Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Малый бизнес в России …………………………………………….
Сущность и роль малого предпринимательства в России……………..
Глава 2. Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России ……
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России ………………………………
2.2 Интеграция России в мировую экономику………………………………
2.3 Социальная роль малого бизнеса в России ……………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Следует также  иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела  меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или товарной формах является проблематичным.

Все эти обстоятельства потребовали выработки новой  внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации.

Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная собственность, а  число участников внешнеэкономических  связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

При переходе к  рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей  государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики (ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Хозяйственное взаимодействие с внешним миром  выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс  развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.

Выбор в России модели открытой экономики и либерализации  внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства.

В политике российского  руководства эти подходы постоянно  смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего  рынка и либерализации ВЭД  неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия при проведении ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, кардинально ослабли их конкурентные возможности на внешних рынках, что значительно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области машинотехнической продукции.

В результате преобразования во внешнеэкономической сфере носили более радикальный характер по сравнению  с внутренними преобразованиями, заметно опережая становление отечественного рынка и не учитывая в должной мере кризисное состояние национальной экономики.

Вместе с  тем в соответствии с Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.) произошел выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов (в настоящее время экспортно-импортные операции ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников ВЭД), который породил неоправданную конкуренцию между ними.

Все это заставило  отказаться от шоковых методов и  прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость  настройки системы государственного (административного и экономического) регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления конкурентоспособности российского экспорта.

К первоочередным целям современной ВЭП России относятся:

•обеспечение  доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь  имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

  • достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками России;
  • формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.)

2. 3 Социальная роль малого бизнеса в России

 

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует  отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств  к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству

 

Для нормального  развития малых предприятий необходимы не только определенные экономические  условия, но и социальная база.

            Пока социальная политика относится  к числу наиболее слабых звеньев внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкой результативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все декларации, не только сохранился остаточный принцип выделения средств на финансирование социальной сферы, но прежде всего за счет нее осуществляется ставшее системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения федерального бюджета.

         Уже не первый год самые  напряженные ожидания обострения  социальной обстановки связаны  с ситуацией на рынке труда.  Относительный низкий уровень  безработицы у нас по сравнению  с другими странами объясняется,  с одной стороны, тем, что  мы еще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий , а с другой – стремлением значительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительно пополниться.  Потенциал для этого довольно значительный.   Миллионы людей работают неполный рабочий день, неполную рабочу  неделю или находятся в вынужденных отпусках. 

      Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой-то мере оперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство.                                                                                                                                           

       На  сегодняшний день нет механизма  решения вопросов хронической  безработицы, четких нормативных  положений относительно лиц, лишившихся  по истечении установленного  срока права на получение пособия,  но не устроившихся на работу.                                                                                            В связи с этим особую актуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной палаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.

           Напряженный социальный климат  в стране определяется также  сложным положением с доходами  населения. Временное снижение  уровня потребления провозглашалось  как неизбежная плата за переход  к более высокому уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ.                                

         Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных доходов населения.( см. приложение 3). Она составляет уже менее 40% этих доходов. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда.  Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.

               Непоследовательность принимаемых  мер в области социальной политики  приводит к новым провалам  и обострению ситуации в социально-трудовой  сфере.   Это сказывается и  на росте забастовочного движения.     Предотвратить перерастание социальной напряженности в острые социально-трудовые конфликты – задача чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном социальном партнерстве.   Складывается также иерархия трехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-трудовых конфликтов.

            В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово-промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующими комитетами        Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена “Национальная программа действий в области социальной политики и обеспечения занятости экономической безопасности”, слушания которой состоялись в Парламентском центре России.

ТПП РФ активно  участвует в подготовке предложений  по улучшению работы Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов соверщенствования партнерских отношений.       Целесообразно включение объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечаться в годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.

Заключение

Малое бизнес - неотъемлемый элемент рыночной системы  хозяйства, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Информация о работе Экономическая и социальная роль малого бизнеса в России