Адаптация руководителя: пути совершенствования на примере ЗАО «Метаприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является - механизм выстраивания взаимоотношений руководителя с трудовым коллективом в процессе адаптации. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть сущность и характеристику деятельности руководителя в организации;
 выявить требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению;
 изучить цели адаптации и обоснование ее необходимости;
 выявить особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации;
 проанализировать общую характеристику и производственно-экономические показатели деятельности организации ЗАО «Метаприбор»;
 проанализировать процесс адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»;
 разработать проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор».

Содержание

Введение
3




Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роль и значение руководителя в организации
6

§1. Сущность и характеристика деятельности руководителя в организации
6

§2. Требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению
12




Глава 2. Специфика и особенности адаптации руководителя в организации
25

§1. Цели адаптации и обоснование ее необходимости
25

§2. Особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации
33




Глава 3. Анализ процесса адаптации руководителя и выстраивания взаимоотношений с трудовым коллективом организации на примере ЗАО «Метаприбор»
44

§1. Общая характеристика и производственно-экономические показатели деятельности организации
44

§2. Анализ процесса адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»
50

§3. Проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор»
58




Заключение
69

Библиографический список
72

Приложения
79

Работа состоит из  1 файл

Адаптация руководителя - механизмы выстраивания взаимоотношений ....doc

— 825.00 Кб (Скачать документ)

Из рисунка 8 видно, что большинство работников – 60% считают необходимым назначение наставника к вновь принятому сотруднику, на втором месте из возможностей к быстрой адаптации стоит – внимательное отношение непосредственного руководителя к работнику – 32 %, оставшаяся часть опрошенных считает совместное выполнение заданий с работниками отдела способно помочь «новичку» быстрее включиться в рабочий процесс.

Для подтверждения валидности исследований по вопросам адаптации нами было проинтервьюировано 15 человек. Интервьюирование показало, что большинство работников тяжело проходят процесс адаптации, основные причины и проблемы процесса адаптации соответствуют выявленным недостаткам анкетированием. В таблице 4 представим основные проблемы, выявленные в ЗАО «Метаприбор» относительно адаптации.

Таблица 4

Проблемы, выявленные в ЗАО «МЕТАПРИБОР» относительно процесса адаптации персонала

Метод исследования

Проблемы

Анализ документов

 

Отсутствуют четко прописанные процедуры и ответственность руководителя кадровой службы и линейного руководителя по вопросам профессиональной и общей адаптации

Тест «Социально-психологическая адаптация работника» Исмаилова Р.Х.

Отсутствие устойчивого отношения к организации со стороны новых сотрудников, неудовлетворенность своим положение в коллективе

Анкета А.П.Егоршина «Адаптация персонала»

Сложности в процессе адаптации для работников ЗАО  «Метаприбор»: «войти» в коллектив, выполнение профессиональных обязанностей

Анкета А.П.Егоршина «Адаптация персонала»

Отсутствие необходимой информации об организации, помощи со стороны непосредственного руководителя и коллег по работе, и как следствие возможность конфликтных отношений в коллективе

Интервьюирование

Большинство работников тяжело проходят процесс адаптации.

Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что в ЗАО «Метаприбор» из-за не проведения  мероприятий  по адаптации существуют следующие проблемы: отсутствуют четко прописанные процедуры и ответственность руководителя кадровой службы и линейного руководителя по вопросам профессиональной и общей адаптации;  отсутствие устойчивого отношения к организации со стороны новых сотрудников, неудовлетворенность своим положение в коллектив; отсутствие необходимой информации об организации, помощи со стороны непосредственного руководителя и коллег по работе, и как следствие возможность конфликтных отношений в коллективе;  большинство работников тяжело проходят процесс адаптации.

 

§3. Проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО  «Метаприбор»

Основные проблемы процесса адаптации работников в ЗАО ИСК»Метаприбор» выявлены во второй части дипломного проекта.

Представим проект совершенствования процесса адаптации работников в ЗАО «Метаприбор» в таблице 5.

