Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ состояния и перспектив формирования ВЭД предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ».
Для достижения назначенной цели в работе были поставлены такие задачи:
показать основы государственного регулирования ВЭД;
проанализировать теоретические аспекты организации и управления ВЭД на предприятии;
показать общую характеристику организации и проанализировать ее ВЭД.
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «ЛУКОЙЛ».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии 6
1.1 Особенности товара и товарной политики предприятия во внешнеэкономической деятельности 6
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий 13
1.3 Стратегическое планирование и организация внешнеэкономической службы предприятия 17
1.4 Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке 22
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Лукойл» 35
2.1 Общая характеристика ОАО «Лукойл» 35
2.2 Характеристика внутренней среды ОАО «Лукойл» 43
2.3 Характеристика внешней среды ОАО «ЛУКОЙЛ» 49
Глава 3. Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл» 55
3.1 Методы поиска и оценка надежности делового партнера при выходе на зарубежные рынки 55
3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности 62
3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ОАО «Лукойл» 71
Заключение 76
Список литературы 80

Работа состоит из  1 файл

Диплом Внешнеэкономическая стратегия развития компании ОАО Лукойл .docx

— 183.72 Кб (Скачать документ)

ОАО «Лукойл» крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой более 80 млрд. долл. и чистой прибылью более 7 млрд. долл.

Основными видами деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» (далее – Компания) и ее дочерних компаний (вместе –  Группа) являются разведка, добыча, переработка  и реализация нефти и нефтепродуктов.

Компания является материнской  компанией вертикально интегрированной  группы предприятий.

Группа была учреждена  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403, согласно которому 5 апреля 1993 г. Правительство Российской Федерации  передало Компании 51% голосующих акций  пятнадцати компаний. В течение 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1995 г. № 861 ей были переданы акции еще девяти компаний. Начиная с 1995 г. Группа осуществила  программу обмена акций в целях  доведения доли собственного участия  в уставном капитале каждой из этих двадцати четырех компаний до 100%.

С момента образования  Группы до настоящего времени ее состав значительно расширился за счет объединения  долей собственности, приобретения новых компаний и развития новых  видов деятельности.

В Российской Федерации происходят политические и экономические изменения, которые влияли в прошлом и  будут влиять в будущем на операции компаний, осуществляющих свою деятельность в данных хозяйственных и экономических  условиях. Таким образом, осуществление  финансово-хозяйственной деятельности в России связано с существованием рисков, не типичных для других рынков.

Таблица 2 – Анализ эффективности  использования основных фондов  ОАО «Лукойл»

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Темп роста, %

Стоимость основных фондов

(тыс.  руб.)

15857074

18521702

26617898

 

167

Выручка от реализации

(тыс.  руб.)

22172422

41533467

35507098

 

160

Прибыль от реализации

(тыс.  руб.)

4597930

5896998

4614944

 

100

Фондоотдача

1,4

2,24

1,33

95

Фондоемкость

0,75

0,45

0,75

105

Фондовооруженность

12675,5

14149,5

19177,2

151

Фондорентабельность, %

29

32

17

58


 

Из расчетных данных таблицы №2, необходимо сделать вывод, что показатель фондоотдачи на предприятии низок. Выручка организации от единицы основных фондов составляет в 2009 г. – 1,4 руб., в 2010 г. – 2,24 руб., а в 2011 г. – 1,33 руб. Уменьшение показателя в 2011 г. в сравнении с 2010 г связано с понижением выручки в 2011 г. При расчете показателя учитываются личные и арендованные основные средства, не учитываются основные средства, находящиеся на консервации и сданные в аренду. Увеличение фондоотдачи ведет к понижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости.

Наряду с фондоотдачей применяется фондоемкости – обратный показатель фондоотдачи. Изменение фондоемкости в динамике изображает изменение стоимости основных средств на один рубль продукции и приспосабливается при определении суммы сравнительного перерасхода или экономии средств в основные фонды. Показатель фондоемкости в 2009 г. составил 71 коп. на 1 руб. выручки, в 2010 г. понизился на 26 коп, но в 2011 г. усилился до 75 коп. Отклонение за 3 года составляет 4 коп. Данные значения изображают о позитивном состоянии на предприятии.

