с активным содержанием.

Основа витрины электронного магазина - каталог товаров с указанием цен, который может быть структурирован различными способами (по категориям товаров, по производителям), содержать полную информацию о характеристиках каждого товара и даже его изображение. Выбрав понравившийся товар, пользователь помещает его в “корзину” или “тележку”. “Корзина” представляет собой некоторое приближение корзины в реальном универсаме, то есть список продуктов, которые оплачиваются и доставляются вместе, одним пакетом (что позволяет снизить затраты на доставку). В любой момент до окончательного оформления заказа покупатель может отредактировать содержимое корзины и количество товаров каждого вида.

Процесс регистрации может инициироваться системой до или после выбора товаров из каталога. Оба способа имеют свои преимущества. Ввод регистрационных данных после выбора товаров позволяет покупателю сэкономить время в том случае, если он не принял решения что-либо купить в этом электронном магазине. Способ, при котором ввод данных производится в самом начале, выгоден продавцу тем, что позволяет легко отслеживать предпочтения конкретного покупателя при повторном посещении магазина и, учитывая их, повышать качество обслуживания (например, выводится сразу та часть каталога, которая ранее заинтересовала клиента).

Зачастую электронная витрина и является собственно Интернет-магазином, а вторая важная часть, электронная торговая система, просто отсутствует. Все запросы покупателей поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, а к менеджерам по продажам.

Далее бизнес-процессы электронного магазина полностью повторяют бизнес-процессы предприятия розничной торговли. Таким образом, Интернет-витрина является инструментом привлечения покупателя, интерфейсом для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.

Автоматизация торговли становится выгодной только с ростом масштабов бизнеса. До тех пор, пока несколько человек без особых усилий справляются с ручной обработкой заказов покупателей, особенно если цена каждого отдельного заказа относительно низка или количество покупателей невелико, проще всего организовать Интернет-магазин именно таким образом. Но для фирм, проводящих сотни транзакций в день и ориентированных на бизнес в Интернет это решение неприемлемо.

Любая современная торговая фирма имеет уже работающую систему склад-магазин, учитывающую наличие запасов, объемы продаж по конкретным позициям, что повышает эффективность и позволяет проконтролировать действенность рекламы. А это еще одно приложение Интернет.

Кто будет выпускать и регулировать выпуск электронных денег (в случае бумажных денег - это функция центрального национального банка)? Коммерческий банк может предоставить кредитов на сумму, превосходящую наличные депозиты. В случае электронных денег это создает еще большую свободу при операциях такого рода. Уже имеются прецеденты эмиссии электронных денег структурами, не имеющими никакого отношения к банковской системе.

Как будут решаться проблемы налогов? Ведь в этом случае трудно отследить движение денег из-за его глобального характера.

Кто должен определить стандарты на электронные деньги и операции с ними?

Кто и как будет обеспечивать безопасность операций и защиту интересов покупателей-клиентов?

Список таких вопросов можно существенно расширить. Электронные деньги существенно меняют и функции банков, более того некоторые операции банков могут выполняться другими структурами, например, сетевыми сервис-провайдерами или компаниями-разработчиками программного обеспечения. Так, например, MicroSoft через десятки миллионов пользователей Windows может легко захватить заметный сегмент в сфере предоставления кредитов в виде электронных денег. Интернет здесь может использоваться как при покупке через сеть, так и при оплате традиционной (очной) покупки.

Электронная торговля поменяет современную жизнь так же, как Интернет изменил среду общения и доступ к информации.

В торговле основную прибыль всегда давала информация (знание конъюнктуры рынка, знание производителей и пр.). Современный этап с его взрывным развитием технологий делает этот фактор решающим.

До недавнего времени даже программы продавались в коробках, произведенных фирмой разработчиком (практически как книги). Новейшей тенденцией является торговля программами (пока дешевыми) через Интернет. Для этого имеются все средства и предпосылки. Но эта схема порождает немало юридических и коммерческих проблем. Здесь и упомянутая проблема налогов (пока в США торговля через Интернет не облагается налогами), и нарушения авторских прав. Ведь нужно определить, кто должен платить налоги, дилер, продавший программу, или фирма разработчик, а это не безразлично, если они расположены в разных странах. Да и взаимоотношения между дилером и разработчиком нужно как-то урегулировать, так как нужен надежный контроль над проданным количеством копий программы. Где здесь место таможни (пока продавались коробки с программами, были сопроводительные бумаги, на которых можно было после оплаты сбора поставить штамп "Таможня дала добро")? Сходные проблемы ждут разработчиков и продавцов компьютерных игр, музыкальных CD и DVD-дисков, а в перспективе очень многих других товаров.

