Анализ конкурентных сил отрасли на примере ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Цель курсовой работы – проанализировать конкурентные силы отрасли на примере ОАО «Мегафон».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты анализа конкурентных сил…………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность анализа конкурентных сил в отрасли……………………………...6
1.2 Составляющие конкурентного анализа отрасли…………………………………………..7
2 Исследование рынка операторов сотовой связи……………………………………………….17
2.1 Характеристика товара……………………………………………………………………..17
2.2 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера…………………………………....18
2.3 Анализ стратегии конкурентов…………………………………………………………….23
2.4 Сравнительный конкурентный анализ операторов связи………………………………..32
3 Разработка и оценка стратегических действий ОАО «Мегафон» на основе матрицы БКГ..35
3.1 Построение матрицы БКГ и разработка стратегических действий ОАО «Мегафон»…35
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных стратегических действий.……39
Заключение……………………………….………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.docx

— 226.13 Кб (Скачать документ)

Заключительным этапом анализа  внешней среды является обзор  всей отраслевой ситуации и формирование заключения о привлекательности  или непривлекательности отрасли, как в краткосрочном, так и  в долгосрочном периоде.

Важные факторы, принимаемые  во внимание при формировании заключения о привлекательности отрасли:

  1. потенциал для роста отрасли и рынка;
  2. благоприятное или неблагоприятное влияние движущих сил;
  3. потенциал для входа-выхода крупных фирм (вероятный уход уменьшает привлекательность для существующих фирм, выход же крупных или нескольких небольших компаний открывает возможности для остающихся фирм в плане увеличения рыночной доли);
  4. стабильность-нестабильность спроса в отрасли (имеет ли место влияние сезонного фактора, изменчивость потребительских предпочтений, возможность появления продуктов-заменителей и др.);
  5. будут ли конкурентные силы слабее либо сильнее;
  6. оценка степени риска и неопределенности в отрасли в будущем;
  7. оцениваются ли перспективы получения прибыли в отрасли выше или ниже среднего уровня.

 

 

 

  1. Исследование рынка операторов сотовой связи

 

          2.1 Характеристика товара

 

Рынок сотовой связи в  городе Владивосток по-своему уникален. Сильнейшая конкуренция со стороны  четырех GSM-операторов, уровень проникновения 160%. Рынок услуг сотовой связи  достиг уровня насыщения еще 5 лет  назад. На начало 2009 года уровень проникновения  сотовой связи в городе Владивосток  составил 140%. Но это не мешает игрокам  развиваться и достигать новых  вершин в бизнесе.

    В среднем в  сетях мобильной связи в городе  Владивосток зарегистрированы почти 600 тыс. абонентов, практически все население за исключением мельчайшей доли. Но это не значит, что всеми этими sim-картами пользуется каждый человек. Реальная доля проникновения сотовой связи в регионе оценивается нами на уровне 156%. Этот показатель говорит о том, что один абонент одновременно пользуется двумя или более sim-картами. В наше время это не редкость. Например, одна карточка предназначена для голосовой связи, другая - для выхода в интернет, а третья - просто для роуминга. [20]

По данным опроса пользователей, в котором приняло участие 1500 человек, большинство имеют только одну sim-карту. Треть респондентов имеют  две sim-карты, а 13,8% несколько, причем одну они используют исключительно для  выхода в интернет через модем. Стоит  отметить, что значительный вклад в рост количества sim-карт пришелся именно на специальные комплекты подключения к сети Интернет и модемы. 

            Рисунок 2 – Анализ количества используемых sim-карт

Исследование потенциала рынка сотовой связи, проведенное  «Маркетинг-Бюро» в 2009 г., показало, что среди покупателей данного  сегмента рынка мужчины составляют — две трети, а женщины —  одну треть. Результаты исследований 2011 г. свидетельствуют о паритете среди  покупателей этой группы: мужчин — 54%, женщин — 46% в возрасте активного  карьерного роста (от 25 до 54 лет). Можно  констатировать, что за последние  два года потенциальная абонентская  база смещается в сторону женщин.

Со статусной точки  зрения эту группу формируют преимущественно  наемные работники: менеджеры, инженеры, рабочие и служащие — преимущественно  люди с высшим образованием. Число  пенсионеров, планирующих стать  абонентами сотовой связи, значительно  возросло [9].

