Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ состояния и перспектив формирования ВЭД предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ».
Для достижения назначенной цели в работе были поставлены такие задачи:
показать основы государственного регулирования ВЭД;
проанализировать теоретические аспекты организации и управления ВЭД на предприятии;
показать общую характеристику организации и проанализировать ее ВЭД.
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «ЛУКОЙЛ».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии 6
1.1 Особенности товара и товарной политики предприятия во внешнеэкономической деятельности 6
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий 13
1.3 Стратегическое планирование и организация внешнеэкономической службы предприятия 17
1.4 Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке 22
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Лукойл» 35
2.1 Общая характеристика ОАО «Лукойл» 35
2.2 Характеристика внутренней среды ОАО «Лукойл» 43
2.3 Характеристика внешней среды ОАО «ЛУКОЙЛ» 49
Глава 3. Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл» 55
3.1 Методы поиска и оценка надежности делового партнера при выходе на зарубежные рынки 55
3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности 62
3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ОАО «Лукойл» 71
Заключение 76
Список литературы 80

Работа состоит из  1 файл

Диплом Внешнеэкономическая стратегия развития компании ОАО Лукойл .docx

— 183.72 Кб (Скачать документ)

Бизнес-план внешнеэкономического проекта располагает, как правило, обоснованием результативности разработки, изучения и расширения внешних рынков для фирмы. В частности, в нем даются:

    • рассмотрение и характеристика рынка для проникновения или роста рыночной позиции фирмы;
    • анализ конкурентов, их слабых и сильных сторон;
    • анализ конкурентных позиций своей фирмы9;

Организация внешнеэкономической  службы предприятия. Производственное предприятие может реализовывать ВЭД через посредников, а также напрямую, самостоятельно.

С учетом специфики России допустимы два варианта организации ВЭД предприятия: основание внешнеторговой фирмы или образование отдела внешнеэкономических связей в рамках воздействующего аппарата управления предприятием.

При этом организация ВЭД  предприятия классифицируется по следующим  основным стратегическим показателям10:

 По видам ВЭД. Как правило, такую структуру имеют незначительные по величинам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на незначительном числе зарубежных рынков и сегментов, различающихся установленной однородностью, постоянством и небольшой емкостью.

Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, которые  не призывают высокой модификации, в зависимости от разнообразного предъявляемого к ним на любых зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом деятельного влияния научно-технического прогресса и т. д.

Такой тип структур имеет  ряд недостатков:

    • отсутствие особых подразделений по видам товаров затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию;
    • отсутствие особых подразделений по зарубежным рынкам приводит к замедлению реакции на изменение спроса в других странах.

При построении организационной  структуры управления ВЭД в фирме, как правило, случается комбинирование всевозможных типов и развитие редких, оригинальных структур управления, соответствующих условиям деятельности на внешних рынках именно данной фирмы, именно на данном рынке и именно с данной продукцией.

Главные принципы порядка стратегии организационной оптимизации11:

    • гибкость, мобильность и адаптивность системы организации ВЭД и чаще всего достигаются за счет так нарекаемых временных рабочих групп или групп по проекту, основываемых из числа сотрудников разнообразных групп для решения текущей актуальной задачи формирования ВЭД и подлежащих роспуску по окончании проекта и выполнении задания;
    • соответствие специфике ассортимента товаров, занятых по ВЭД12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке

В условиях процесса глобализации и интернационализации, проблемы обеспечения конкурентоспособности  выходят на первый план, поскольку  лишь конкурентоспособность гарантирует  выживание товаропроизводителя  на внутреннем и внешних рынках, иначе предприятие не сможет нормально  функционировать в рыночных условиях.

Проблема повышения  уровня конкурентоспособности предприятия  является актуальным вопросом. Современный  этап развития экономики Украины  выдвигает качественно новые  требования к управлению конкурентоспособностью предприятий. Условия формирования рыночных отношений в России, которые  характеризуются динамичностью  внешней среды, снижением платежеспособности населения, обострением конкурентной борьбы, повышением уровня коммерческого  риска, тяжелым финансовым положением большинство предприятий нуждаются  в поиске средств их выживания  и обеспечения эффективного функционирования. В связи с этим возникает необходимость  в усовершенствовании управления конкурентоспособностью предприятия путем использования  современных принципов менеджмента, маркетинга, обеспечение стратегического  подхода к их деятельности.

