ГК-форма государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

ГР - формы государственного кредита (2009)_1.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

      Однако  это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории

      Таким образом, государственный кредит является важным звеном общегосударственных финансов, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

      Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).

      Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

      Актуальность  данной темы определяется тем, что государственный кредит является действенным инструментом мобилизации значительных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования дефицита государственного бюджета. При этом, актуальность указанной темы также определяется тем, что посредством использования государственного кредита бюджетный дефицит финансируется на неинфляционной основе, то есть в финансовую систему вовлекаются временно свободные денежные средства как физических, так и юридических лиц.

      Цель  работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.

      Задачи  курсовой работы:

      - рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;

      - изучение форм государственного кредита;

      - изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.

        Для исследования и анализа  вопросов, сформулированных в содержании  курсового исследования, использованы  специальные методы научного  исследования, например, такие, как:  диалектический, формально–логический, системный анализ и синтез  и др.

      Данная  тематика наиболее широко раскрыта в учебнике «Финансы» под редакцией Л.А.Дробозиной, книге А.В.Шуляк «Финансы», учебнике по дисциплине «Деньги, кредит, банки» под общей редакцией Г.И.Кравцовой и др.

      При написании курсовой работы широко исследованы  монографические, учебные и периодические источники, посвященные исследуемому вопросу, нормативно-правовая литература (Закон о бюджете Республики Беларусь), использовались материалы трудов таких известных ученых, как: Берлин А.В., Жукова Г.Н., Заяц Е.Н., монография «Внешний государственный долг и его обслуживание» Мойсейчик Г.И., Прокопенко Л.В., Коленчиц Е.Ю.

      Также изучены монографии российских авторов  по исследуемой теме. Так, рассмотрены  публикации Жигаева А.Ю о роли и значении государственного кредита  в экономике, монография Косарева М.А., статистические данные, представляемые Национальным банком Республики Беларусь по данному вопросу, а также сведения по внешнему государственному долгу, размещенные на сайте Министерства финансов Республики Беларусь

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

      Вслед за деньгами изобретение кредита  является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс:

      либо  применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.

      Кредит  выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

      Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.

      Раскрывая сущностные свойства кредита, обычно дают следующее определение кредита как экономической категории: кредит — это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Из этого определения видно, что обособление кредитных отношений в отдельный вид происходит на основе особенностей субъектов и объекта этих отношений.

      Государственный кредит является одной из ключевых форм кредита в силу того, что  посредством использования данной формы кредитных отношений государственные  органы власти и управления обеспечиваю  привлечение необходимых дополнительных ресурсов без использования эмиссионных механизмов центрального банка.

      Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнение свих функций. Необходимость существования государственного кредита как источник финансовых ресурсов государства объясняется тем, что он является формой разрешения противоречий между растущими потребностями общества в финансовых ресурсов и возможностями их удовлетворения за счет доходов бюджета и других поступлений.

      Государственный бюджет в основном перераспределяет часть национального дохода страны в соответствии с выбранными Республикой Беларусь приоритетами развития общества. Вместе с тем объем доходной части бюджета Республики Беларусь ограничен уровнем налогообложения, установленных действующим законодательством, платежеспособностью предприятий.

      Одновременно  растет нагрузка на расходную часть бюджета Республики Беларусь. Это связано с тем, что растут затраты государства по проведению социальной политики, обеспечению обороны страны, участию в международной деятельности. Доходов же бюджета не хватает для покрытия постоянно увеличивающихся расходов. И таким образом образуется дефицит бюджета[1, c.166].

      В этих условиях главным способом получения  дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.

      В период экономического подъема, потребность  в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

      Как показывает исторический опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более  эффективным и верным средством  по сравнению с дополнительной эмиссией денег.

      Дело  в том, что спрос на денежные ресурсы  перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам. В то же время совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняется. Временное изъятие денег у населения и предприятий сокращает их платежеспособный спрос, из обращения изымаются избыточные деньги, замедляется обесценивание денег.

      Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Ныне эти две формы кредита  используются в Республике Беларусь. Емкость внутреннего рынка в большинстве стран незначительная, в связи, с чем их правительства прибегают к заимствованию у других стран и международных финансовых организаций, т.е. происходит развитие международного государственного кредита.

      Масштабы  заемной деятельности правительств многих стран достигают огромных размеров. Так, Министерство финансов США ежегодно производит займы на международном рынке ссудных капиталов в объеме 500 миллиардов долларов. Эти средства в основном идут на финансирование дефицита федерального бюджета.

      Набирает  темпы и заемная деятельность белорусского правительства. Причем в  последние годы она в основном осуществляется на внутреннем финансовом рынке. Все большая часть бюджетного дефицита покрывается за счет различных государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств[2, c.78].

      Необходимо  подчеркнуть, что в Республике Беларусь в первой половине 90-х годов XX столетия для покрытия дефицита бюджета, укрепления белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако, затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное, (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.

      При проведении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

      Государственный кредит представляет собой отношения  вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.

      Посредством государственного кредита перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйствующие субъекты могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита привлекаются средства, предназначенные для текущих производственных и социальных нужд.

      В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Информация о работе ГК-форма государственного кредита