Анализ внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является внешняя среда организации, а предметом - анализ внешней среды организации. Целью данной работы является рассмотрение и исследование анализа внешней среды организации – микроокружения и макроокружения и его влияние на выбор стратегических альтернатив развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность анализа внешней среды для организации;
- исследовать методы анализа внешней среды;
- изучить влияние анализа внешней среды организации на выбор - стратегических альтернатив её развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ПОНЯТИЕ И МЕТЕДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………….5
1.1 Понятие и сущность внешней среды организации………………5
1.2 Анализ макроокружения, PEST- анализ………………………….9
1.3 Анализ микроокружения, анализ пяти сил Портера, SWOT – анализ и матрица БКГ………………………………………………………………………..12
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»………………………20
2.1 Общие сведения о предприятии ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»………………………………………………….20
2.2 Анализ микроокружения и макроокружения ОАО «Российские железные дороги»……………………………………………………..
2.3 Вывод по анализу внешней среды ОАО «Российские железные дороги» и влияние анализа на выбор стратегии……………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31
СПИСО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

   - Социальный фактор. Его изучение направлено на то, чтобы изучить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения. Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают воздействие как на вход организации, так и на ее выход.

   - Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники оказывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Процесс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям. Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что необходимо вовремя начать использовать новые технологические достижения, но также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.[5]

   PEST-анализ  позволяет выявить тенденции  развития факторов макросреды  и определить уровень возможных  изменений, а также динамику  их влияния на предприятие. В итоге получается модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды, что, в конечном счете, позволяет повысить качество принятия управленческих решений предприятия . 
 

     1.3 Анализ микроокружения, анализ пяти сил Портера, SWOT – анализ и матрица БКГ 

   Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура. [8]

   Анализ  пяти сил Портера:

   Анализ  пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) — методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году.[13]

   Пять  сил Портера включают в себя:

   • анализ угрозы появления продуктов-заменителей;

   • анализ угрозы появления новых игроков;

   • анализ рыночной власти поставщиков;

   • анализ рыночной власти потребителей;

   • анализ уровня конкурентной борьбы.[4]

   Методикой выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса  в конкретной отрасли.

   Портер  называет эти силы «микросредой», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». [12] Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды», обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Консультанты по выработке стратегии иногда используют структуру «Анализа пяти сил Портера», при качественной оценке стратегической позиции компании в отрасли. Тем не менее, для большинства консультантов, эта методика является только отправной точкой в перечне инструментов или методик, которые они могут использовать. Как и все обобщающие методики, анализ, который не учитывает исключений и частностей, рассматривается как упрощенный.

   «Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «горизонтальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «вертикальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей.

   Согласно  Портеру, модель пяти сил нужно использовать только для отрасли в целом. Модель не предназначена для использования для группы отраслей или какой-то части одной отрасли. Компания, которая ведет бизнес в одной отрасли, должна разработать минимум один «анализ пяти сил Портера» для этой отрасли.[3] 

   Анализ  пяти сил Портера является только частью всех стратегических моделей Портера. Остальными элементами являются «цепочка добавленной стоимости» и «типовые стратегии» («generic strategies»).[1]

   анализ  микросреды на основе методики «Пять  сил Портера» позволяет выявить  возможные пути развития сил рыночной среды и на основе полученных данных построить стратегию взаимодействия фирмы с этой средой, основанную на максимальном извлечении прибыли из этих изменений . 
 
 

   SWOT- анализ

Применяемый для  анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.[2] Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

   Сильные стороны: выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; высокая квалификация; хорошая репутация у покупателей; известный лидер рынка; изобретательный  стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства; защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент.

   Слабые  стороны: нет ясных стратегических направлений; ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование; более  низкая прибыльность потому, что...; недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; мучение с внутренними производственными проблемами; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; отставание в области исследований и разработок; очень узкая производственная линия; слабое представление о рынке; конкурентные недостатки; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.[9]

    Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

   Угрозы: возможность появления новых  конкурентов; рост продаж замещающего  продукта; замедление роста рынка; неблагоприятная  политика правительства; возрастающее конкурентное давление; рецессия и  затухание делового цикла; возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические изменения.

   После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рисунок 4). [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4. Матрица SWOT

Сильные стороны

1.

2.

3.  

Слабые  стороны

1.

2.

3.   

      
      Возможности

1.

2.

3.

 

  Угрозы

1.

2.

3.


 

   Сверху выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В нижней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. 

   В отношении  тех пар, которые были выбраны  с поля СИВ, следует разрабатывать  стратегию по использованию сильных  сторон организации для того, чтобы  получить отдачу от возможностей, которые  появились во внешней среде. Для  тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная

   возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная  угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том  случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.[10]

   SWOT-анализ  позволяет произвести комплексное  тестирование маркетинговой среды  для осуществления выбранной  стратегии, согласно целям собственника, бюджету и наличию материальных  и человеческих ресурсов. Также он определяет границы ее применимости, а также условия перехода на другие стратегии.

   Матрица БКГ

   Матрица BCG (Boston Consulting Group) является одним из наиболее известных методов анализа  портфеля продуктов компании. С помощью  этого метода можно анализировать продукты компании, направления деятельности компании, хозяйственные единицы, проекты и т. п. Для простоты будем говорить о продуктах.[8]

   Метод заключается в оценке доли каждого  продукта на рынке и оценке степени  роста соответствующего рынка (отрасли). Оценка доли на рынке является результатом анализа продаж всех участников отрасли и определении доли в этих продажах, приходящихся на компанию. Доля выражается в процентах к объему рынка. Оценка роста рынка является результатом анализа временных рядов, показывающих в ретроспективе продажи данного вида продукта. Темпы роста выражаются в процентах к предыдущему периоду.

Роль продукта определяется его местом в матрице. Всего возникает четыре квадранта, и соответственно четыре типа продуктов:

«Звезда» — продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Круг, изображающий этот продукт, находится в левом верхнем квадранте матрицы. Компания, имеющая такие продукты, особенно если они имеют значительные доли в продажах компании (то есть радиусы кругов, изображающих эти продукты, велики), затрачивают значительные средства на поддержание этих продуктов.

«Дойная корова»  — продукт, имеющий значительную долю на малорастущем или сокращающемся  рынке. Круг продукта расположен в левом  нижнем квадранте матрицы. Потребность в расходах на поддержания и сбыт такого продукта низка, а за счет высокой доли, занимаемой на рынке, такой продукт приносит доход. Такой продукт обычно является донором средств для развития новых продуктов.

«Вопросительный знак» («Трудный ребенок», «Дикая кошка», «Темная лошадка») — это продукт с низкой долей на быстрорастущем рынке. Круг продукта расположен в правом верхнем квадранте матрицы. Рынок (то есть потребность) в таком продукте растет, но для увеличения его выпуска и захвата значительной доли рынка, требуются значительные средства. Эти средства могут быть получены за счет «дойных коров». Однако может быть принято и решение о снятии такого продукта.

Информация о работе Анализ внешней среды организации