Эффективность управления фирмой и показатели её оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей управления фирмой в современных условиях.

В задачи курсовой работы входит:

1. Изучение теоретических аспектов управления фирмой в условиях рынка.

2. Анализ управления фирмой в рыночных условиях с точки зрения современных тенденций и проблем управления.

3. Определение показателей оценки эффективности управления фирмой.

4. Выявление путей совершенствования управления фирмой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 5
1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА 5
1.2.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 20
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 22
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 27
3.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 27
3.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 30
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 35
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.1.СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 40
4.3.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Основной материал (1).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

     При постановке целей должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

     - производство;

     - маркетинг;

     - НИОКР;

     - финансовое управление;

     - общее управление.

     Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 1.1.5

     Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

     Задачу  часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные  сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы 

     Задачи  фирмы делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

     Важнейшей задачей является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и  людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

     Фирма - явление организационное. Организовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

 

1.2.Сущность, значение и организация управления фирмой в условиях рынка

 

     Управление  фирмой  -  менеджмент  -  как   особый   вид   деятельности заключается  в  организации  и  координации   факторов   производства   для достижения максимальной эффективности их использования. В мировой  практике управление само по себе  рассматривается  в  качестве  одного  из  факторов производства, функции  менеджмента  состоят  в  принятии  и  в  организации выполнения решений по использованию факторов производства, внедрению  новых продуктов и технологий.

     Управление  в организациях - очень сложное  явление. Ф.Тейлор одним из первых сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, то она умеет делать лучше всего. Он выдвинул строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж) способ разделения и рационализации трудовых приемов, функциональная администрация, особая система мотивации труда и др.6

     Французским инженером А.Файолем впервые были определены характеристики управленческого труда. Он считал, что, наиболее общими из них являются: планирование, организация человеческих и материальных ресурсов, выдача распоряжений, координация различных действий в организации и контролирование поведения членов организации.7

     Урвик и Гьюлик выделили принципы управления, основываясь на исследованиях Файоля. Если у Файоля было 14 принципов, то у Урвика - 29. К числу основных принято относить следующие принципы, выделенные Файолем:

    1. Разделение труда.
    2. Власть - ответственность.
    3. Дисциплина.
    4. Единство распорядительства (единоначалие).
    5. Единство руководства (направления).
    6. Подчинение частных интересов общим.
    7. Вознаграждение персонала.
    8. Централизация.
    9. Иерархия.
    10. Порядок.
    11. Справедливость.
    12. Постоянство состава персонала.
    13. Инициатива.
    14. Единение персонала.

     Работники управления исходя из содержания управленческого  труда подразделяются на три основные группы: руководители, наделенные правами принимать решения и организовывать их реализацию, отвечать за деятельность коллектива; специалисты, призванные готовить и обосновывать решения; технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.                     

     Особенности управленческого труда предопределяют необходимость практичного, рационального подхода к его организации. Ведущая роль принадлежит здесь планированию, особого подхода к организации рабочего места и условий труда.

     Функции управления рассматриваются учеными  как непрерывный процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, который тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является результатом реализации всех этих функций.

     Обзор литературы показывает, что чаще всего  в целостном процессе управления выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

     Однако,  рационально выделять четыре основных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

     Необходимо  добавить еще два процесса - связующие. Это, с одной стороны, обмен информацией или коммуникация, а с другой - выработка менеджерами новой информации в процессе принятие решений. Таким образом, эти два процесса связывают четыре управленческие функции.

     Управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

     - ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

     - постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

     - хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

     - постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

     - выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

     - необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

     Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями  целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

     Организационные структуры управления фирмами отличаются большим  разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (мелкая, средняя, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология её производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный рынок, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

     Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

     По  мнению ведущих специалистов в области теории менеджмента, в зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления.

     Дивизиональная  структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции или на пространственное единство.

     Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений - производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом предполагается специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и за границей. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом8.

     Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

     Функциональная  организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

     Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

     Региональная  структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры управления являются трудности передачи технической информации заграничными дочерними компаниями, а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно усиливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной структуре управления, - это возможность дублирования линейной и функциональной ответственности, в особенности в региональных отделениях.

     Матричная структура это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

Информация о работе Эффективность управления фирмой и показатели её оценки