Анализ и совершенствование системы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:34, дипломная работа

Описание

управленческой деятельности.
Основная задача – выделить из общей массы учебных пособий по общей теории и практики управления именно то, что касается управления предприятиями данной отрасли и выявить специфику управления, основные факторы, которые оказывают существенное влияние на управленческий потенциал предприятий. А также доказать насколько важно эффективное управление, как много зависит от этого и каким образом можно усовершенствовать систему управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ………………… 8
1.1. Понятие управления производством…………………………………… 8
1.2. Теоретические аспекты совершенствования системы управления 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТЕХСЕРВИС» ……………………………………………………….. 20
2.1. Общая характеристика ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………. 20
2.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на развитие организации………………………………………………………… 24
2.3. Финансовое состояние ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………. 36
2.4. Анализ системы управления……………………………………………. 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТЕХСЕРВИС»……………………………………… 66
3.1. Управление в ОАО «ТЕХСЕРВИС» в новых условиях. Основные направления развития новой структуры управления………………………. 66
3.2. Совершенствование системы управления и операционного управления в ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………………………. 75
3.3. Повышение качественного состояния персонала управления
в ОАО «ТЕХСЕРВИС»………………………………………………………. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ………………………………. 85

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 450.00 Кб (Скачать документ)

 

В ОАО «Техсервис» преобладают работники с высшим образованием (табл. 2.5.). Все кадры управления организацией обладают высокой квалификацией, основанной на глубоких теоретических знаниях и  значительном практическом опыте. Компетенция правленческого состава хозяйства не вызывает сомнения, но присутствует негативный факт в ситуации, когда деловитость, предприимчивость, чувство нового приобретает все большее значение, некоторым работникам трудно приспособиться к новым условиям хозяйствования и тенденциям в управлении.

Среди работников управления ОАО «Техсервис» преобладают женщины. Более 70% кадров управления находятся в возрастной группе от 31 до 60 лет. Присутствуют и молодые специалисты (30%).

В таблице 2.6. приводится классификация кадров управления ОАО по стажу работы в данной организации.

 

 

Табл. 2.6.

Классификация кадров управления

ОАО «Большеглушицкремтехсервис» по стажу работы

в данной организации

Годы

Численность кадров управления

Стаж работы

до 5 лет

5-15 лет

более 15 лет

2003

14

2

8

4

2004

14

1

9

4

2005

14

2

9

3


 

Большая часть управленческого  персонала уже давно работает в организации (табл. 2.6.). В среднем стаж работы кадров управления в ОАО «Техсервис» составляет 12,7 лет.

По мере разделения труда в сфере  управления и его специализации  происходит относительное обособление  конкретных видов управленческой деятельности. В соответствии со структурой организации выделяют работников тех или иных органов и подразделений.

В зависимости от функциональной роли  в процессе принятия и реализации решений выделяют три основные группы кадров управления:

    • руководители решают вопросы развития производства и деятельности аппарата управления, руководят принятием и реализацией решений;
    • специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их реализации;
    • вспомогательный (технический) персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.

Данное деление на группы наиболее полно отражает связь с характером   управленческого труда. Внутри группы кадры управления делятся на должности. Должность определяет границы компетенции  работника, то есть круг его обязанностей, прав и ответственности.

Отличие руководителей от любой  другой профессии в том, что именно принадлежит функция принятия решения. Управленческое решение является результатом  целенаправленного творческого  анализа проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с целью системы управления. Но руководитель не только принимает решения, он так же организует процесс их подготовки, выполнения и контроля. Компетенция руководителя не ограничивается только действиями, связанными с управленческими решениями, она значительно объемнее.

Круг обязанностей и  прав руководителя значителен. Но руководитель не в силах знать и уметь  все. Здесь ему на помощь приходят специалисты организации. Их роль заключается  в выполнении конкретных функций  управления. Сегодня на специалистов возложены обязанности по разработке и совершенствованию технологий, планированию, внедрению новшеств, анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, контролю за ходом технологических процессов, обучению кадров.

Вспомогательный персонал организации занят в основном сбором и обработкой информации, необходимой руководителям и специалистам. Их четкая и слаженная работа обеспечивает высокую эффективность всей работы управляющей  системы.   Вспомогательный  персонал ОАО представлен секретарем-машинистом. Секретарь-машинист ответственен за ведение делопроизводства в организации. От профессионализма и эффективности его работы зависит полнота предоставляемой руководителям управленческой информации.

Правильное разделение работников управления на группы является важным условием рационального формирования структуры управления организации и эффективного функционирования аппарата управления.

Основу любой организации составляет коллектив. Коллектив состоит из работников, обладающих определенными личными чертами и особенностями. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам.

  1. Главный признак  коллектива – наличие общей цели. Цель может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей членов коллектива или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.
  2. Психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. В основе этого лежат  совместные интересы, идеалы, принципы, сходство и взаимная дополняемость характеров, темпераметров и т.д., хотя переоценивать эти моменты не следует.
  3. Личное практическое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели.
  4. Постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования группы, но необязательно всех ее членов со всеми. В результате становится возможным  их влияние друг на друга, ведущее к формированию общих целей и интересов, реальному осознанию общности и единству практических действий. 

Так   целью   деятельности   коллектива   ОАО «Техсервис» является успешное ведение хозяйственной деятельности по ремонту сельскохозяйственной техники, производству продукции (запасных частей и др.) и получение прибыли. Каждый работник организации отождествляет себя с ним, считая себя его частью. Все сотрудники хозяйства находятся в тесном взаимоотношении друг с другом. Каждый из них принимает непосредственное участие в деятельности, рассматриваемой организации.