 

2.2 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера  

     

Изначально следует проанализирую  силы, образующие прямую угрозу.

Центральный ринг

Размер и количество компаний в отрасли. На данный момент существует четыре компании сотовой связи, три  из которых являются крупнейшими  по России, а оставшиеся являются региональной. Поэтому конкуренция на рынке города Владивосток является высокой.

Дифференциация товара в  отрасли. ОАО «Мегафон» предлагает услуги, идентичные услугам других компаний сотовой связи, но также  и новейшие услуги, например 4G, подобия которых еще нет на рынке услуг сотовой связи. Поэтому дифференциация данных услуг является средней, что тем самым уменьшает конкуренцию среди компаний.

Темпы роста отрасли. На рынке  сотовой связи заметно явное  снижение роста отрасли, рынок пресытился компаниями по предоставлению услуг  сотовой связи, новые компании не появляются на рынке и видно развитие уже имеющихся компаний и расширение их зоны деятельности – покрытия [8].

Угроза со стороны  потенциальных конкурентов:

Барьеры входа в отрасль. Они очень высоки – необходим  первоначальный капитал, а значит, имеет  место инвестирование. Инвесторы  на это вряд ли пойдут, т.к. рынок  сотовой связи уже пресыщен и  смысла в возникновении новых  компаний нет – а значит и прибыль  возможно от вложений в уже функционирующие  сотовые компании, т.к. риск меньше. Поэтому угроза мала.

Сила реакции существующей компании на вхождение нового конкурента. При вхождении нового конкурента в отрасль компания отреагирует  новыми услугами, более выгодными  тарифами, рекламой. Поэтому угроза является средней [5].

Силы, образующие косвенную угрозу.

Угроза со стороны товарозаменителя (услугозаменителя). В качестве товара - заменителя услуг сотовой связи  рассматривались услуги местной  телефонной связи. С точки зрения взаимозаменяемости по потреблению  данные услуги имеют разные потребительские  свойства. Несмотря на то, что и те, и другие относятся к услугам  связи, в одном случае - это подвижная  связь, в другом - стационарная (фиксированная). С точки зрения взаимозаменяемости услуг связи (электросвязи) производство излучения, передача или прием знаков, сигналов голосовой информации письменного текста, изображений, звуков и изображений любого рода осуществляется в одном случае по радиосистеме, в другом - по проводниковой системе. Принималось во внимание различие в принятии исходящих и входящих звонков, в частности, того, что абонент местной телефонной связи может пользоваться местной телефонной связью только в пределах телефонизированного помещения.

Сотовая связь развивалась  в стране практически с нуля, а  фиксированная - далеко не на пустом месте. И понятно, что темпы прироста абонентской базы в этих условиях в секторе сотовой связи были закономерно выше. В секторе фиксированной  связи всегда существовали и до сих  существуют ограничения в области  тарифов. А любое регулирование сдерживает развитие [1].

Во всем мире, когда началось широкое распространение сотовой  связи , сети фиксированной связи  к этому моменту были уже процентов  на 50 цифровыми, поэтому по спектру  и качеству услуг могли конкурировать  с сотовыми сетями. У нас же ситуация совсем другая: до настоящего времени  в стране инфраструктура фиксированной  связи построена на аналоговых технологиях, что не позволяет по услугам на равных конкурировать с сотовыми операторами. Фиксированная связь  может развиваться значительно  более динамично, особенно учитывая более высокое качество многих видов  услуг в фиксированных сетях  по сравнению с сетями подвижной  связи.

Угроза со стороны  поставщиков.

Количество и размер поставщиков  в отрасли. В данном случае рассматриваются  поставщики сотовых телефонов, т.к. именно через мобильные телефоны и осуществляется связь. Как ожидается, продажи мобильных телефонов  сократятся в этом году, поскольку  потребители сокращают расходы  в условиях экономического кризиса. Apple, Philips, LG, Motorola, Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Vertu –  это самые популярные фирмы производители  мобильных телефонов как в  мире, так и в Свердловской области. Эти фирмы являются крупнейшими. Кроме того есть менее крупные, такие  как: Asus, Alcatel, Eten, Gigabyte, Hewlett-Packard, HTC, Huawei, Fly, Glofiish, RoverPC, Sagem.