Следующий показатель действенности применения основных фондов – фондовооруженность. В 2009 г. фондовооруженность составила 12675500 руб. на одного производственного рабочего, в 2010 г. возросла до 14149500 руб. на 1474000 руб. В 2011 г. выходит дальнейшее повышение данного показателя до 19177200 руб. Такое изменение этого показателя связанно с повышением численности производственных рабочих.

Наиболее обобщающим показателем  действенности применения основных фондов является фондорентабельность. Рентабельность основных фондов предприятия в 2009 г. составил 29%. В 2010 г. происходит повышение рентабельности до 32 коп. В 2011 г происходит резкое сокращение почти в 2 раза, чем в 2010 г. и составляет 17 коп прибыли на 1 руб. стоимости основных фондов.

Компания ОАО «Лукойл» так же является крупнейшим налогоплательщиком в Российской Федерации, общая сумма  налогов, выплаченных в 2011 г., - 21,5 млрд. долл.

Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных  взаимосвязанных частей, т.е. имеет  определенную структуру.

Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную  структуру; многоцелевая стратегия  усложняет организационную структуру  компании, совершенствуя которую  компания обеспечивает эффективность  решения стратегических задач16.

Нефтяная компания «Лукойл» находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее  место среди нефтяных компаний на национальном рынке, и постепенно завоевывает  позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств

Таблица №3 - Производственные показатели нефтяной компании «Лукойл».

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Темп роста,%

Добыча нефти и конденсата, тыс. т.

94 979

95 312

97 615

102

Переработка нефти, млн. т.  

61,43

64,18

66,48

108

Экспорт нефти, млн. т.  

129,95

143,45

155

119

Экспорт нефтепродуктов, млн. Т

12,38

10,36

9,80

79

Добыча газа, млн. м3

12 465

11 598

10 663

85


 

  По данным таблицы №3 ,добыча нефти группой «Лукойл» (с учетом доли в добыче, осуществляемой зависимыми организациями) в 2011 году составила 97 615 тыс. т (1 972 тыс. барр./сут). Среднесуточная добыча нефти выросла на 2,7% по сравнению с уровнем 2009 года.

Добыча газа в России в 2011 году составила 10 663 млн м3, что на 16,9% меньше по сравнению с 2009 годом. Эксплуатационный фонд газовых скважин Компании в России по состоянию на конец 2009 года составил 304 скважины, фонд скважин, дающих продукцию 211.

Суммарный объем поставок нефти компанией в 2011 году достиг 115 млн т, что превышает уровень 2009 года на 13%. В отчетном году существенно (на 7%) вырос объем экспорта нефти из России благодаря поставкам нефти с Южно-Хыльчуюского месторождения через Варандейский терминал. При этом объем переработки внутри страны остался неизменно высоким.

Объем оптовых продаж нефтепродуктов в стране в отчетном году составил 9,80 млн т, что на 26,4% ниже уровня 2009 года. Постепенное повышение мировых цен на нефть в 2011 году сказалось и на ценах внутреннего рынка на основные нефтепродукты (они оставались на 10–20% выше экспортных цен с учетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин).

Объемы нефтедобычи ОАО  «Лукойл» намного превосходят объемы переработки, в связи с этим компания стремится к приобретению дополнительных мощностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика внутренней среды ОАО «Лукойл»

В коллективных договорах должны отражаться вопросы  улучшения условий труда и  быта на производстве, социальной поддержки  работников, оплаты труда и другие вопросы, с учетом местных условий. Компенсации, льготы и гарантии, установленные  в коллективных договорах контролируемых организаций, не должны быть ниже установленных  «Соглашением».

Законы  и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия «Соглашения» и улучшающие социально-правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов «Соглашения» с момента вступления их в силу. В случае, если законами или иными нормативными правовыми актами положение работников ухудшается, действуют условия «Соглашения». «Соглашение» распространяется на все организации, которые добровольно к нему присоединились. В 2002 г. было заключено уже четвертое по счету «Соглашение». Его участниками стали почти 95% российских предприятий Компании, охватывающие на тот период более 150 тыс. работников.