Развитию электронной торговли способствуют широко распространенные системы склад-магазин (смотри рис. 2 и 3). Здесь склад и магазин могут иметь общего хозяина, а могу принадлежать и различным фирмам. Прямого отношения к электронной торговле эти структуры не имеют, но при их создании решались некоторые проблемы и создавались программы, которые могут найти применение в электронной коммерции.

Рис. 2. Простейшая схема системы склад-магазин

Рис. 3. Продвинутая схема системы склад-магазин

В любой из этих схем должна быть решена проблема безопасности и надежности передачи информации, а это роднит эти схемы со схемами электронной торговли. В общем случае взаимоотношения между складом и магазином могут быть исключительно коммерческими, что делает эти объекты субъектами, осуществляющими торговые операции. Взаимоотношения с современным банком в любом случае относится к сфере электронной коммерции. Наличие таких структур заметно стимулирует внедрение электронной торговли, так как эта технология предполагает взаимодействие различных систем распределенных баз данных.


4.     Экономическая характеристика работы электронных магазинов

Новые информационные технологии работают в качестве двигателя экономического и социального развития, образования, культуры и искусства. Мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства и знания. В основе информационной революции лежит развитие информационных технологий, разнообразие и применение которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Все большее количество компаний в мире используют Сеть для развития своего бизнеса — по оперативности онлайновые магазины во много раз превосходят физические аналоги. Согласно исследованиям компаний ACNielsen и Yahoo, несмотря на спад в экономике в целом и интернет-секторе в частности, выросло доверие потребителей к интернету: в этом году в течение прошедшего квартала индекс спроса в западных онлайновых магазинах не изменился, а по сравнению с прошлым годом — вырос на 8 пунктов. При этом покупатели с высшим образованием доверяют Сети больше, чем те, кто не закончил колледж — 144 пункта (+15%) против 125 (+5%). И тратят, соответственно, больше — на $75.

В основном, правда, это касается США: развитие розничной интернет-торговли в Европе пока остается на достаточно низком уровне: там всего 35% пользователей Сети совершали покупки в онлайне, что ненамного, но все же больше аналогичного показателя прошлого года. Самая высокая доля тех, кто хоть раз пробовал совершить покупку в Сети, зафиксирована в Великобритании — 55%.

Появление и развитие глобальной компьютерной сети Интернет привело к возникновению новых рынков, называемых "виртуальными". Данные рынки представляют собой новую неосвоенную территорию, размеры которой нелимитированы, а ресурсы на данном этапе неисчерпаемы.

Число владельцев компьютеров и пользователей Интернет быстро растет во всем мире. Их наибольшее количество находится в США, где около 70% населения имеет выход в Интернет. Не отстает рынок европейских пользователей Сети.

Как бы то ни было, Европа, отставая, все же мало-помалу нагоняет Америку, осознав необходимость внедрения веб-сервисов для развития бизнеса. По данным последнего исследования, проведенного по заказу компании BEA Systems, более половины европейских компаний — 54% — уже внедрили веб-сервисы. Более широкому распространению веб-сервисов препятствуют, в первую очередь, опасения по поводу безопасности их использования — именно это останавливает 48% европейских организаций. К тому же, не все компании-первопроходцы в восторге от сделанного выбора: каждый пятый из опрошенных IT-директоров не удовлетворен результатами использования новых технологий, и лишь 59% из них признали, что существуют видимые положительные результаты такого внедрения — например, налаживание более тесных связей с клиентами и партнерами, повышение эффективности работы, более быстрое и дешевое оказание услуг.

Кроме того, малые предприятия торговли отстают в использовании средств электронной коммерции от крупных компаний: в Британии, к примеру, 56% из них даже «не думали о преимуществах Сети». В то же время, из крупных фирм 77% процентов используют технологии e-commerce, 71% публикуют адрес электронной почты и 53% имеют веб-сайт.

Информация о работе Электронная торговля. Перспективы развития