Управление  конкурентоспособностью предприятия  становится все более важным в  условиях рыночных отношений и является ручательством успешной предпринимательской  деятельности. В современной конкурентной борьбе при всей ее остроте и динамизме  выиграет тот, кто анализирует и  соревнуется за свои конкурентные позиции. Чтобы выжить в этой борьбе, каждое предприятие должно поставить перед  собой задачу повышения уровня конкурентоспособности  не только своей продукции, но и предприятия  в целом.

Конкурентоспособность предприятия устанавливается при помощи нескольких групп показателей, которые отображают конкурентоспособность продукции, которая выпускается и эффективность применения ресурсов. Первая группа включает показатели, которые характеризуют экономические параметры, - себестоимость, цену изделия и потребление, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т.д. Вторая группа включает показатели, которые характеризуют состояние и использования живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое состояние предприятия. Третья группа - нормативные параметры, которые показывают или отвечают выбору стандарта, нормам, правилам, которые регламентируют границы, за которые данный параметр не имеет права выходить. К их числу относятся показатели надежности, ресурс изделия, безотказность, долговечность. К нормативным параметрам относятся также эргономические параметры (гигиенические, физиологические, психологические и др.), которые демонстрируют соответствие товара качеству человеческого организма и человеческой психики, определяют удобство работы, скорость утомления. Приведенные группы показателей разделяют на два основных вида: технические и экономические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В свою очередь, они соответственно делятся на параметры  эргоэкономичности, эстетики, соответствия стандартам и законодательству, а  также на параметры, которые определяют уровень отдельных элементов цены спроса (рисунок 1).


 

 


 


 





 


 

 






 

 



 


 


 

 

 

Рис. 1. Показатели конкурентоспособности

 

Выделяют следующие показатели, которые характеризуют конкурентоспособность предприятия и продукции:

1. Минимальная прибыль,  то есть та прибыль, которая  является достаточной для нормального функционирования предприятия.

2. Цена продукции, которая  установлена предприятием.

3. Рыночная цена продукции,  подобную которой выпускает предприятие.

4. Качество продукции.

5. Себестоимость продукции,  включая ее сбыт.

6. Уровень сервисного  обслуживания выпускаемой продукции.

7. Минимальная рентабельность (отношение прибыли к затратам  по выпуску продукции).

8. Величина основного  и других капиталов.

9. Текущие затраты.

10. Ликвидность и ее  виды.

11. Отношение величины  минимальной прибыли к величине  проданной продукции на рынке.

12. Оборачиваемость текущих  затрат.

13. Максимально возможная  прибыль предприятия на единицу  проданной продукции.

14. Отношение цены продукции  при минимальной прибыли к  рыночной цене продукции.

15. Отношение текущих затрат  к всему капиталу.

16. Дебиторская задолженность.

17. Кредиторская задолженность.

18. Величина спроса на  продукцию.

Величина цены зависит  от величины прибыли, причем если цена продукции будет больше рыночной цены, то эта продукция не будет  конкурентоспособной.

Снижая себестоимость, можно  повысить прибыль предприятия и  конкурентоспособность продукции  при условии, что другие показатели конкурентоспособности не выйдут за границы допустимого. Особенно важным показателем конкурентоспособности  является качество продукции. Для качества продукции есть сертификат, в котором  определяются величины параметров качества. Кроме этого существуют и рыночные условия к качеству продукции. То есть если параметры качества продукции  по сертификату не отвечают требованиям  рынка к продукции, такая продукция  не является конкурентоспособной. Затраты  на обеспечение качества продукции  входят в себестоимость, поэтому  необходимо рассчитать все затраты  для достижения уровня качества продукции, которая поступает на рынок. Если эти затраты увеличивают себестоимость до таких размеров, что цена будет превышать рыночную цену (при минимальной прибыли), такая продукция не будет конкурентоспособной. То есть необходимо достичь нужного уровня качества продукции при затратах, при которых цена продукции предприятия не будет выше, чем рыночная цена.

Уровень сервисного обслуживания продукции должен быть не ниже, чем  у конкурентов. Если он недостаточный, нужно применить меры для того, чтоб сделать сервис на уровне требований рынка. При этом дополнительные затраты  не должны превышать себестоимость, чтоб цена реализации не была выше рыночной.

