Эффективность управления фирмой и показатели её оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особенностей управления фирмой в современных условиях.

В задачи курсовой работы входит:

1. Изучение теоретических аспектов управления фирмой в условиях рынка.

2. Анализ управления фирмой в рыночных условиях с точки зрения современных тенденций и проблем управления.

3. Определение показателей оценки эффективности управления фирмой.

4. Выявление путей совершенствования управления фирмой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 5
1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА 5
1.2.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 19
2.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 20
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 22
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 27
3.1.НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 27
3.2.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 30
2.3.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 35
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.1.СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 36
4.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 40
4.3.ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

Основной материал (1).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

     Следующее правило формирования НСП состоит  в определении приоритетов показателей путем установления соотношений между их ростом. Для этого используются экономические закономерности роста эффективности. Так, из закономерности роста прибыли как условия, обеспечивающего эффективность производства следует, что рост этого показателя должен опережать рост всех остальных показателей.

     Далее, из закономерности роста производительности труда вытекает, что рост объема продаж должен обгонять рост численности  работающих; из закономерности роста фондоотдачи следует, что рост объема продаж должен обгонять рост основных фондов; из закономерности роста фондовооруженности труда - рост основных фондов должен обгонять рост численности. Из этих четырех закономерностей вместе взятых следует, что рост прибыли должен обгонять рост рост объема продаж, который, в свою очередь, должен обгонять рост основных фондов, а рост основных фондов - рост численности работающих. Таким образом, ранг прибыли будет старше ранга показателя, отражающего величину продаж, а он, в свою очередь, старше ранга производственных фондов, который будет старше ранга показателя среднесписочной численности работающих. Рост фонда заработной платы должен опережать рост численности промышленно-производственного персонала, иначе не будет обеспечен рост средней заработной платы.

    Таким образом, нормативная система рассмотренных нами показателей будет выглядеть следующим образом.

    Система показателей, включенных в НСП. Таблица1.

Наименование  показателя Ранг
Прибыль 1
Объем продаж 2
Основные  производственные фонды 3
Материальные  затраты 4
Фонд  заработной платы 5
Численность ППП 6
 

    В построенной таким образом НСП  заложено, что если фактические значения роста показателей соотносятся в порядке их значимости в НСП, то в этом случае выполняются условия эффективности. Задача численной оценки эффективности в этом случае сводится к оценке соотношения между оптимальной и фактической величинами роста показателей, вошедших в НСП.

    Такая оценка имеет следующие преимущества перед другими методиками расчета эффективности:

    • осуществляется системный подход к анализу деятельности предприятий, поскольку в НСП входят показатели, отражающие основные факторы роста эффективности;
    • известные закономерности роста эффективности обобщаются в единый критерий роста эффективности, выражением которого является НСП;
    • поскольку в НСП входят показатели, отражающие как результаты деятельности предприятия, так и ресурсы, которые имеются у него, то при использовании этой методики осуществляется учет условий производства, в которых находится данное предприятие;
    • поскольку данная методика опирается не на анализ достигнутого уровня, а на оценку динамики, изменения основных технико-экономических показателей, то с единых позиций можно подходить к оценке как эффективных, так и нерентабельных предприятий;
    • так как в НСП фиксируется только относительная величина - темп роста показателей, то в нее могут входить самые разнообразные показатели, как натуральные, так и стоимостные;
    • НСП очень динамична, так как мы легко можем изменить ранги показателей, входящих в НСП, и таким образом учесть последние требования, предъявляемые к промышленности, например, повышение конкурентоспособности продукции или ориентация на расширение рынков сбыта продукции и другие показатели.

    Анализ  эффективности деятельности

    Процесс анализа эффективности по данному  методу включает следующие этапы:

    1. Разрабатывается нормативная система показателей.
    2. Анализируются отчетные данные по показателям, вошедшим в НСП. На основании аналитических расчетов определяется рост показателей и на его основе устанавливаются фактические ранги.
    3. Сравниваются оптимальные (определенные в НСП) и фактические ранги.

    Математический  аппарат ранговой статистики основан  на сравнении двух множеств исел - упорядоченного и неупорядоченного, и оценке их отличия между собой. В качестве упорядоченного множества выступает НСП, в которой каждый показатель имеет свой ранг - фиксированное место в упорядочении.

    В качестве неупорядоченного множества  выступают фактические ранги  показателей, которые определяются по величине фактического роста.

    При этом в процессе сравнения определяются: 1) отклонения рангов путем вычитания по каждому показателю оптимального ранга их фактического (без учета знаков "-" и "+"); и 2) инверсии. Инверсия (нарушение нормального порядка элементов в перестановке) показывает количество показывает количество показателей, нарушивших порядок рангов относительно показателя, по которому производится расчет.

