Аналитическое обоснование управленческого решения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ разработки и реализации управленческого решения. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Произвести анализ понятия «решение»;
Охарактеризовать виды управленческих решений;
Изучить этапы и методы принятия управленческих решений;
Произвести анализ финансовой отчетности.
Нахождения точки безубыточности производства.
Принятие управленческих решений направленных на улучшение финансового состояния предприятия

Содержание

Введение 3

Теоретический раздел 4

Сущность управленческого решения. 4

Классификация управленческих решений. 10

Этапы разработки управленческих решений. 19

Методы разработки и обоснования УР. 25

Практический раздел 29

Принятие УР на предприятии. 29

Заключение 40

Список используемой литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Аналитическое обоснование управленческого решения в организации.docx

— 140.71 Кб (Скачать документ)

     Возникающие в управленческой деятельности неожиданные  ситуации достаточно часто требуют срочных и часто неординарных действий, сопряженных с риском.

     Принятие  решений в условиях неопределенности основано на том, что вероятности  различных вариантов развития событий  неизвестны. В этом случае субъект  руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а  с другой — критерием выбора из всех альтернатив по составленной «матрице решений». Принятие решений в условиях риска основано на том, что каждой ситуации развития событий может  быть задана вероятность его осуществления. Это позволяет взвесить каждое из значений эффективности и выбрать  для реализации ситуацию с наименьшим уровнем риска.

     Теория  принятия решений в условиях риска  и неопределенности основывается на следующих исходных положениях:6

  1. Выявление проблемы (известны основные из возможных факторов риска);
  2. Диагностика причин (избран показатель, который наилучшим образом характеризует эффективность этого решения);
  3. Определение цели и критериев (избран показатель, характеризующий уровень его риска);
  4. Разработка альтернативного решения;
  5. Анализ всех выявленных способов решения проблемы.
 

     Известно, по критерию определенности информации различают решения, принятые в условиях:

  • определенности,
  • вероятностной определенности (риска),
  • в условиях неопределенности (ненадежности).
 

     Принятие  решений в условиях риска основано на том, что каждой возможной ситуации развития событий может быть задана определенная вероятность его осуществления. Это позволяет взвесить каждое из конкретных значений эффективности по отдельным альтернативам на значение вероятности и получить на этой основе интегральный показатель уровня риска, соответствующий каждой из альтернатив принятия решений. 

     Принятие  решений в условиях неопределенности основано на том, что вероятности различных вариантов ситуаций развития событий субъекту, принимающему рисковое решение, неизвестны. В этом случае при выборе альтернативы принимаемого решения субъект руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а с другой — соответствующим критерием выбора из всех альтернатив. 

     Основные  критерии, используемые в процессе принятия решений в условиях неопределенности:

  • критерий Вальда (критерий «максимина»)
  • критерий «максимакса»
  • критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий»)
  • критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса»)
 
  1. Критерий  Вальда (или критерий «максимина») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых неблагоприятных ситуаций развития события имеет наибольшее из минимальных значений (т.е. значение эффективности, лучшее из всех худших или максимальное из всех минимальных).
  2. Критерий «максимакса» предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых благоприятных ситуаций развития событий (максимизирующих значение эффективности) имеет наибольшее из максимальных значений (т.е. значение эффективности лучшее из всех лучших или максимальное из максимальных).
  3. Критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий») позволяет руководствоваться при выборе рискового решения в условиях неопределенности некоторым средним результатом эффективности, находящимся в поле между значениями по критериям «максимакса» и «максимина»
  4. Критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая минимизирует размеры максимальных потерь по каждому из возможных решений. При использовании этого критерия «матрица решения» преобразуется в «матрицу потерь», в которой вместо значений эффективности проставляются размеры потерь при различных вариантах развития событий.

Этапы разработки управленческих решений.

 

     Как уже говорилось ранее, принятие решений  является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.

     Подготовка  решений осуществляется на основании  всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

     Основное  назначение экспертных технологий —  повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

     Основное  внимание уделяют ситуационному  подходу, поскольку он наиболее полно  отражает проблемы, возникающие при  управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.

     «Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента».7

       Принятие решений является основой  управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

    • выработку и постановку цели;
    • изучение проблемы на основе получаемой информации;
    • выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения;
    • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;
    • выбор и формулирование оптимального решения;
    • принятие решения;
    • конкретизацию решения для его исполнителей.
 

     Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:8

    1. подготовка решения:
    2. принятие решения;
    3. реализация решения.
 