На конкурентоспособность  предприятия влияют факторы, которые  условно можно разделить на две  большие группы: внутренние и внешние.

Внешние факторы - это те, на которые предприятие влиять не может. К ним относятся следующие:

1. Деятельность государственных  властных структур (фискальная и  кредитно-денежная политика, законодательство). Например, в зависимости от характера  налоговой политики (размеры налоговых  ставок) предприятие будет получать  высокую прибыль или, наоборот, совсем ее не получать.

2. Хозяйственная конъюнктура.  Она включает конъюнктуру рынков  сырьевых и материальных ресурсов, рынков трудовых ресурсов, рынков  средств производства, рынков финансовых  ресурсов.

3. Развитие родственных  и поддерживающихся областей.

4. Параметры спроса. Они  включают повышение спроса на товары, которые производятся организацией, его постоянство и разрешают организации зарабатывать значительную прибыль, а также зафиксировать свое положение на рынке. Нестабильный спрос, изменение требований покупателя к качеству продукции предприятия, понижение покупной вероятности населения, наоборот, не основывают условий для снабжения определенной конкурентоспособности предприятия.

К внутренним факторам относятся  следующие:

1. Деятельность руководства  и аппарата управления предприятия  (организационная и производственная  структуры управления, профессиональный  и квалифицированный уровень  управляющих кадров и т.д.).

2. Система технологического  снабжения.

3. Сырье, материалы и  полуфабрикаты. 

4. Сбыт продукции: его  объем и затраты реализации.

В результате можно утверждать, что конкурентоспособность предприятия  определяется возможностью выпуска  конкурентоспособной продукции  на рынки сбыта. Рассмотренные показатели и факторы конкурентоспособности  продукции достаточно полностью  определяют характеристики показателей  работы предприятия в рыночных условиях конкуренции13.

Иногда под конкурентоспособностью товара разумеется лишь комплекс его потребительских свойств в отрыве от стоимости, т.е. данный термин отождествляется с мнением качества этого товара.

Выделяются два пути получения требуемого результата. Один из них - применение средств, прямо сказывающихся на потребителя и разрешающих "организовывать" выбор изделия, соответствующего его потребностям. Нахождение наилучших способов улучшения изделия формируется на анализе обширного комплекса проблем как экономического, так и технического характера, в следствии чего раскрываются параметры изделия, снабжающие его конкурентоспособность с минимальными издержками для производителя. Исходной точкой такого анализа является установление перечня технических и экономических показателей конкурентоспособности. Если номенклатура данных показателей знакома, то следующая задача состоит в том, чтобы определить, какие из них обязаны быть поменяны и в какой мере с тем, чтобы достичь хранения или повышения конкурентоспособности. Для этого обязана быть установлена важность каждого параметра для снабжения конкурентоспособности, т.е. его "цена", определенная с точки зрения потребителя14.

Анализ конкурентоспособности  товара обязан строиться в расчете на его экономический ресурс, нужный потребителю. Поэтому весовая база индекса конкурентоспособности анализируемого товара с учетом его экономических параметров определяется исходя из цены потребления образца, отнесенной к его экономическому ресурсу. В число экономических ресурсов включаются также чисто ценовые показатели, в частности, покупная цена данного товара15.

На рынках разных стран ряд параметров продукции регламентируется законодательными нормами, стандартами, специальными условиями и т. п. Товар, не соответствующий определенным требованиям, не допускается на рынок независимо от его прочих свойств, т.е. конкурентоспособность такого товара равна нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Лукойл»

    1. Общая характеристика ОАО «Лукойл»

ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» – крупнейшая национальная компания, осуществляющая свою деятельность в 60$ти регионах России и 30$ти зарубежных странах на четырех континентах. В 2002 г. ЛУКОЙЛ первой из российских нефтяных компаний прошел процедуру листинга на Лондонской фондовой бирже. Сегодня акции Компании являются высоколиквидным финансовым инструментом и пользуются спросом на международных фондовых рынках.

Компания  осуществляет разведку и добычу нефти  и газа, производство и сбыт нефтепродуктов. На долю Компании приходится более 19% объема общероссийской добычи и 19% – переработки  нефти.

Информация о работе Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл»