Экономические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

Экономические методы - это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. Они не только по-прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе методов, но в условиях рыночной экономики действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей, активизируют их труд, повышают деловую активность предприятий.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………………..3

2.Экономические методы управления……………………………………………………….5

3.Система методов управления………………………………………………………………….6

4.Примеры проявления экономических методов на предприятиях……….20

5.Методы экономического обоснования выбора управленческих решений………………………………………………………………………………………………………21

6.Заключение……………………………………………………………………………………………..30

7.Список литературы………………………………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

эконом методы.docx

— 107.50 Кб (Скачать документ)

   Экономический анализ – очевидно, наиболее распространенный метод – это тоже одна из форм построения модели. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на Анализе Безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным.

   Экономические методы занимают в управлении центральное  место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический

анализ и  экономический аспект в целом  играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессиональные – экономического.

   В случае использования экономических  методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы. Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

   Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей

решения. Процедура  планирования как одного из экономических  методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования. Главное в планировании как в экономическом методе руководства - выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

    

  1. Методы экономического обоснования выбора управленческих решений
 

   Конечная  цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам.

   К принципам экономического обоснования относятся:

   • учет фактора времени;

   • учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;

   • применение системного подхода;

   • применение комплексного подхода;

   • обеспечение многовариантности  технических и организационных  решений;

   • обеспечение сопоставимости вариантов  по исходной информации;

   • учет факторов неопределенности и риска.

   Рассмотрим  подробнее некоторые из этих принципов.

     Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

   Пример 1. Допустим, потребитель покупает орудие труда — нефтеаппаратуру для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или нефтеаппаратуры) будет нефть, а на «выходе» - продукция переработки: бензин, мазут и пр. Для потребителя важна отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенной объектом (цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше его производительность, качество выпускаемой им продукции (и соответственно цена продукции), надежность и безопасность работы, меньше затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода.

   Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства (процессов). В качестве объекта будет процесс, на «входе» —ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на «выходе» — нефтеаппаратура как результат преобразования «входа» в результат процесса. В этом случае экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы менеджмента проявится в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятие).

   Пример 3. Для фирмы-изготовителя совершенствуется «вход» системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих. Это улучшение повлияет на повышение качества «выхода» — качества нефтеаппаратуры и соответственно ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и других факторов. Дополнительно повышение качества «выхода», как и в примере 1, увеличит доход потребителя нефтеаппаратуры. Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.

   Применение  комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

   Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

   Сопоставимость  вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета.

   Приведем  возможные методы расчета экономического эффекта совершенствования системы менеджмента фирмы с учетом рассмотренных требований. За счет системности и комплексности эти методы приемлемы для обоснования различных организационно-технических мероприятий по совершенствованию «входа», процесса и «выхода» любой системы. Особенности расчета даны в табл. 2.

Таблица 2

     Методика расчета экономического эффекта внедрения мероприятий по повышению  качества компонентов системы                       

    

Компоненты  системы Оценка состояний  до или после внедрения мероприятий  по повышению качества компонентов  системы
«входа» процесса «входа» и  процесса
до после до после до после
Вход 3 5 4 4 3 5
Процесс 5 5 3 4 4 5
Выход 3 5 3 4 3 5
Номер расчетной  формулы 8,11 8,12 8,13
 

   Мероприятия по повышению качества «входа» системы — качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:

   а) у изготовителя товара — за счет повышения качества процесса, что  влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производственного брака;

   б) у потребителя товара — за счет повышения качества его изготовления

(качество  разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить

цену товара. Так как сырье, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты — себестоимость товара; затраты на повышение качества «входа» системы могут превысить экономию производственных затрат. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

   Экономический эффект разработки и реализации мероприятий  по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) рассчитывается по формуле

                                                                           

    

                       (1)

   где ЭТ - ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок применения мероприятий (Т);

   ∆Свхt — перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа»);

   ∆Сnpt — снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества процесса при применении качественного «входа»;

   Цнt — прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t;

   Цсt — то же, для старого товара;

   Nнt — прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральные измерители (штуки, тонны и т.п.);

   Звх — единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа» (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.п.). При выполнении расчетов по формулам 1-5 следует обязательно соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени), сопоставимость вариантов и др.).

   Мероприятия по повышению качества процесса в системе — совершенствование технологии, организации производства, оперативного управления, повышение уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс системы к ее «выходу». Допустим, качество «входа» отвечает требованиям конкурентоспособности — оценивается на «отлично», а качество процесса удовлетворительное, т.е. технология и организация процессов не отвечают требованиям «входа». Тогда и на «выходе» системы будет «удовлетворительно». Для использования преимуществ высокого качества «входа» следует обязательно повысить качество процесса (в данном примере — до «отлично»). На это мероприятие изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается). Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и соответственно более полного удовлетворения своих потребностей либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.

Информация о работе Экономические методы управления