Адаптация персонала при реорганизации компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и попытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - 1
Теоретическая часть - - - - - 2
Роль адаптации в системе управления персоналом компании - 2
Организация эффективного управления адаптацией - - - - 8
Практическая часть - - - - 23
Заключение. - - - - 30
Список литературы- - - 31

Работа состоит из  1 файл

Главная курсовая.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

      В обязанности профконсультанта входят:

      1. Профессиональная консультация  для работников предприятия.

      2. Сбор, накопление информации, изучение  и прогнозирование конъюнктуры  рынка, престижности профессии.

      3. Участие в найме и отборе  персонала.

      4. Организация (совместно с администрацией  школ) работы по профориентации школьников.

      5. Налаживание связей с ПТУ.

      6. Организация оборудования кабинета  профориентации на предприятии.

      7. Оказание помощи ПТУ и школам  по оборудованию тематических стендов профориентации.

      8. Организация разработки профессиограмм.

      9. Организация тематических вечеров  для школьников.

      10. Проведение в школах лекций, семинаров  с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия.

      11. Организация в школах выставок  литературы о выборе профессии.

      12. Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников.

      13. Организация лектория для родителей  школьников по вопросам профориентации.

      14. Проведение в организации дня  открытых дверей.

      В обязанности менеджера по персоналу входят:

      1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.

      2. Представление руководителю, непосредственному  начальнику, инструктору по обучению.

      3. Организация экскурсии по рабочим  местам.

      4. Разъяснение условий работы, ознакомление  с функциями (совместно с руководителем).

      5. Организация обучения (совместно  с отделом обучения).

      6. Введение в коллектив, представление  сотрудников (совместно с руководителем) [1].

      Программы адаптации

      Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала [5].

      Программа адаптации представляет собой набор  конкретных действий, которые нужно  произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных  пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.

      Большинство авторов разделяют программу  на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в учебнике Базарова и Еремина. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:

      1. Общее представление  о компании:

  • цели, приоритеты, проблемы;
  • традиции, нормы, стандарты;
  • продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
  • разнообразие видов деятельности;
  • организация, структура, связи компании;
  • информация о руководителях.

      2. Политика организации:

  • принципы кадровой политики;
  • принципы подбора персонала;
  • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
  • правила пользования телефоном внутри предприятия;
  • правила использования различных режимов рабочего времени;
  • правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

      3. Оплата труда:

  • нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
  • оплата выходных, сверхурочных.

      4. Дополнительные льготы:

  • страхование, учет стажа работы;
  • пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
  • поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
  • возможности обучения на работе;
  • наличие столовой, буфетов;
  • другие услуги организации для своих сотрудников.

      5. Охрана труда и  соблюдение техники  безопасности:

  • места оказания первой медицинской помощи;
  • меры предосторожности;
  • предупреждение о возможных опасностях на производстве;
  • правила противопожарной безопасности;
  • правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

      6. Работник и его  отношения с профсоюзом:

  • сроки и условия найма;
  • назначения, перемещения, продвижения;
  • испытательный срок;
  • руководство работой;
  • информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
  • права и обязанности работника;
  • права непосредственного руководителя;
  • организации рабочих;
  • постановления профсоюзов и политика компании;
  • руководство и оценка исполнения работы;
  • дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
  • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

      7. Служба быта:

  • организация питания;
  • наличие служебных входов;
  • условия для парковки личных автомобилей;

      8. Экономические факторы:

  • стоимость рабочей силы;
  • стоимость оборудования;
  • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев [2].

      После осуществления общей программы  следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:

      1. Функции подразделения:

  • цели и приоритеты, организация и структура;
  • направления деятельности;
  • взаимоотношения с другими подразделениями;
  • взаимоотношения внутри подразделения.

      2. Рабочие обязанности  и ответственность:

  • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
  • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
  • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
  • длительность рабочего дня и расписание;
  • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

      3. Требуемая отчетность:

  • виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
  • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

      4. Процедуры, правила,  предписания:

  • правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
  • поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
  • информирование о несчастных случаях и опасности;
  • гигиенические стандарты;
  • охрана и проблемы, связанные с воровством;
  • отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • вынос вещей из подразделения;
  • контроль за нарушениями;
  • перерывы (перекуры, обед);
  • телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
  • использование оборудования;
  • контроль и оценка исполнения.
    1. Представление сотрудников подразделения [2].

      Данные  программы можно использовать как  для первичной, так и для вторичной  адаптации. Так как адаптация  молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

      Особые  потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они  также нуждаются в обучении и  их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. [1]

      Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится по- 
ложенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной. [9]

      Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

      Оценка  состояния работы по адаптации

      В течение всего адаптационного периода руководитель должен  неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

      Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять  специалист по кадрам.

      В случае увольнения сотрудника во время  адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение  двух недель в службу по персоналу  для собеседования.

      Служба  управления персоналом для выяснения  истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую  информацию. Одновременно оценивается  эффективность подбора персонала. [10]

      Успешность  адаптации зависит от характеристик  производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

      Адаптация как процесс характеризуется  определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

Информация о работе Адаптация персонала при реорганизации компании