Экономические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

Экономические методы - это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. Они не только по-прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе методов, но в условиях рыночной экономики действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей, активизируют их труд, повышают деловую активность предприятий.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………………..3

2.Экономические методы управления……………………………………………………….5

3.Система методов управления………………………………………………………………….6

4.Примеры проявления экономических методов на предприятиях……….20

5.Методы экономического обоснования выбора управленческих решений………………………………………………………………………………………………………21

6.Заключение……………………………………………………………………………………………..30

7.Список литературы………………………………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

эконом методы.docx

— 107.50 Кб (Скачать документ)

   В слове «хозрасчет» две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным  здесь является первое слово, а «расчет» второстепенным, хотя и важным. Представление, что стоит только правильно рассчитать и все пойдет как по маслу,- вредная иллюзия. Расчеты производятся постоянно. Этим, как вчера, так и сегодня, занимается целая армия квалифицированных людей. А вот слово «хозяйственный» с рубежа 80-90-х гг. XX в. приобрело новый смысл. Его связали с понятием «хозяин». Ибо полный хозрасчет - это прежде всего механизм относительной экономической и управленческой самостоятельности предприятия. Независимость, чувство полного хозяина - вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда. И в этом главный смысл хозрасчета. 
Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из прибыли, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль, или доход. После того как часть прибыли будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета. 
Выбор модели хозяйственного расчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе, данной фабрике или фирме - важнейшая задача менеджера и совета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов - управленцев, экономистов, правовиков. 
Все, что выше говорилось о хозрасчете, в частности о его моделях, относится к предприятию в целом. Но хозрасчетные отношения должны формироваться и внутри предприятия, между его подразделениями, вплоть до рабочего места. В какой мере признаки полного хозрасчета предприятия в целом могут быть реализованы в его низовых звеньях - в подразделениях? Таких признаков, обязательных для полного хозрасчета предприятия, известно по крайней мере пять:

  1. хозяйственная самостоятельность;
  2. самоокупаемость;
  3. материальная заинтересованность;
  4. материальная ответственность;
  5. контроль рублем.

   Совершенно  очевидно, что присутствие всех этих признаков характерно, как правило, лишь для предприятия в целом  и обеспечивается наличием у него статуса юридического лица, обладанием обособленной частью собственности, самостоятельным балансом, текущим счетом в банке. Далеко не каждое, даже крупное, подразделение предприятия является в этом смысле полностью самостоятельным в хозяйственном отношении й самоокупаемым. Не все подразделения могут быть, например, заинтересованы в конечном результате труда, не все могут нести полную материальную ответственность за свою деятельность, не каждому из них доступен контроль рублем. Следовательно, о полном хозрасчете внутри предприятия следует говорить с большой осмотрительностью. В большинстве случаев речь может идти лишь о частичном хозрасчете, об элементах хозрасчета подразделений в рамках полного хозрасчета предприятия в целом. 
В зависимости от степени развитости хозрасчетных отношений внутренний хозрасчет, таким образом, может быть разной полноты: от весьма слабого до полного. Кратко охарактеризуем наиболее типичные формы внутренних хозрасчетных отношений по степени нарастания их полноты.

