Экономические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические основы управления;
рассмотреть механизм применения хозрасчетного метода и метода стимулирования персонала;
Изучить особенности реализация методов ценообразования и финансирования.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и принципы управления 5
1.2. Методологические основы менеджмента 9
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ХОЗРАСЧЕТНОГО МЕТОДА И МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 14
2.1. Метод хозяйственного расчета 14
2.2. Метод стимулирования 18
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ 20
3.1. Ценообразование как важнейший рычаг экономического управления 20
3.2. Методы управления финансами 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Экон метод упр курс КГУ 158.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     Подрядная форма внутреннего хозрасчета обычно сочетается с бригадными формами  организации труда.

     Форма «долевого участия». Подразделения  работают на основе заданий своего предприятия на выделенных им или  закрепленных за ними основных фондах. Смысл здесь в том, что оплата труда подразделениям производится на основе их долевого участия в доходе предприятия. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

     Опыт  показал, что все описанные формы  внутреннего хозрасчета оказались  недостаточно сильными, для того чтобы  осуществлять экономические методы управления в их сущностном виде. Поэтому  следует обратить внимание на более сильные формы хозрасчетных отношений. Среди них такая форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

     Арендная  форма. Подразделения арендуют, т. е. берут во временное пользование  за определенную плату у своего предприятия, основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. [28]

     Арендный  договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения  за вычетом арендной платы, обычных  выплат в бюджет и отрасли, а также  материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение арендатора. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.

     Полный  хозрасчет подразделения. Он может  иметь место лишь при наличии  у подразделения предприятия всех пяти признаков - хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета.

     Средства  труда могут арендоваться как  у собственного хозрасчетного предприятия, так и у сторонних организаций. Оплата труда идет за счет валового дохода.

 

2.2. Метод  стимулирования

 

     С полным хозрасчетом предприятия  неразрывно связан следующий экономический  метод управления - стимулирование.

     Что здесь самое важное? Прежде всего, это удовлетворение с помощью стимулирования кровных интересов работающего и трудового коллектива. Не лишние «рубли» премии за ударный труд, а существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека и коллектива - вот смысл стимулирования. И речь идет не только о денежном вознаграждении.

     Совершенствование производства, улучшение условий  труда, обеспечение себе «выгодного»  рабочего места и т. д. — все  это накрепко привязывается к  результатам труда.

     Денежный  заработок ставится в прямую зависимость от конечного результата работы, как от количественного, так и, особенно, качественного. Здесь работает простой, понятный и спра­ведливый принцип: во сколько раз больше и лучше сделал, во столько раз больше и получил. Чем полнее реализуется этот принцип, тем лучше будет результат. Это означает, в частности, и снятие различных ограничений на оплату труда по совместительству, заместительству, сверхурочной работы.

     Экономические методы управления работают в полную силу лишь тогда, когда снимаются искусственные административные барьеры, а словам «заработная плата» (т. е. плата за работу) придается истинное значение.

     Наконец, для того чтобы справедливо оценивать  работу по количеству и качеству, необходимо иметь рычаги для поощрения таких важнейших факторов хорошего труда, как квалификация работающего, место и характер работы, вклад в общий конечный результат и т. д. [6, с. 254]

     Для этого существуют составляющие зарплату различные виды выплат — оклад  или тариф, надбавка, доплата, премия.

     Оклад, или тарифная ставка (тариф) - это размер оплаты труда работника в единицу времени (месяц, день, час), зависящий от занимаемой должности, квалификации и личных деловых качеств работающего. Он зависит также от стажа и особенностей отрасли. Оклад, или тариф - это основная часть заработной платы, так сказать, ее гарантированный минимум.

     Надбавка - вид выплат, привязанный к конкретной выполняемой работе, к ее качеству. Могут быть, например, надбавки за особую важность работы (работа на экспорт, оборону, особо важный объект), за особую квалификацию (например, за знание иностранного языка, ученую степень и т. п.).

     Доплата — вид выплат, связанный с местом работы. Могут быть доплаты за вредность  работы на данном рабочем месте, за удаленность места работы (например, Крайний Север), за работу на высоте, под землей, водой и т. д.

     Премия - особый вид выплат, зависящий от конечного результата труда, коллективами может быть получен за счет прибыли  или дохода.

     Как видим, каждый вид выплат имеет свою область стимулирования труда, свои возможности. Искусство управления заключается в том, чтобы сформировать заработную плату из всех видов выплат таким образом, чтобы конечная цель предприятия была достигнута при наибольшей заинтересованности в ней всех работающих.

