Американская система мотивации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования стало изучение американской школы мотивирования труда работников.
Исходя из цели, нами были поставлены задачи:
изучить сущность, отличительные особенности и практику применения американской системы мотивации труда;
исследовать систему мотивирования на отечественном предприятии и найти резервы повышения ее эффективности

Содержание

Введение
1. Американская система мотивации труда: сущность, отличительные ососбенности и практика применения на ведущих американских фирмах
1.1 Особенности национального менталитета американцев
1.2Американская концепция мотивации.
1.2. Опыт американских фирм в области мотивации персонала
2 Оценка системы мотивации на предприятии
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2 Развитие системы мотивации труда на предприятии
3 Рекомендации по развитию системы мотивации на предприятии с учетом зарубежного опыта
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда с учетом зарубежного опыта
3.2 Предложения по развитию мотивационного процесса на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по управлению организацией.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

3) Характерна высокая  нетерпимость к неопределенности. Приоритет отдается не устным  инструкциям, а писаному праву.  Большое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных отчетов.

4) Характерен мужской  тип поведения, концентрированность на достижении материального успеха. Люди должны быть напористы и амбициозны. Преобладающими личными целями менеджера является прибыль и высокая оплата труда. В целом основной ценностью общества является материальный успех и прогресс.

Прочно закрепившееся  в американских компаниях стратегическое планирование, ориентированное на концентрацию на конкурентном сегменте рынка - в данной отрасли или подотрасли. Определяющее значение имеют не детальные долгосрочные хозяйственные результаты (например, за 10-летний период), а краткосрочные (за 3-6 мес.). Как правило, в планах определяются итоговые финансовые показатели, а планированию человеческих ресурсов не уделяется внимание. Американская фирма не проявляет заботы о своих сотрудниках, также как не существует большой зависимости работника от фирмы, любой работник может быть принят на фирму на короткий срок, может быть наказан или уволен за допущенные им ошибки, просчеты или принятые неверные решения.

Кадровая политика в  американских фирмах обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость и умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются.

Внедрение автоматизации  в производство внесло существенные изменения в условия труда  персонала:

- замена жестких перечней  профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников;

- уменьшение объема  работы в центральных службах  и сокращение административного  аппарата;

- переход на гибкие  формы оплаты труда;

- объединение инженеров,  ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы - проектно-целевые группы.

В американской компании все ее планы составлены заранее  и рамки работы каждого определены. Кроме того, компании ищут людей, подходящих для той или иной работы. Если во время проверки претендента на рабочее место обнаружится, что он выходит за установленные рамки или не дотягивает до них, его обычно отвергают.

В американской системе  мотивации труда существует моральная  и материальная сторона мотивации, но при своевластии трех аксиом системы материальная сторона доминирует. Основным средством мотивирования персонала явлется заработная плата. Система оплаты труда в США предусматривает следующее:

- рабочие получают  повременную оплату, что связано  с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;

- минимальная оплата  труда (как и почасовые ставки) регулируется законом;

- при определении среднего  уровня оплаты фирмы следят, чтобы  она не была ниже, чем у других  фирм в данном географическом районе;

- абсолютные размеры  заработка зависят от квалификации  работника и стоимости проживания  в данной местности;

- повышение заработка  обычно производится ежегодно  для всех работников, чья работа оценивается положительно. Аттестация работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель на основе сведений, предоставляемых непосредственным начальником;

- размеры заработка  инженерно-технических работников  и руководства не оглашаются. Они устанавливаются на основе  индивидуального соглашения между администрацией и соответствующим работником.

Премии выплачиваются  обычно только высшему руководству  фирмы. Поощрение осуществляется путем  материального стимулирования и  продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно  связано с повышением квалификации через систему обучения, как правило, за свой счет. В целом, системы оплаты труда в большинстве американских фирм отличаются негибкостью, не обладают достаточным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.

Исходя из вышесказанного, основными чертами мотивирования персонала в США являются:

    • Индивидуальный характер принятия решений
  • Индивидуальная ответственность
  • Строго формализованная структура управления
  • Четко формализованная процедура контроля
  • Индивидуальный контроль руководителя
  • Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
  • Главное качество руководителя - профессионализм
  • Ориентация управления на отдельную личность
  • Оценка управления по индивидуальному результату; отсюда и вытекает такая особенность мотивирования в США как функциональность, четко закрепляющая должностные обязанности за сотрудником. При этом основным принципом этой особенности – сосредоточение на той деятельности, которая удается лучше всего. Функциональность управления не признает человеческие качества личности сотрудника, но требует компетентности работника как специалиста. При таком подходе главная задача руководителя  раскрытие творческого потенциала сотрудника, поощрение новых идей.
    • Формальные отношения с подчиненными
  • Деловая карьера обусловливается личными результатами
  • Подготовка узкоспециализированных руководителей
  • Оплата труда по индивидуальным достижениям
  • Краткосрочный найм на работу

Недостатками американской системы мотивации можно назвать  излишний бюрократизм, вытекающий из узкой специализации персонала и четко прописанных должностных инструкций, к тому же излишний формализм демотивирует работника, создает монотонность в исполнении им его служебных обязанностей. Краткосрочная особенность найма не способствует оптимальному морально-психологическому климату на рабочем месте, что также является демотивирующим фактором, растет текучесть кадров, в результате, многие компании недальновидно используют свой человеческий капитал, стремясь за сиюминутной выгодой.

Несмотря на малочисленные недостатки американская система мотивации труда, основанная на научном подходе достаточно популярна в странах Западной Европы и Северной Америки.

 

1.3. Системы мотивации персонала в США

 

Классическая диллема  в вопросе стимулирования мотивации к труду у работников – соотношение эффективности работы сотрудника и его заработной платы. Для разрешения этой проблемы в США широко используется система «Pay for Performance» (PFP) или «плата за исполнение». Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat".

К гибким системам оплаты труда относятся:

1. Комиссионные. Это наиболее простая и одновременно самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее «прямой» PFP-схемой, пик их популярности, безусловно, остался в прошлом (так, из крупных рекламных компаний США их использует только Walt Disney Co.)

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Это наиболее распространенный тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода использует 61% компаний, применяющих PFP). Такие выплаты (было бы адекватно называть их премиями) в целом осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные цели такого рода, и иногда они бывают весьма необычными. Так, например, совершенно неожиданно нововведение, примененное в компании United Airlines Inc. Начиная с 2000 г., размер вознаграждений, которые получают менеджеры компании, будет частично зависеть от удовлетворенности трудом рядовых сотрудников UAI. Эта удовлетворенность будет измеряться независимой аудиторской организацией

3. Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это могут быть специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компании в настоящий момент (так называемые hot skills). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации определенное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых очень нежелателен для компании. В-третьих, это могут премии «звездам» компании.

4. Программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники получают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут использоваться двояко. С одной стороны, эти программы могут применяться как индивидуальные вознаграждения, и в таком случае при хорошем выполнении своей работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли. С другой, компания может установить схему разделения прибыли для всех сотрудников (или для отдельно взятого подразделения): в таком случае это не способ вознаграждения за отличную работу, а способ психологического объединения работников компании.

5. Акции и опционы на их покупку. При такой схеме формально сотрудник никаких выплат в форме «живых» денег не получает. Вместо этого совет директоров компании принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность определенного числа акций, либо просто о предоставлении ему права приобрести пакет акций оговоренного размера.

Одной из главных трудностей, возникающих при PFP, является то, что  вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мнением менеджера, которому сложно установить и описать значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Чтобы преодолеть ее, предприятие должно использовать независимые методы оценки, не базирующиеся исключительно на личных симпатиях и антипатиях. Кроме того, PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит непоправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников.

При выборе места работы и составлении впечатления о  нем часто становятся решающими нефинансовые вознаграждения. Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми вознаграждениями подразумевают все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышения их мотивации и приверженности к фирме.

Существует огромное множество различных нематериальных вознаграждений:

1) льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время является система "банка нерабочих дней". Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.

2) материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Прежде всего, это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (например, окорок на Пасху или индейка на Рождество), ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.

3) различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи, загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией. К этой же категории можно отнести оплачиваемые централизованные обеды и практикуемые некоторыми фирмами вечеринки а-ля фуршет после окончания рабочего дня.

4) «вознаграждения-признательности». Эта категория нематериальных вознаграждений является, по мнению некоторых специалистов, самой значимой. Прежде всего, это комплименты сотрудникам за их работу. Естественно, что многие компании (особенно крупные) не ограничиваются лишь устной похвалой. Не считая упоминания в средствах массовой информации и фотографий на видных местах, они пытаются увековечить работу своих сотрудников другими способами. Так, например, в компании Walt Disney Co. применяется следующая практика: на центральной улице парка Disneyland окна кафе посвящают наиболее ценным работникам, а в компании Southwest Airlines выпущен специальный самолет в честь сотрудников компании (внутри аэробуса увековечены их имена). В результате успехи Walt Disney Co. общеизвестны, Southwest Airlines отличается самой низкой текучестью кадров среди подобных компаний.

5) вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы (за которым часто следует повышение в должности); приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в новом качестве), предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.

6) вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля.

Информация о работе Американская система мотивации труда