  1. Административная форма. Здесь внутренний хозрасчет близок к нулю. Полный хозрасчет организуется лишь на уровне предприятия в целом. Экономическая деятельность подразделений регламентируется и направляется административным путем - приказами, расписывающими хозрасчет сверху вниз, вплоть до рабочего места. Вся работа строго регламентируется заданиями, не оставляя места для инициативы и творчества. Задача работающих - точное выполнение приказа-задания. За это они отвечают в административном порядке. Оплата труда здесь чаще повременная, но может быть и сдельная, которая благодаря «выводиловке» мало чем отличается от повременной. Заинтересованность в количестве и качестве труда весьма слабая -больше положенного не заработаешь.
  2. Целевая форма. Здесь подлинного хозрасчета несколько больше. Предприятие расписывает свои конечные общие задачи по частным ожидаемым результатам и выдает их подразделениям в виде целей деятельности. Эти цели обеспечиваются по нормативам необходимыми ресурсами - трудовыми (заработной платой), материалами, сырьем, оборудованием, энергией. Пути достижения целей не регламентируются. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что сэкономленные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива и ему частично выплачивается их стоимость (определенная доля от экономии).
  3. Подрядная форма. В этом случае предприятие дает хозрасчетным подразделениям задания на работу (подряд) и выделяет необходимое для работы оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию. При этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что подразделение получает в свое полное распоряжение разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции - подрядный доход. Подрядная форма внутреннего хозрасчета обычно сочетается с бригадными формами организации труда.
  4. Форма «долевого участия». Подразделения работают на основе заданий своего предприятия на выделенных им или закрепленных за ними основных фондах. Смысл здесь в том, что оплата труда подразделениям производится на основе их долевого участия в доходе предприятия. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

   Опыт  показал, что все описанные формы  внутреннего хозрасчета оказались недостаточно сильными, для того чтобы осуществлять экономические методы управления в их сущностном виде. Поэтому следует обратить внимание на более сильные формы хозрасчетных отношений. Среди них такая форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

  1. Арендная форма. Подразделения арендуют, т. е. берут во временное пользование за определенную плату у своего предприятия, основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет и отрасли, а также материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение арендатора. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.
  2. Полный хозрасчет подразделения. Он может иметь место лишь при наличии у подразделения предприятия всех пяти признаков - хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета. Средства труда могут арендоваться как у собственного хозрасчетного предприятия, так и у сторонних организаций. Оплата труда идет за счет валового дохода.

   С полным хозрасчетом предприятия  неразрывно связан следующий экономический метод управления - стимулирование. Что здесь самое важное? Прежде всего это удовлетворение с помощью стимулирования кровных интересов работающего и трудового коллектива. Не лишние «рубли» премии за ударный труд, а существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека и коллектива - вот смысл стимулирования. И речь идет не только о денежном вознаграждении. Совершенствование производства, улучшение условий труда, обеспечение себе «выгодного» рабочего места и т. д. — все это накрепко привязывается к результатам труда. 
Денежный заработок ставится в прямую зависимость от конечного результата работы, как от количественного, так и, особенно, качественного. Здесь работает простой, понятный и справедливый принцип: во сколько раз больше и лучше сделал, во столько раз больше и получил. Чем полнее реализуется этот принцип, тем лучше будет результат. Это означает, в частности, и снятие различных ограничений на оплату труда по совместительству, заместительству, сверхурочной работы. 
Экономические методы управления работают в полную силу лишь тогда, когда снимаются искусственные административные барьеры, а словам «заработная плата» (т. е. плата за работу) придается истинное значение. Наконец, для того чтобы справедливо оценивать работу по количеству и качеству, необходимо иметь рычаги для поощрения таких важнейших факторов хорошего труда, как квалификация работающего, место и характер работы, вклад в общий конечный результат и т. д. Для этого существуют составляющие зарплату различные виды выплат — оклад или тариф, надбавка, доплата, премия. 
Вот их основной смысл. 
Оклад, или тарифная ставка (тариф) - это размер оплаты труда работника в единицу времени (месяц, день, час), зависящий от занимаемой должности, квалификации и личных деловых качеств работающего. Он зависит также от стажа и особенностей отрасли. Оклад, или тариф - это основная часть заработной платы, так сказать, ее гарантированный минимум. 
Надбавка - вид выплат, привязанный к конкретной выполняемой работе, к ее качеству. Могут быть, например, надбавки за особую важность работы (работа на экспорт, оборону, особо важный объект), за особую квалификацию (например, за знание иностранного языка, ученую степень и т. п.). 
Доплата — вид выплат, связанный с местом работы. Могут быть доплаты за вредность работы на данном рабочем месте, за удаленность места работы (например, Крайний Север), за работу на высоте, под землей, водой и т. д. 
Премия - особый вид выплат, зависящий от конечного результата труда, коллективами может быть получен за счет прибыли или дохода. 
Как видим, каждый вид выплат имеет свою область стимулирования труда, свои возможности. Искусство управления заключается в том, чтобы сформировать заработную плату из всех видов выплат таким образом, чтобы конечная цель предприятия была достигнута при наибольшей заинтересованности в ней всех работающих. 
При этом стимулирование, оплата труда должны проводиться открыто и, что весьма важно, быть хорошо обоснованными и понятными каждому работнику. 