     Стадии подготовки управленческого решения – проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

     Стадия принятия решения – осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

     Стадия реализации решения – принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

     Рассмотрим  основные этапы разработки управленческих решений:

     Первый  этап — это получение информации о ситуации. Данная информация должна быть полной и достоверной. Неполная или недостоверная информация может обусловливать принятие ошибочных либо малоэффективных решений. Чтобы полнее представить ситуацию используют не только количественную, но и качественную информацию.

     Второй  этап — определение целей. Лишь после их определения этих целей определяются факторы, механизмы, закономерности, ресурсы, оказывающие влияние на развитие данной ситуации. Значительную роль здесь играет выявление приоритетности целей, так как в процессе управления всегда производится выбор каких-либо целей.

     Третий  этап — разработка оценочной системы. На стадии принятия управленческого решения необходимо адекватно оценивать данную ситуацию, ее различные стороны. Все это необходимо учитывать в процессе принятия решений, приводящих к успеху.

     Четвертый этап — это анализ ситуации. Если имеется необходимая информация о данной ситуации и об определенной цели, к достижению которой стремится организация, то следует приступить к анализу ситуации. Целью такого анализа является установление факторов, влияющих на развитие данной ситуации.

     Пятый этап — это диагностика ситуации. Необходимо определить важнейшие проблемы, на которые следует в первую очередь обратить внимание в условиях целенаправленного управления процессами. Нужно также исследовать характер влияния этих проблем на рассматриваемые процессы. В этом и заключаются задачи диагностики ситуации.

     Шестой  этап — это разработка прогноза развития ситуации. Нельзя управлять организацией, не прогнозируя течение развития событий. Поэтому важнейшую роль в процессе принятия решений играют вопросы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, а также ожидаемых результатов осуществления различных альтернативных вариантов управленческих решений.

     Седьмой этап – осуществление генерирования альтернативных вариантов управленческих решений. В этом процессе необходимо полностью использовать информацию о ситуации принятия решения, а также результаты анализа и оценки данной ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных возможных направлениях развития событий.

     Восьмой этап – включает в себя отбор вариантов управленческих воздействий. После разработки альтернативных вариантов управленческих воздействий, имеющих форму определенных идей, концепций, технологической последовательности действий, а также возможных способов осуществления различных вариантов решений, необходимо проведение их предварительного анализа для выбраковки нежизнеспособных, неконкурентоспособных, а также малоэффективных вариантов.

     Девятый этап — предполагает разработку сценариев развития ситуации.

Важнейшей задачей в процессе разработки сценариев  является установление факторов, характеризующих  данную ситуацию и тенденции ее развития. Кроме того, одной из основных задач  здесь является определение альтернативных вариантов изменения ситуации и тенденций ее изменения во времени, а также определение вероятных альтернативных вариантов ожидаемых изменений ситуации в условиях наличия управляющих воздействий, а также в условиях их отсутствия.

     Десятый этап – осуществление экспертной оценки основных вариантов управляющих воздействий. Экспертиза, дающая сравнительную оценку альтернативных вариантов управляющих воздействий, во-первых, характеризует степень реализуемости этих воздействий, а также возможность достижения с их помощью определенных целей, и во-вторых, дает возможность осуществить ранжирование управляющих воздействий с использованием имеющейся оценочной системы в соответствии с различным уровнем ожидаемого достижения цели, необходимыми затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также в соответствии с наиболее вероятными сценариями развития данной ситуации.

     Одиннадцатый  этап — это этап коллективной экспертной оценки. Если принимаются важные управленческие решения, то следует использовать коллективные экспертизы, которые обеспечивают наибольшую обоснованность и эффективность принимаемых решений.

     Тринадцатый этап — разработка плана действий. На этом этапе намечаются определенные организационно-технические мероприятия, направленные на осуществление принятого управленческого решения.

     Четырнадцатый этап – производится контроль осуществления разработанного плана. Ход осуществления плана должен систематически контролироваться, а имеющие место изменения условий либо отклонения в процессе выполнения плана следует систематически анализировать.

     Пятнадцатый этап – осуществление анализа результатов развития данной ситуации после управленческих воздействий. Здесь выполненный план управленческих воздействий подвергается тщательному анализу для оценки эффективности принятых управленческих решений и их осуществления.

         Принципы принятия решений рассматриваются с двух позиций: с позиции поведения руководителя и с позиции организации управленческого труда. В первом случае принципы принятия решения по смыслу близки к принципам управления, потому что процесс принятия и реализации решения является его сутью. Менеджеры при этом определяют свои принципы, исходя из опыта, стиля управления и других факторов.

Информация о работе Аналитическое обоснование управленческого решения в организации