Таблица 5

Проект совершенствования процесса адаптации работников в ЗАО «Метаприбор»

Проблемы

Проектные мероприятия

Документационное обеспечение мероприятий проекта

1

2

3

Отсутствие координации действий и ответственных исполнителей при проведении адаптации сотрудников

Разработать и утвердить Программу адаптации нового сотрудника с указанием этапов и ответственных лиц

Проект Программы адаптации

Отсутствие четкого механизма по подготовке работников к трудовой деятельности в организации

Разработать и утвердить Положение об адаптации работников ЗАО  «Метаприбор»

Проект Положения об адаптации работников ЗАО  «Метаприбор»

Отсутствие необходимой информации об организации, ее истории, традициях

Разработать памятку для нового сотрудника

 

Высокая сложность профессиональной адаптации, отсутствие обучения на рабочем месте и ответственных лиц за это обучение

Разработать и утвердить Программу адаптации

Проект Программы адаптации, предусматривающий закрепление наставника и обучение на рабочем месте

Отсутствие четких критериев оценки нового сотрудника по окончанию испытательного срока

Разработать и утвердить критерии оценки нового сотрудника по окончанию испытательного срока

Проект Бланка аттестации по результатам испытательного срока

Из таблицы 6 видно, что основными задачами при разработке проекта являются:

1)       разработка Положения об адаптации персонала в ЗАО «Метаприбор» с применением системы наставничества;

2)       разработка программы по адаптации работников ЗАО «Метаприбор».

Процесс адаптации компании необходимо четко спланировать как по времени, так и по содержанию. За каждый этап должны быть определены ответственные. Достижению перечисленных задач служит Положение об адаптации и Программа по адаптации работников ЗАО «Метаприбор», которые разрабатываются для регламентации необходимых мероприятий и процедур.

Внедрение системы адаптации может встретить противодействие со стороны линейных руководителей, которые зачастую не понимают целей, задач и значения этой системы, ее влияния на формирование кадрового состава, имидж компании на рынке труда и эффективность работы предприятия в целом. Другая возможная причина сопротивления руководства заключается в том, что участие в процессе адаптации накладывает на каждого руководителя дополнительные обязательства (ознакомление новичка с подразделением, введение в должность и т. д.) и ответственность за успешность мероприятий, участие в которых требует также и временных затрат. Поэтому представляется важным разработать нормативно-правовой документ, который регламентирует деятельность непосредственных руководителей при осуществлении мер улучшения адаптации работника ЗАО «Метаприбор».

К разработке документов привлечены руководители, а также юрист (для учета требований трудового законодательства).

Представим Программу адаптации персонала в ЗАО «Метаприбор» в таблице 6.

Таблица 6

Проект Программа адаптации персонала в ЗАО «Метаприбор»

Программа по адаптации работников ЗАО «МЕТАПРИБОР»

Этапы адаптации

Задачи этапа адаптации

Материалы

Продолжи-

тельность

этапа

Ответственные за этап адаптации

Критерии оценки прохождения этапа

1

2

3

4

5

6

 

Оформление документов о приеме на работу

Оформление трудовых отношений с сотрудником. Для этого необходимо заполнить и подписать следующие документы: анкету, личную карточку (Форма Т-2), заявление о приеме на работу, заявление о выплате зарплаты 1 раз в месяц, трудовой договор, договор о полной материальной ответственности (если нужно)

Трудовая книжка, паспорт, копия диплома, ИНН, Свидетельство пенсионного фонда, военный билет (приписное удостоверение), копия свидетельства о рождении детей, справка о доходах с последнего места работы, 2 фотографии 3Х4

1-й день

Отдел персонала

Наличие в всех необходимых документов

 

Введение в организацию

Предоставление сотруднику информации о компании: - Компания на рынке (основные виды услуг, основной ассортимент; положение компании на рынке; конкурентное преимущество; основной круг поставщиков; основной круг клиентов - Компания изнутри (история развития компании; организационная структура компании; разграничение полномочий; порядок принятия решения - Корпоративная культура (правила внутреннего трудового распорядка, Положение о неразглашении коммерческой тайны, правила пользования электронной пропускной системой, информация по пользованию техническими средствами - междугородняя связь, мобильная связь, Интернет, локальная сеть; порядок выплаты заработной платы, оплаты больничных и отпусков

Информационный буклет, включающий общую информацию о компании, информацию о ее структуре; схему расположения офисных помещений, список сотрудников компании с указанием их служебных телефонов; Корпоративные правила; правила пользования локальной сетью, Интернет, междугородней и мобильной связью

1-й день

Отдел персонала

Положительное отношение работника к новому месту работы; понимание принципов функционирования организации; соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

 

Введение в отдел

Знакомство с компанией и сотрудниками: письмо-представление сотрудника персоналу компании по e-mail (с фотографией и краткой информацией), личное знакомство с сотрудниками компании

 

1-й день

Отдел персонала, непосредственный руководитель

 

Ознакомление с функциями и структурой отдела, порядком взаимодействия отдела с другими подразделениями компании. Определение задач сотрудника на период прохождения испытательного срока, степень ответственности и критерии оценки.