Дифференциация товара поставщика. Компании, поставляющие на рынок сотовых  телефонов свои товары, поставляют их в ассортименте. Каждая фирма-производитель  представляет множество своих моделей. Из этого следует, что возможен большой  выбор и по цене и по функциональным возможностям телефонов.

Наличие товарозаменителя. Таковыми являются проводные и беспроводные телефоны, включающие телефоны для  дома и офиса. Это простые и  многофункциональные модели в различном  исполнении: стандартные телефоны, телефоны с дисплеем, телефоны-трубки.

Возможность интеграции поставщика. Сам процесс интеграции невозможен. Каждая из компаний поставщиков сотовых  телефонов заинтересована в продаже  именно своих моделей телефонов. Телефоны каждой из компаний имеют  свои отличительные узнаваемые потребителями  черты. Компании являются крупными и  развивающимися. Брэнд каждой из крупных  компаний значим как для потребителя, так и для компании, предоставляющей  услуги сотовой связи.

Угроза со стороны  потребителей.

Количество абонентов  сотовой связи постоянно растет, родители покупают своим детям телефоны, дабы иметь возможность с ними связаться в любой момент –  что очень удобно. Поэтому абоненты «молодеют», также и наоборот. Пожилое  население страны теперь имеет возможность  разговаривать с родственниками каждый день, затрачивая на разговор минимум  денежных средств.

Дифференциация товара для  потребителя. Абонентам компании предложен  широкий выбор тарифных планов. Это  очень важно для потребителей, т.к. сотовые компании представляют тарифы с минимальной абонентской  платой и даже без абонентской  платы для нижних социальных слоев населения. И этот выбор предоставляется одной сотовой компанией. Каждый абонент может подобрать для себя подходящий тариф.

Наличие товарозаменителя для  потребителя. В данном случае услугозаменителем  являются фиксированные сети. На данный момент, как правило, сети фиксированной  связи отходят на второй план. Сотовые  компании постоянно потесняют их. Для потребителей фиксированная  связь создает удобство в разговорах. При действующих тарифах всех сотовых компаний, входящий звонок является бесплатным. Фиксированная  связь необходима для принятия и  отправки факсов, подключению (когда  это необходимо) к сети Internet.

Возможность интеграции для  потребителя. Потребитель заинтересован  в наличие выбора на рынке сотовой  связи. На данный момент имеется 3 крупных  компании и 1 региональная. Данное количество компаний обеспечивает здоровую конкуренцию  и тем самым являет собой снижение цен на предоставляемые услуги –  что и является важным для потребителя  сотовых услуг.

Важность организации  для потребителя. Компания «Мегафон»  является одним из лидеров по предоставлению услуг сотовой связи по России. Компания «Мегафон» является федеральным  оператором и обслуживает своих  абонентов в 82 субъектах РФ из 83. Лучшим доказательством успешности компании является постоянный рост числа  абонентов.                

 

2.3 Анализ стратегии  конкурентов

 

Таблица 2 - Анализ конкурентов отрасли сотовой связи.

 

Ростелеком (АКОС)

МТС

Вымпелком

(Билайн, НТК)

Конкурентные масштабы

Глобальные

Глобальные

Глобальные

Стратегические  намерения

Быть среди лидеров

Быть лидером

Быть лидером

 

Окончание таблицы 2

Цели  относительно рыночной доли

Удержание существующей доли рынка

Расширение через внутренний рост

Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост

Конкурентная позиция, ситуация

Способность сохранить настоящую  позицию

Усиление позиции

Усиление позиций

Стратегическое положение

Комбинация наступления и обороны

Комбинация наступления и обороны

Главным образом наступательное

Конкурентная стратегия

Дифференциация, основанная на репутации  компании, сервисе

Дифференциация, основанная на технологическом  преимуществе, сервисе

Дифференциация, основанная на технологическом  преимуществе, сервисе


 

Компания  «Ростелеком» (провели ребрендинг с Акосом )

Ростелеком – один из крупнейших операторов сотовой связи  в городе Владивосток.

В декабре 2012 года «АКОС» перешел  на единый код сети вместе со всеми  подразделениями мобильной связи  «Ростелекома», после чего были введены  единые тарифы в роуминге по России. Следующий шаг - внедрение единых роуминговых предложений для  поездок по всему миру.

Информация о работе Анализ конкурентных сил отрасли на примере ОАО «Мегафон»