Алгоритм принятия управленческого решения при различных типах менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности принятия управленческих решений при различных типах менеджмента.
Задачи исследования:
o определить основные типы менеджмента;
o обозначить их основные отличия;
o рассмотреть основные этапы принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Типы менеджмента и алгоритмы принятия решений ………………...5
1.1. Особенности выбора типа менеджмента……………………………………5
1.2. Этапы принятия управленческого решения……………………………….10
Глава II. Алгоритм принятия управленческого решения на примере
предприятия ЗАО «Промматериал»………………………………………16
2.1. Описание компании и определение типа менеджмента………….............16
2.2. Реализация алгоритма принятия управленческого решения
на предприятии ЗАО «Промматериал»…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиография…………………………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 49.26 Кб (Скачать документ)

     7. необходимость социальных ограничений  на последствия менеджмента;

     8. необходимость моральных ограничений  на последствия менеджмента;

     9. возможность обучения менеджера:

         9.1 практикой;

         9.2 ротацией кадров;

         9.3 теоретическая подготовка;

         9.4 непрерывное обучение (повышение  квалификации).

     На  основании таблицы №1 можно охарактеризовать любой тип менеджмента. Для выбора необходимого типа менеджмента нужно  описать реальные условия конкретной фирмы в той же системе факторов и сравнить их с таблицей.

     В этом случае возможны три варианта:

     1. полное совпадение реальных условий  с каким-то типом менеджмента,  следовательно, выбирается этот  тип менеджментата;

     2. при частичном совпадении выбирается  наиболее близкий тип менеджмента;

     3. при полном несовпадении  повторяются  процедуры выбора типа менеджмента  с использованием других факторов (если это возможно) и приводим  выбор к 1 или 2 варианту; а если  это невозможно, то в наиболее  близком к реальным условиям  типе менеджмента адаптируем  ряд факторов к условиям конкретной  задачи управления. В результате  этой адаптации мы получаем  новый тип менеджмента. 

     Практическое  использование менеджерами этой процедуры способно не только сократить  затраты времени и средств, но и уберечь от более серьезных  последствий.

     Наоборот, неправильный выбор типа менеджмента  может приводить к нанесению  недопустимого ущерба субъектам  управления (вплоть до морального и  физического давления на предпринимателей, нанесших недопустимый ущерб конкурентам), объектам управления (остановка жизненно необходимых производств, например, по причине забастовок), элементам  среды (захоронение ядовитых и опасных  отходов без соблюдения соответствующих  международных норм).

     1.2. Алгоритмы принятия  управленческих решений

     Важнейший организационный аспект разработки и реализации управленческих решений  — это организация последовательности работ, необходимых для выполнения этого процесса. Здесь особое значение приобретает тип менеджмента, существующий на предприятии.

     Алгоритм  принятия решений4 — логическая последовательность операций по принятию управленческого решения. Рассмотрим возможные алгоритмы процесса разработки и принятия решения при различных типах менеджмента.

     Алгоритм  принятия решений при традиционном менеджменте

     Такой алгоритм может включать следующие  операции:

  • обнаружение проблемы;
  • сбор информации;
  • анализ информации;
  • определение целей управления при решении проблемы;
  • разработка критерия эффективности решения;
  • идентификация проблемы с ранее имевшей место в этой или другой организации;
  • изучение приемов и их последствий, применявшихся при решении схожей проблемы;
  • прогнозирование по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями использования изучаемых приемов (при прогнозировании по аналогии полагают, что применение тех же приемов приведет к тем же, аналогичным результатам, что и в предыдущем случае);
  • оценка и верификация вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей решения, его исполнение и, наконец, контроль выполнения решений.

     Таким образом, принятие решений при традиционном менеджменте основывается на изучении прошлого опыта решения аналогичных  проблем в той или иной организации, а также прогнозировании последствий  по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями. Эти особенности  накладывают свой отпечаток на алгоритм принятия решений, в составе которого появляются этапы, связанные с идентификацией аналогичной проблемы и прогнозированием результатов по аналогии с уже полученными.

     Алгоритм  принятия решений при системном  менеджменте

     Алгоритм  может включать следующие операции:

  • обнаружение проблемы (контроль);
  • сбор информации;
  • анализ информации о системе и отношениях ее элементов;
  • диагностика проблемы;
  • определение целей управления элементом при решении проблемы на уровне системы;
  • разработка критерия эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для более высокого иерархического уровня — уровня системы;
  • оценка и верификация вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

     Принципиальное  отличие алгоритма принятия решений  при системном менеджменте —  осуществление этапов сбора информации о системе и отношениях ее элементов, определение целей управления элементом  при решении проблемы на уровне системы, генерация перечня возможных  управляющих воздействий по отношению  к системе — источнику проблемы, и прогнозирование последствий  этих воздействий для уровня системы.

     Таким образом, при системном менеджменте  при понимании организации как  совокупности взаимосвязанных элементов  принятие решений основывается на анализе  информации о системе и ее составляющих, а также прогнозировании последствий  для элементов системы и системы  в целом. 