    Покажем на примере расчет этих показателей (таблица2)

    Расчет  отклонений и инверсии

     

Показатели Ранговый  ряд, принятый за оптимальный (НСП) (S) Индекс  роста за анализируемый период Фактический ранговый ряд (ХS) Отклонения рангов Инверсия (МS)
Ys Ys2
Прибыль 1 1,15 3 2 4 2
Объем продаж 2 1,14 4 2 4 2
ОПФ 3 1,17 2 1 1 0
Материальные затраты 4 1,18 1 3 9 0
Фонд  заработной платы 5 1,11 6 1 1 1
Численность ППП 6 1,12 5 1 1 0
ИТОГО 20 5
 

    Для оценки отличия фактических рангов от нормативных используются коэффициенты Спирмена и Кендалла.

     Коэффициент Спирмена учитывает отличия по отклонениям  и определяется по формуле: 

    Коткл = 1 -  

    где  YS  - разность между фактическим и оптимальным рангами;

    n - количество показателей в НСП.

     Коэффициент  Кендалла рассчитывается на основании инверсии по формуле: 

     Коткл = 1 -

         

    где МS - инверсия S-го показателя.

    Оптимальным значением данных коэффициентов является 1, так как в этом случае нет отклонения по рангам фактических показателей от нормативных. 

    Эффективность определяется коэффициентом результативности (Кр) по формуле:

Кр =  

В нашем случае фактическая эффективность составит:

Коткл = 1 -               = 0,429 

Кинв = 1 -               = 0,334 

Кр =                                 = 0,476 

    Достигнутая эффективность ниже ожидаемой в 2 раза (1/0,476 = 2,1). Анализ отклонений позволяет выявить причины. Основное воздействие на фактическую эффективность оказало снижение объема продаж, что естественно отразилось на прибыли. То же воздействие оказал рост материальных затрат. Причина могла состоять в проведении организационно-технических мероприятий, так как индекс роста основных производственных фондов превысил ожидаемый по НСП.

Глава 4. Пути совершенствования управления фирмой в условиях рынка

4.1.Стратегия управления фирмы в условиях рынка

 

     Центральным пунктом стратегического управления в условиях рынка является разработка стратегических управленческих решений. По мнению А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда «Совершенство организации - это совершенное исполнение совершенной стратегии»18 Президент Бостонской Консалтинговой Группы Марк Федин подчеркивает, что по американской статистике около 40% компаний, входивших 20 лет назад в список «Fortune 500», прекратили свое существование из-за отсутствия собственной стратегии или ее наличия только на бумаге19.

     Попытаемся дать рабочее определение стратегии.

     Под стратегией следует понимать рассчитанную на перспективу внутренне не противоречивую систему действий, охватывающую производство и сбыт всех видов платной продукции и услуг, направленную на достижение устойчивого развития фирмы с учетом ее внутренних возможностей и текущего состояния, тенденций развития и возмущающих воздействий внешнего окружения.

     Сформулируем базовые методологические подходы при разработке стратегий деятельности на рынке платных продуктов и услуг.

     Системный подход предписывает рассматривать объект управления как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность. Согласно системному подходу, аналитическая деятельность по выработке стратегии должна начинаться с четкого формулирования целей, при этом глобальная стратегическая установка рассматривается как единая система, включающая набор частных стратегий. Отсюда вытекает необходимость прогнозирования последствий реализации и взаимосвязей частных (локальных) стратегий, а также анализа возможных альтернативных стратегий. При этом локальные стратегии не должны противоречить друг другу и глобальной стратегии.

     Применение  комплексного подхода предполагает учет экономических, социальных, политических, демографических, психологических и др. последствий реализации выбранных стратегий.

     Динамический  подход позволяет рассмотреть изменения ситуации во времени, и на основе ретроспективного анализа спрогнозировать будущую ситуацию.

     Функциональный  подход дает возможность проследить цепочку развития фирмы как системы согласно следующей схеме: 

<потребности> à <функции> à <характеристики продуктов, удовлетворяющих потребности> à  
<структурные изменения>.
 

     Маркетинговый подход предполагает выработку стратегий на основе анализа настоящих и будущих потребностей в конкретном продукте/услуге, проведения сегментации рынка, анализа и прогнозирования вида кривой жизненного цикла продуктов/услуг, конкурентного анализа и др.

     Воспроизводственный подход позволяет ориентироваться на постоянное обновление производства конкретного продукта/услуги с целью удовлетворения потребностей потребителей путем своевременного предложения им все более совершенных и экономичных продуктов/услуг.

Информация о работе Эффективность управления фирмой и показатели её оценки