     При этом стимулирование, оплата труда должны проводиться открыто и, что весьма важно, быть хорошо обоснованными и понятными каждому работнику.

     Названные экономические методы управления требуют  для их постоянного использования  сочетания с другими методами, а также целого ряда условий, которые тесно связаны с товарно-днежными отношениями, ценообразованием, финансированием, кредитованием. [29] 
 

 

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  И ФИНАНСИРОВАНИЯ

3.1. Ценообразование  как важнейший  рычаг экономического  управления

 

     Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно  необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать  ее потребительским свойствам и  качеству, учитывать спрос и предложение  на товары и услуги. [13, с. 217]

     В рыночной экономике различают следующие  виды цен:

     Производственная  цена — цена, по которой производитель  поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна  сумме всех производственных и маркетинговых  издержек плюс ожидаемая прибыль. Обычно производственная цена составляет от 40 до 60% розничной цены.

     Оптовая цена - цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна  производственной цене плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60-70% от розничной цены.

     Розничная цена - цена, по которой ведется продажа  товара в магазинах в розницу  и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс ее прибыль. Обратите внимание на то, что размеры производственных и оптовых цен указываются в процентах к розничной цене: главным фактором формирования цены являются свободные рыночные соотношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи.

     Рыночная  цена - цена, по которой идет купля-продажа  на данном рынке в данное время.

     Базисная  цена - согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество (сорт) отличается от оговоренных в контракте поставки. При этом оговариваются скидки и надбавки на цену товара.

     Монопольная цена - это цена, устанавливаемая  монополиями выше или ниже цены производства. Выше - для сбыта своих товаров  и ниже - для товаров, приобретаемых у других фирм.

     Номинальная цена - та, которая публикуется в  прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).

     Скользящая  цена - цена, устанавливаемая договором  в зависимости от условий конъюнктуры  на определенную дату.

     Твердая цена - цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может  быть изменена.

     Цена  «падающий лидер» - цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.

     Цена  спроса — цена, складывающаяся на рынке  в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и  предложения.

     Цена  купли-продажи (фактурная цена) - цена, определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для обозначения которых используются следующие условные обозначения:

  • сиф (стоимость, страховка, фрахт): продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки груза (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку, а также взять на себя «риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель — риск гибели или порчи после пересечения грузом этой линии;
  • фоб (свободен на борту): продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения (в США наряду с термином «фоб» используется в этом же смысле слово «франке»);
  • фор (свободен на рельсах): продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар на железнодорожную станцию и погрузить его в железнодорожный вагон; остальные расходы берет на себя покупатель (наряду с термином «фор» используется в этом же смысле выражение «франко-вагон»);
  • франко: продавец обязан доставить товар в условленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, страховые и таможенные расходы включаются в цену товара. [30]

     В рыночной экономике уровень цен  в значительной мере определяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит - к ее увеличению.

     Увеличение  предложения товаров связано  с желанием производителя получить максимум прибыли: как только увеличивается  спрос на какой-либо товар, предприниматель  увеличивает его производство. Максимизация прибыли зависит и от цены товара, и от производственных издержек.

     Поэтому при увеличении предложения товаров  обязательно учитывается и то, как это скажется на их цене и  издержках производства: при увеличении производства товара то и другое, как  правило, уменьшается. Цена товара, учитывающая совместное влияние на нее различных противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой.

     Контролирование цены отдельным производителем товара достигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.

     Спрос на товар может быть «эластичным», если изменение его сразу же сказывается  на изменении цены, «неэластичным», если спрос малочувствителен к изменению цены. «Неэластичный» спрос характерен прежде всего для недорогих товаров первой необходимости (например, соли, спичек и т. п.). На спрос влияют следующие факторы:

  • увеличение количества единиц товара: это так называемый «принцип уменьшающейся полезности»: чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица;
  • колебание доходов потребителей: увеличение доходов повышает спрос и, наоборот, уменьшение доходов понижает спрос;
  • различие в желаниях потребителей: один хочет (и может) купить дорогой товар, другой - дешевый; при этом спрос на невостребованный товар падает.

     В целом снижение цен происходит из-за:

  • нежелания покупателей брать данный товар;
  • превышения предложения над спросом;
  • срочной необходимости продажи товара;
  • роста производительности труда по данному товару (при неизменных доходах покупателей);
  • информации о возможном падении цен;
  • государственных мер (например, увеличение банковских ставок: становится выгоднее держать деньги в банке, чем покупать товары). [22, с. 233]

Информация о работе Экономические методы