     Алгоритм  принятия решений при ситуационном менеджменте

     Такой алгоритм может включать следующие  операции:

  • обнаружение (контроль) проблемы;
  • сбор информации о ситуации;
  • анализ информации о ситуации;
  • диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
  • определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации (а не системы, как в предыдущем случае);
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

     Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется ситуацией, поэтому  в состав алгоритма принятия решений  включаются этапы сбора и анализа  информации о ситуации, определения  целей управления ситуацией при  решении проблемы, а также прогнозирование  последствий управляющих воздействий  для ситуации.

     Алгоритм  принятия решений при социально-этическом  менеджменте

     Социально-этический  менеджмент может быть эффективным  при разработке и закреплении  в научном, организационном (а в  некоторых областях или иерархических  уровнях принятия решений и юридическом) планах специальных алгоритмов принятия решений. Один из возможных вариантов  такого специального алгоритма принятия решений включает:

  • сбор информации относительно состояния объекта управления, возможных управляющих воздействий, параметров недопустимых состояний объекта управления;
  • анализ этой информации;
  • диагностика проблемы;
  • определение целей управления при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • прогноз последствий каждого из управляющих воздействий;
  • оценка того, допустимы ли последствия каждого из располагаемых воздействий. Если последствия управляющего воздействия недопустимы, воздействие исключается из множества рассматриваемых; если последствия управляющего воздействия признаны допустимыми, то оно относится к множеству рассматриваемых управляющих воздействий;
  • разработка критерия оптимальности принимаемого решения;
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • выбор из множества рассматриваемых решений наилучшего в соответствии с принятым критерием оптимальности;
  • оформление принятого решения;
  • доведение принятого решения до исполнителей или соответствующих органов управления;
  • исполнение решения;
  • контроль того, изменяются ли, и если изменяются, то насколько критически, параметры недопустимых состояний объекта управления. Если имеет место критическое изменение параметров недопустимых состояний объекта, то возвращаются к началу настоящего алгоритма.

     При социально-этическом менеджменте  особое внимание при принятии решений  уделяется учету допустимых и  недопустимых последствий вариантов  управляющих воздействий по различным  параметрам.

     Алгоритм  принятия решений при стабилизационном менеджменте

     Такой алгоритм может включать следующие  операции:

  • обнаружение проблемы;
  • сбор информации об изменении параметров;
  • анализ информации;
  • диагностика проблемы;
  • определение целей управления при решении проблемы и разработка критерия эффективности решения;
  • исследование изменения параметров объекта;
  • оценка времени, располагаемого на выполнение операций управления;
  • распределение времени на операции подготовки, принятия и исполнения решений с целью нахождения объекта в управляемом состоянии с вероятностью, не менее заданной;
  • генерация компенсирующих (сводящих к нулю или уменьшающих проявление проблемы) воздействий;
  • прогноз последствий их применения — оценка целесообразного уровня последствий компенсирующих воздействий в соответствии с проявлениями конкретной проблемы;
  • определение интенсивности компенсирующих воздействий, обеспечивающих целесообразный уровень последствий;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, контроль выполнения и времени выполнения решений.

     Для решения конкретных задач с использованием того или иного типа менеджмента  эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи. 

     Глава II. Алгоритм принятия управленческого решения на примере предприятия ЗАО «Промматериалы»

     2.1. Описание компании  и определение типа менеджмента

     Предприятие ЗАО «Промматериалы» занимается производством и продажей строительных материалов. На предприятии имеются производственный отдел, сбытовой отдел, отдел маркетинговых исследований, отдел, осуществляющий разработку новых видов продукции и финансовых отдел. Преимущественная доля всего персонала задействована в производстве.

     Данный  рынок является популярным и достаточно освоенным. Развитая конкурентная среда. Организации, обеспечивающие рынок  строительными материалами предлагают потребителю аналогичную ассотриментную линейку, что и компания ЗАО «Промматериалы». Организация не является лидером  отрасли, но занимает достаточно уверенный  сегмент рынка. Существует собственный круг постоянных потребителей в виде крупных промышленных предприятий и строительных организаций. В условиях кризаса наблюдается незначительно снижение спроса на продукцию, но в целом сохраняет прежние позиции. При этом компания редко проводит исследования рынка, динамику изменений вкусов и предпочтений потребителей. Не развита рекламная деятельность компании.

     Данный рынок самостоятельно регулирует уровень цен на основании спроса и предложения. Влияние на деятельность компании оказывает сезонность спроса на продукцию.

     Фирма была образована на базе бывшей снабженческой  базы. Этим объясняется то, что фирма  имеет штат специалистов-производственников, а реализация продукции хворает. Но при этом ЗАО «Промматериалы» обладает мощной базой квалифицированных специалистов. Управленческий состав переодически проходит переподготовку и аттестацию. Значительное количество специалистов работают в компании со дня ее основания. Отсутствие обучения кадров путем их ротации.

     Предприятие ЗАО «Промматериалы» проходит обязательное лицензирование деятельности и сертификацию продукции.

     В компании слабо развиты инновационные  процессы.  Усовершенствование продукции  и технологий производствапроисходят умеренными темпами, товар малодифференцирован.

Информация о работе Алгоритм принятия управленческого решения при различных типах менеджмента