Должностные инструкции, внутренняя документация отдела

 

Руководитель

 

Ознакомление с рабочим местом: рабочий стол, оснащение рабочего места, места хранения документов, методической литературы и других рабочих материалов общего пользования

 

Руководитель

 

Инструктаж по использованию технических средств (АТС, ПК), регистрация нового сотрудника как пользователя сети компании, определение внутреннего телефона

 

Отдел персонала, руководитель

 

I этап обучения

Обучение сотрудника: 1. Лекция, ознакомление с планами и прайс-листом; 2. Консультация по общим техническим вопросам; 3. Визуальное распознавание номенклатуры; 4. Тест на знание номенклатуры и технических характеристик

План деятельности, ход выполнения работ в отчетах

1-я неделя

 

Результаты тестирования и визуального оценивания + тест №1, тест №2, тест №3)

II этап обучения

Назначение наставника для более успешного введения в должность

 

2-я неделя

Руководитель

 

Введение в должность

Знакомство с рабочей ситуацией, овладение сотрудником своей профессиональной ролью, достижение хорошей ориентации в деятельности и структуре компании.

Должностные инструкции, внутренняя документация отдела

Со 2-й недели до окончания испытательного срока

Руководитель, наставник

Полное принятие организационных требований компании, самостоятельность при выполнении должностных обязанностей.

Аттестация по результатам испытательного срока

Оценка степени соответствия работника занимаемой должности и выработка рекомендаций по дальнейшему вхождению в должность

Документы из Положения Аттестационная карта (Приложение 5), Отчет сотрудника (Приложение 6),  Общая оценка сотрудника (Приложение 7).

Последняя неделя испытательного срока

Руководитель, наставник, отдел управления персоналом

Общая оценка на основании критериев, указанных в бланке и выработка рекомендаций по корректировке действий

При назначении наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие.

Наставник должен вызывать эмпатию и, кроме того, он должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Чтобы помочь наставникам успешно выполнить возлагаемые на них задачи по адаптации сотрудников нами разработаны отдельные пункты в Положении об адаптации персонала, касающиеся непосредственно наставничества в ЗАО  «Метаприбор», где описаны процедуры отбора наставников, оценки их деятельности, оценки практических результатов стажеров и др.

Так же необходимо внедрить отдельную программу адаптации для руководителей  и топ-менеджеров, которая представлена в приложении 8. Данная программа  реализуется благодаря скоординированным действиям непосредственного начальника адаптируемого и менеджера по персоналу. По продолжительности она может быть приравнена к испытательному сроку. Разработанная программа утверждается генеральным директором организации.

Далее представим проект Положения об адаптации персонала в ЗАО «Метаприбор» (приложение 9).

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

   адаптация – процесс приспособления вновь принятого сотрудника к новой работе;

   наставничество - разновидность индивидуальной работы с новыми сотрудниками. Это форма адаптации и профессиональной подготовки персонала в компании, выполнение профессиональных функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи;

   наставник - лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение вновь принятых сотрудников.

Правовой основой процесса адаптации и системы наставничества являются настоящее Положение, Программа об адаптации ЗАО «Метаприбор» и другие локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки и воспитания сотрудников.

Положение об адаптации персонала подписывает начальник отдела управления персоналом и утверждает Генеральный директор. Оно может содержать визы согласования начальников отделов, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки.

Положение должно «работать», в противном случае наличие такого документа в компании теряет всякий смысл (приложение 10).

Грамотно выстроенная система адаптации персонала позволяет добиться того, чтобы и новые сотрудники, и компания оставались в выигрыше.

В Положении об адаптации персонала содержатся критерии оценки работников по итогам испытательного срока.

Критерии оценки персонала необходимы, чтобы объективно определить соответствие вновь принятого работника общим требованиям:

1)          соответствие должности;

2)          соответствие непосредственно требованиям компании.

Критерии оценки персонала также направлены на выявление потенциала работника.

Представим критерии оценки работников по итогам испытательного срока в таблице 7.

Таблица 7

Критерии оценки работников по итогам испытательного срока

Критерии оценки работника

Обучаемость (способность усвоить и применить на практике максимум знаний в минимальные сроки)

Планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документах, внимание к деталям)

Объем работы (количество завершенной и текущей работы независимо от качества)

Качество (тщательность и аккуратность в выполнении работы, независимо от количества)

Ответственность (исполнение обязанностей в срок с минимумом контроля)

Инициативность (говоря о проблемах, предлагает варианты решения)

Самостоятельность (не нуждается в жестком контроле руководителя)

Конфликтность (конструктивное восприятие критики, способность тактично обсудить неприятный вопрос)

Дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка,

соблюдение сроков выполнения работ)

Взаимоотношения с окружающими (легко идет на контакт, умеет наладить горизонтальные и вертикальные связи)

Интерес к работе (видит перспективы, возможности реализации, ему нравится содержание работы)

Информация о работе Адаптация руководителя: пути совершенствования на примере ЗАО «Метаприбор»