Эффективность работы банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:16, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является поиск оптимального инструментария дистанционного анализа банков, оценки финансового состояния коммерческого банка, предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.
В согласии с целью были поставлены задачи:
 изучить деятельность коммерческих банков.
 провести оценку финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
 выработать рекомендации по улучшению финансового состояния коммерческого банка.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ
1.1. Типы коммерческих банков
1.2. Функции коммерческих банков
1.3. Операции коммерческих банков
1.4. Финансовые результаты деятельности коммерческих банков
1.5. Ликвидность коммерческих банков
1.6. Методы оценки эффективности работы банка
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ
2.1. Общая характеристика, миссия и цели банка
2.2. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях
2.3. Анализ хозяйственной деятельности банка
2.4. Риск-менеджмент
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ БАНКА
3.1. Перспективы развития российской банковской системы
3.2. Важнейшие меры по развитию банковской системы и кредитования в России
3.3. Предложения по улучшению эффективности работы банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 627.00 Кб (Скачать документ)

        сохранение позиций на рынке вкладов физических лиц;

        сохранение доли в активах российской банковской системы на уровне 25-30%;

3.                             Операции на зарубежных рынках:

        увеличение доли чистой прибыли, обеспеченной международным бизнесом, до 5-7%;

        увеличение присутствия на рынках Китая и Индии;

        целевая доля на приобретенных рынках стран СНГ – не менее 5%.

4.                             Качественные показатели развития:

        лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками;

        корпоративная культура, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованных персонал;

        сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные системы и процессы;

        узнаваемый позитивный бренд и высокая степень лояльности клиентов.

        Реализация Стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов

 

 

2.2. Кредитная политика Сбербанка России в текущих экономических условиях

 

19 ноября 2008 года - Сбербанк России как самый крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.

Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:

        недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;

        кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);

        низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);

        снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;

        значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);

        повышенные колебания курсов всех валют.

По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.

Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с Банком как можно раньше - вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической. Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.

В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:

1.                  поддержка следующих отраслей и секторов экономики:

        отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т. д.);

        отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро и водоснабжение, транспорт и т. д.);

        оборонно-промышленный комплекс;

        малый бизнес;

        сельское хозяйство;

2.                  поддержка существующих клиентов Сбербанка России и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка, непрерывность деятельности которых является критичной для других заемщиков Сбербанка России;

3.                  кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.

Осознавая особую ответственность перед акционерами и вкладчиками в это сложное время, Сбербанк России вводит дополнительные меры по эффективному управлению рисками:

        изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;

        усиление обеспеченности кредитов:

        достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;

        операционной доходностью бизнеса;

        залогами ликвидных активов;

        гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;

        повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка России за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:

        снижение лимита максимальной долговой нагрузки;

        введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;

        расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;

        более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.

Для этого Сбербанк России усиливает внимание:

        к источникам погашения и их надежности;

        к уровню текущей ликвидности клиента;

        к уровню долговой нагрузки;

        к качеству и ликвидности обеспечения;

        к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;

        к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;

        к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:

        повышение доступности кредитов, различными способами их погашения - равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;

        помощь клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;

        сохранение всей линейки розничных кредитных продуктов и продолжение оптимизировать ее, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля;

        обеспечение повышения финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;

        усиление работы по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательная оценка финансовых возможностей заемщиков и предлагаемое обеспечение.

 

 

2.3. Анализ хозяйственной деятельности банка

 

На фоне столь глубокого экономического спада российская банковская система столкнулась с двумя основными проблемами:

        падением спроса на банковские услуги со стороны платежеспособных заемщиков. На фоне восстановления ликвидности банковской системы это привело к тому, что впервые за последние годы клиентские депозиты банковской системы росли быстрее кредитов;

        существенным ростом кредитных рисков.

Финансовый анализ как наука изучает финансовые отношения, выраженные в категориях финансов и финансовых показателях. При этом его роль в управлении коммерческим банком состоит в том, что он является самостоятельной функцией управления, инструментом финансового управления и методом его оценки. Для более точного отражения сути анализа необходим несколько иной подход к понятию анализа финансового состояния[15].

Ситуация с ликвидностью российского банковского сектора на протяжении года была стабильной - депозиты клиентов большую часть года увеличивались, причем темп их роста опережал темп роста кредитов. Постепенно у банков, включая Сбербанк, появилась возможность снизить объемы финансирования в Банке России и больше использовать рыночные источники фондирования. Обладая достаточным объемом ликвидных средств, Сбербанк имел возможность не включаться в ценовую конкуренцию за привлечение средств клиентов, что положительно сказалось на расходах Банка, но привело к сокращению доли на рынках привлечения. Наличие значительного объема накопленной ликвидности при отсутствии надежных заемщиков на российском рынке определили рост вложений банков, включая Сбербанк, в ценные бумаги. Портфель ценных бумаг Группы Сбербанка за год вы рос более чем в 2 раза и превысил 1 трлн. руб. Доля Сбербанка в совокупном объеме вложений в государственные ценные бумаги российских банков возросла за год с 7,6 до 25,2%. Совокупный объем активов банковской системы за год вырос на 5%, при этом рост был на 90% был обеспечен тремя государственными банками: Сбербанком, ВТБ и Россельхозбанком. В результате доля Сбербанка в активах банковского сектора по итогам года возросла с 24,7 до 26,2%. Кризисные явления в российской и мировой экономике сопровождались существенным ростом кредитных рисков. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле юридических лиц по банковской системе за 2010 год возросла с 2,1 до 5,9%, в портфеле физических лиц - с 3,7 до 6,8%. Отношение объема созданных резервов к кредитному портфелю возросло в 2 раза — с 5,1 до 10,3%. Увеличение расходов на формирование резервов стало главным фактором существенного снижения прибыльности банковской системы по итогам 2010 года. Прибыль до уплаты налогов из прибыли банковского сектора уменьшилась в 2 раза по сравнению с 2009 годом, при этом из тридцати крупнейших российских и иностранных банков восемь зафиксировали убыток. В результате проведения достаточно консервативной политики по обеспечению покрытия кредитных рисков прибыль Сбербанка составила только около 20% суммарной прибыли банковского сектора[16].

Таблица 1

Доля сбербанка на различных сегментах финансового рынка

 

2010

2009

Прибыль до налогов из прибыли

21,1

35,1

Капитал

28,6

30,4

Активы

26,2

24,7

Кредиты корпоративным клиентам

31,8

30,5

Кредиты частным клиентам

32,7

31,3

Средства корпоративных клиентов

17,7

20,6

Средства частных клиентов

49,4

51,9

Информация о работе Эффективность работы банка