Коллектив   характеризуется   определенной   организационной структурой с непростой сетью взаимосвязей между ее элементами. Выделяют несколько типов структур коллективов:

    • формальная и неформальная структуры;
    • технологическая структура;
    • информационная структура;
    • социальная структура;
    • комбинированная структура.

Формальная   структура  – отношения между должностями, им свойственна иерархичность.

Неформальная структура  – структура межличностных отношений, существующих независимо от того, какое  место они занимают на официальной  служебной лестнице (симпатии,   привязанности,    совместного   увлечения,   взаимного сотрудничества и т.д.). Неформальные группы могут быть как уже внутри существующих формальных образований, так и выходить за их пределы.

Технологическая структура  показывает реализацию технологических процессов в работе коллектива, она характеризует кооперацию между его членами при выполнении тех или иных работ.

Информационная структура  отражает пути прохождения информации внутри коллектива. Она может быть производственной, экономической, технической  и бытовой.

Социальная   структура   характеризуется   возрастом,   полом, образованием, семейным положением, опытом работы, материальным состоянием и жилищными условиями его  членов.

Комбинированная структура  соединяет в себе все перечисленные  ранее.

Коллектив любого предприятия имеет комбинированную структуру, которая отражает всю многогранность отношений между работниками организации. Так в коллективе ОАО «Техсервис» присутствует обязательная формальная структура, выраженная в структуре управления акционерным обществом, неформальная структура в виде малых групп членов коллектива, а также технологическая в виде организационной, информационной и социальной структур организации.

Коллектив организации составляют работники данной организации. Все  работники обладают определенными индивидуальными личными качествами и особенностями. Каждый человек обладает чем-то особенным, индивидуальным. И именно, как индивидуальная единица, он входит в коллектив, выполняя определенную работу и играя свою неповторимую социальную роль.

В современной науке  и практике управления индивидуальности человека уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что успех  коллектива напрямую зависит от того, насколько успешно он может задействовать  весь имеющейся в его распоряжении человеческий потенциал.

Взаимодействие личности и коллектива носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению  коллективных задач, но и коллектив  оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворить  в какой-то мере свои морально-психологические нужды (в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности и т.д.). Часто личность, входя в коллектив, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек изменяется не только сам, но и оказывает коллектив, других его членов. Взаимодействие личности с коллективом может носить характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.

Коллективы различаются  между собой микроклиматом, психологическим  состоянием работников, степенью их сплоченности.

Психологический климат коллектива формируется совокупностью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность людей. Эти обстоятельства порождают определенные установки членов коллектива, проявляющиеся в их отношении к окружающим и содержанию работы.

Психологическое состояние  коллектива характеризуется степенью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами.

Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к  нему его членов, возможности их совместно воздействовать на отдельного человека, побуждать сохранять активность в группе и препятствовать выходу из нее. Сплоченность обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в достижении тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных целей, тех или иных гарантий.

Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим  пребыванием в нем зависят  также от их психологической и  социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соответствие темпераметров членов коллектива; в основе второй – соответствие профессиональных и моральных качеств.

Психологический микроклимат  коллектива зависит от его каждого  члена, но особая роль принадлежит руководителям  и специалистам. Благоприятный психологический  климат укрепляется, когда руководители и специалисты организации создают благоприятные условия для работы коллектива, четкую организацию деятельности организации.

Характеризуя психологический  микроклимат коллектива работников ОАО «Техсервис» следует отметить его высокую сплоченность. Данное положение вещей является следствием двух факторов:

1. Большая часть сотрудников работает на предприятии давно. Период «притирания» к друг другу уже позади. Сотрудники хорошо знают друг друга.

2. Все работники организации являются жителями поселка Светлый, Лужского района Ленинградской области. Таким   образом,    их   связывают   не   только профессиональные отношения, но и отношения непосредственных соседей.

   Огромное социально-психологическое  воздействие на работника организации  оказывает личный пример руководителя, его авторитет.     Авторитет – понятие очень сложное. Он является весьма важным фактором в поддержании управляемости коллектива. Авторитет – это общественное признание личности, связанное с ее профессиональными, личными и деловыми качествами.

Авторитет тесно связан с таким понятием как лидерство. Лидер – человек, Способный оказывать  влияние на отдельных людей и  группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерами становятся не по воли организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером не зависимо от формальной должности в иерархии. Руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организацией. Закрепление руководителя в роли официального лидера – важнейшее условие его эффективной работы.

Так, например, одним из официальных лидеров является директор ОАО «Техсервис», но так как занимаемая им должность имеет самый высокий статус в формальной структуре управления, то его даже неформальное лидерство только позитивно сказывается на управлении организации. Его лидерство и авторитет обусловлены тем, что стаж его работы в организации составляет 24 года, из них в качестве руководителя более 10 лет. Он, один из немногих руководителей, сумел удержать организацию «на плаву» в переходный период в условиях неопределенности и до сих пор ОАО «Техсервис» является одним из наиболее устойчивых хозяйств района. Авторитет также основан на его компетенции, широте взглядов, эрудиции и знаниях, его личных человеческих качествах, его способности быть деловитым руководителем и на многих других качествах.

На эффективность работы руководителя оказывает влияние  и его «манера» общения с персоналом. Совокупность методов, приемов и  способов  осуществления управленческой деятельности, форм взаимоотношений  и личного поведения является стилем управления руководителя.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы управления организацией