  1. Подрядная форма. В этом случае предприятие дает хозрасчетным подразделениям задания на работу (подряд) и выделяет необходимое для работы оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию. При этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом. Смысл внутреннего хозрасчета здесь в том, что подразделение получает в свое полное распоряжение разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции - подрядный доход. Подрядная форма внутреннего хозрасчета обычно сочетается с бригадными формами организации труда.
  2. Форма «долевого участия». Подразделения работают на основе заданий своего предприятия на выделенных им или закрепленных за ними основных фондах. Смысл здесь в том, что оплата труда подразделениям производится на основе их долевого участия в доходе предприятия. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

   Опыт  показал, что все описанные формы  внутреннего хозрасчета оказались недостаточно сильными, для того чтобы осуществлять экономические методы управления в их сущностном виде. Поэтому следует обратить внимание на более сильные формы хозрасчетных отношений. Среди них такая форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

  1. Арендная форма. Подразделения арендуют, т. е. берут во временное пользование за определенную плату у своего предприятия, основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет и отрасли, а также материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение арендатора. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.
  2. Полный хозрасчет подразделения. Он может иметь место лишь при наличии у подразделения предприятия всех пяти признаков — хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета. Средства труда могут арендоваться как у собственного хозрасчетного предприятия, так и у сторонних организаций. Оплата груда идет за счет валового дохода.

   С полным хозрасчетом предприятия  неразрывно связан следующий экономический метод управления - стимулирование. Что здесь самое важное? Прежде всего это удовлетворение с помощью стимулирования кровных интересов работающего и трудового коллектива. Не лишние «рубли» премии за ударный труд, а существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека и коллектива - вот смысл стимулирования. И речь идет не только о денежном вознаграждении. Совершенствование производства, улучшение условий труда, обеспечение себе «выгодного» рабочего места и т. д. - все это накрепко привязывается к результатам труда. 
Денежный заработок ставится в прямую зависимость от конечного результата работы, как от количественного, так и, особенно, качественного. Здесь работает простой, понятный и справедливый принцип: во сколько раз больше и лучше сделал, во столько раз больше и получил. Чем полнее реализуется этот принцип, тем лучше будет результат. Это означает, в частности, и снятие различных ограничений на оплату труда по совместительству, заместительству, сверхурочной работы. 
Названные экономические методы управления требуют для их постоянного использования сочетания с другими методами, а также целого ряда условий, которые тесно связаны с товарно-денежными отношениями, ценообразованием, финансированием, кредитованием. 
Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.

   Финансы нужны предприятию для его  производственного и социального  развития. Деньги дают предприятию  возможность заработать еще большие  деньги, т. е. получить прибыль (доход). Именно получение прибыли позволяет  судить о том, нужную ли работу делают данный завод или фабрика, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, имеет спрос - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие повышает качество продукции и услуг, снижает их себестоимость, наращивает производительность труда, совершенствует оборудование и приемы работы. 
Финансовая самостоятельность предприятия предусматривает необходимость обеспечения своевременных денежных выплат поставщикам, подрядчикам, другим партнерам. Это касается также налоговых расчетов с государством, деньги от которых идут на проведение государственных экономических и социальных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, решение экологических проблем и другие потребности государства.

Информация о работе Экономические методы управления