В Компании создана и успешно функционирует трехступенчатая система социального партнерства, в основе которой лежат: «Социальный кодекс»5, «Соглашение между работодателем и профобъединением», коллективные договоры организаций ЛУКОЙЛа.

Центральное управление состоит из отделов и  секторов. У каждого отдела есть Заместитель Генерального директора  соответствующего отдела. Структура  управления компании представлена на рисунке 1.

 

Президент

Первый вице-президент

Разведка и добыча

Вице-президент

Маркетинг и сбыт

Вице-президент

Финансы

Вице-президент

Административная часть

Вице-президент

Региональные вопросы

Вице-президент


Рис 1. Структура управления ОАО «Лукойл»

В 2002 г. была принята  программа реструктуризации Компании «ЛУКОЙЛ» до 2010 г., направленная на снижение издержек Компании и повышение ее конкурентоспособности.

В 2011 г. в результате проведенных мероприятий по реорганизации структурных подразделений и выводу из состава дочерних обществ непрофильных активов в организациях бизнес$сегмента «Геологоразведка и добыча» среднесписочная численность работников уменьшилась по отношению к 2003 г. почти на 7 640 человек, или 8,1%, в организациях нефтепереработки – на 1 980 человек, или 8,7%. Вместе с тем, по организациям нефтепродуктообеспечения, в связи с расширением сети АЗС численность работников увеличилась по сравнению с 2010 г. на 4 480 человек, или 15,9%.

Любые изменения, связанные  с закрытием, слиянием или реорганизацией предприятий, вызывают, естественно, социальную напряженность в трудовых коллективах, особенно в тех регионах, где Компания является основным работодателем. Большую  помощь оказывает профсоюзное объединение, тем не менее нельзя сказать, что  процесс проходит безболезненно. При  массовом высвобождении работников Компания, помимо соблюдения законодательных  норм, принимает меры по смягчению  последствий делокализации производства для регионального рынка труда. Среди успешных решений, найденных  совместными усилиями: работников заранее  информируют о предстоящей реорганизации  и проводят информационную работу; заранее прекращается прием новых  работников; в первую очередь сокращаются  вакантные места; проводится переобучение и переквалификация; работникам в первоочередном порядке предоставляются вакантные места при наличии необходимой квалификации; практикуется поэтапное высвобождение работников; оказывается содействие в трудоустройстве подлежащих высвобождению работников с их согласия в другие организации, в том числе в другую местность, с компенсацией затрат на переезд; лица, получившие уведомление об увольнении, освобождаются от работы на время не менее 8 часов в неделю с сохранением средней заработной платы для поиска нового места работы.

При этом за работниками  сохраняется часть льгот (очередь  на жилье, медицинская страховка  и т.д.), что оказывает положительное  действие. Такие методы применялись, например, при проведении реорганизации  организаций Группы «ЛУКОЙЛ». Специально разработанной «Программой трудоустройства  и компенсаций высвобождаемому  персоналу ОФО «ЛУКОЙЛ» в связи с реструктуризацией Общества в течение 2011 года», кроме оказания содействия в трудоустройстве высвобождающимся работникам на дочерних предприятиях, была предусмотрена дополнительная социальная поддержка высвобождаемым работникам предпенсионного возраста сверх установленных действующим трудовым законодательством гарантий. В частности, высвобожденным работникам предпенсионного возраста до наступления пенсионных оснований выплачивается ежемесячная материальная помощь в размере не менее 2,5 тыс. рублей.

Компания определила корпоративную систему оплаты труда, цель которой – обеспечить достойный  уровень жизни работникам и членам их семей и, одновременно, способствовать повышению производительности труда  и экономической эффективности  Компании. Уровень оплаты труда по-прежнему остается одним из основных факторов, влияющих на социальное самочувствие людей. Поэтому Компания использует системный подход к решению вопросов оплаты труда, постепенно внедряя новые методы, которые обсуждаются с работниками через профсоюзные организации.

Информация о работе Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл»