Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления Менеджмент — это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Исторические предпосылки формирования американской
модели менеджмента……………………………………………………….…….5
2. Характеристика американской модели менеджмента………………….…..10
2.1 Корпорация как основная форма предпринимательства………………….10
2.2 Партисипативное управление………………………………..…………….13
2.3 Стратегическое управление, его содержание……………………………..16
3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с
японской и западноевропейской………………………………………………..19
3.1 Американская модель в сравнении с японской
и западноевропейской……………………………………………………….…..19
3.2 Современный американский менеджмент…………………………………26
Заключение………………………………………………...……………………..34
Список литературы………………………………………………..………..……36
Приложение 1. Сравнительная характеристика основных элементов механизма функционирования различных организационно-правовых
форм предпринимательской деятельности…………………………………….
Приложение 2. Сравнительный анализ моделей менеджмента………………

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

1. Исторические предпосылки формирования американской

модели менеджмента……………………………………………………….…….5

2. Характеристика американской модели менеджмента………………….…..10

2.1 Корпорация как основная форма предпринимательства………………….10

2.2 Партисипативное управление………………………………..…………….13

2.3 Стратегическое управление, его содержание……………………………..16

3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с

японской и западноевропейской………………………………………………..19

3.1 Американская модель в сравнении с японской

и западноевропейской……………………………………………………….…..19

3.2 Современный американский менеджмент…………………………………26

Заключение………………………………………………...……………………..34

Список литературы………………………………………………..………..……36

Приложение 1. Сравнительная характеристика основных элементов механизма функционирования различных организационно-правовых

форм предпринимательской деятельности…………………………………….

Приложение 2. Сравнительный анализ моделей менеджмента………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы проявляется в том, что изучение американской модели менеджмента представляет известный     интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика         менеджмента. 

Американский менеджмент впитал в себя основы классической  школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы  Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации   основных положений классической школы. Классическая школа оказала   значительное влияние на формирование всех других направлений в     американской теории управления Менеджмент — это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера

В настоящее время менеджмент нельзя ограничивать только теоретической областью. Причина тому — и сложность ее предмета, и молодость самой науки, и невозможность, а порой и вредность, попыток детальной регламентации действий человека. Поэтому в современном менеджменте особую роль играет ситуационный подход, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенную структуру, мотивация работников данной организации, взаимодействие этой организации с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются технические, экономические, социальные, политические, экологические аспекты, что обусловливает интеграционный характер знаний.

На этой основе становится возможным синтез науки и искусства управления путем выхода на более общие и сложные адаптивные саморегулирующиеся системы. Организация рассматривается как открытая система, приспосабливающаяся к изменениям внешней среды.

Объектом исследования в данной работе выступает американская модель менеджмента.

Предметом исследования является область менеджмента позволяющая раскрыть основные характеристик, черты и особенности американской модели менеджмента.

Цель курсовой работы: раскрыть особенности американской модели менеджмента.

Задачи курсовой работы:

- определить исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента;

-дать характеристику американской модели менеджмента;

- проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской

При написании данной работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ, как основной вид сбора и изучения материалов по выбранной тематике; синтез, как обязательный элемент при систематизировании и обобщении полученной информации и данных.

Информационной базой при написании данной работы послужили труды таких авторов как:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Американский менеджмент явлением. Это действительно явление, которое практически в течение всего ХХ века сопровождает развитие производительных сил Америки и наверняка целого ряда стран, которые воспринимают концепции, методы, формы, приемы, технику, технологию американского менеджмента.  Первая школа бизнеса в Америке была открыта в 1881 году. Первый учебник по управлению появился в 1910 году. Первая консультативная фирма по управлению была создана в 1914 году. Первый крупномасштабный эксперимент, который положил начало многим исследованиям в области человеческого фактора, был проведен в начале 30-х гг. и т.д. 

Американский менеджмент - это детище ХХ века и,  едва ли не самое главное достижение Америки в области развития материального и нематериального производства, в области развития экономики и в области развития мышления людей, которые призваны руководить производством, организациями, корпорациями и т.д. 

Значимость менеджмента как вида деятельности привлекла к его изучению многих исследователей, представителей различных наук. Это обусловлено междисциплинарным, интеграционным характером предмета исследования. Важные вехи в истории менеджмента связаны с использованием достижений других наук — математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук и философии.

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв.,  в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических  предпосылках:

- Наличие рынка.

- Индустриальный способ организации производства.

- Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три             основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов             общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход    имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому.      Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с    помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основах положений классической школы менеджмента в США. Гьюлик работал над совершенствованием функций управления, расширив их до семи. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала большое влияние на формирование других направлений в формировании американской теории менеджмента.

Как было отмечено, переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания капиталистического производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Формирование новой концепции, получившей название "школы человеческих отношений", связано с именем американского социолога и психолога Э. Мэйо.

Часто этот период развития американской теории управления называют эпохой «новых начинаний» гуманистической направленности. Наиболее яркими ее представителями являются ученые экономисты, социологи, психологи, такие как Мери Фоллетт, Фриц Ротлисбергер, Абрахам X. Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др.

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.

Имеются другие страны, менеджеры которых не лишены этого умения. В этой связи возникает вопрос: «В чем же заключается специфика американского умения организовывать?».

К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации нет мелочей! Поэтому американскому менеджеру не свойственна работа «навалом, нахрапом, натиском». Эффективность любой организационной системы или организации определяется в первую очередь ее отработанностью с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

Американский рабочий приучен работать в условиях высокого уровня организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной

занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации работы.

За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика, использование любого  организационного  фактора, любой организационной системы, так или иначе связано с поддержанием и/или повышением эффективности.

Американцы умеют найти, разработать и внедрить такую организационную систему, которая ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник.

Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала               гораздо более существенное влияние на теорию и практику  управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных               (и долевых) владельцев одного капитала.

Под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и   узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций   возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на     новой основе.

Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник  и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за   конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь  дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему     принятия решений, цели политики компании и др.

Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Корпорация как основная форма предпринимательства

 

В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление.

Корпорация как форма предпринимательства сформировалась в конце 19 века, во времена необходимости значительных объемов капитала для строительства шахт, железных дорог. Решением проблемы привлечения больших объемов капитала стала продажа доли будущего предприятия отдельным вкладчикам. Для защиты вкладчика от риска ответственности ограничивалась долей вклада. С развитием обществ корпорации получили атрибуты предприятия с частной собственностью юридического лица (право на собственность, право продажи имущества, заключать сделки).

Корпорация (акционерное общество) является распространенной формой предпринимательской деятельности, ее владельцами считаются акционеры, имеющие ограниченную ответственность в размере своего взноса в акционерный капитал корпорации. Прибыль корпорации принадлежит акционерам. Видокремлюють две его части. Одна часть распределяется среди акционеров в виде дивидендов, вторая - это нераспределенная прибыль, которая используется на реинвестирование.

Размер компании может быть небольшим для того, чтобы стать корпорацией.

Существует несколько типов корпораций:

Информация о работе Американская модель менеджмента