Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование формирования венчурного финансового потенциала Российской Федерации, а также разработка практических рекомендаций по его повышению.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
раскрыть содержание и особенности венчурного финансового потенциала;
рассмотреть такие понятия как венчурный капитал, венчурный фонд с государственным участием как составных элементов финансового потенциала;
выделить особенности организационной структуры венчурного финансового потенциала;
провести анализ развития венчурного финансового потенциала Российской Федерации и рассмотреть особенности управления венчурным финансовым потенциалом с государственным участием в Республике Башкортостан;
выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы формирования венчурного финансового потенциала 8
1.1 Понятие и особенности венчурного финансирования 8
1.2 Организационная структура венчурного финансового потенциала
13
1.3 Венчурный капитал как основа венчурного финансового потенциала
20
2 Современное состояние венчурного финансового потенциала Российской Федерации
27
2.1 Мировая практика венчурного финансирования и применение ее в России
27
2.2 Проблемы формирования венчурного финансового потенциала Российской Федерации 44
2.3 Особенности управления венчурным финансовым потенциалом с государственным участием в Республике Башкортостан
48
3 Направления повышения венчурного финансового потенциала Российской Федерации
53
3.1 Государственная поддержка венчурного финансирования 53
3.2 Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации
59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложение А «Существующие институты развития инновационной деятельности на региональном уровне в Российской Федерации» 77

Работа состоит из  1 файл

Образец ВКР 1.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

К направлениям деятельности по наращиванию венчурного финансового потенциала Российской Федерации, по нашему мнению, можно отнести (рис. 20):


 


 

 




 


 




 

 

 

 

Рисунок 20 – Предложения по наращиванию  венчурного финансового потенциала

 

  • идентификация в системе управления национальной экономикой Российской Федерации венчурного финансового потенциала как целостного объекта управления;
  • разработка комплекса взаимоувязанных мер управления венчурным финансовым потенциалом национальной экономики как единым целым;
  • усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении концепция федерального закона «О венчурной деятельности», которая будет положена в основу законопроекта, регулирующего деятельность венчурных фондов. При этом необходимо отметить, что ни в США, ни в Европе также не существует специального закона, регулирующего венчурную деятельность, но зато развито правовое регулирование инновационной деятельности;
  • активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;
  • разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;
  • законодательное закрепление за пенсионными фондами и страховыми компаниями права размещать средства в венчурные фонды, так как именно они располагают значительными средствами и имеют долгосрочные обязательства;
  • развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;
  • оказание финансовой поддержки в форме целевых гарантов и налоговых льгот на исследования и разработки, которая может стимулировать проекты на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;
  • развитие при опоре на положительный опыт США практики бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства;
  • повышение уровня образования в сфере венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих учебных заведениях.

Республика Башкортостан по объемам  привлеченных федеральных средств занимает невысокие места среди регионов России. Чтобы изменить ситуацию, необходимо разработать механизмы управления бюджетными средствами в регионе, позволяющие экономике республики идти по пути инновационного развития, максимально эффективно используя инвестиции. Причем сделать это необходимо максимально быстро.

Эту задачу поможет решить система  региональных институтов развития – некоммерческих структур (фондов), которые бы привлекали федеральные средства для поддержки инновационных проектов (приложение А56).

Наличие системы институтов развития повысили бы инвестиционную привлекательность  Республики Башкортостан, также позволили  бы экономике республики идти по пути инновационного развития.

Стремительный экономический рост в передовых регионах РФ, чреват структурными дисбалансами. Поэтому создание системы институтов развития должно быть ориентировано не на дальнейшее экстенсивное развитие, не просто на удвоение ВРП, а на повышение эффективности экономики, технологическое обновление и повышение уровня социальной обеспеченности населения.

Например, Республика Башкортостан обладает предпосылками и потребностями  в инновационном развитии в силу:

  •   необходимости реализации научного и образовательного потенциала региона;
  •   низкая производительность и структурные дисбалансы рынка труда приводят к дефициту отдельных кадров (например, не хватает рабочих специальностей, строителей и т.д.);
  •   масштабные инвестиционные планы наталкиваются на инфраструктурный дефицит;
  •   убывающая отдача от вложения капитала в традиционные сектора экономики и появление новых точек роста;
  •   развитие малых городов (не столицы) стимулирует развитие их инфраструктуры и социальной среды;
  •   необходимость решения экологических проблем, стоящих перед регионом.

Обобщая результаты исследования, следует отметить, что венчурный финансовый потенциал является реальным механизмом, обеспечивающим инновационное развитие национальной экономики. Для решения фундаментальных проблем венчурного бизнеса необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий и инфраструктуры для реализации инноваций.

Таким образом, по результатам  третьей главы можно сделать  следующие выводы:

  1. Для решения проблем формирования венчурного финансового потенциала в России необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий, а также инфраструктуры для реализации инноваций и развития малых венчурных фирм в сфере российского предпринимательства. Государственное регулирование в форме налоговых льгот, упрощения процедур валютного регулирования и контроля, а также требований к регистрации компаний с венчурным капиталом, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие венчурных инвестиций в России.
  2. Последовательная реализация таких мер, как создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, развитие информационной среды, оказание финансовой поддержки в форме целевых гарантов и налоговых льгот на исследования и разработки, которая может стимулировать проекты на этапах идей и изготовления опытных образцов и другие,  позволила бы создать необходимые условия для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

  1. Венчурный финансовый потенциал – это совокупность финансовых ресурсов, которые могут быть инвестированы в новые высокотехнологичные компании, характеризующиеся высоким риском и находящиеся на начальной стадии роста и развития. Венчурный финансовый потенциал способствует росту конкретного бизнеса, занимающегося разработкой или созданием инновационной продукции, находящегося на ранней стадии развития, путем предоставления средств на долгий срок в обмен на долю в этом бизнесе.
  2. Венчурный капитал является основой венчурного финансового потенциала, который позволяет коммерциализировать передовые идеи, поддерживать существующие и создавать новые компании и даже целые отрасли (персональные компьютеры, сотовая связь, программное обеспечение, биотехнология и т. п.) что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой – увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.
  3. В рамках решения стратегических задач развития российской экономики, перед государством особенно остро стоит вопрос формирования венчурного финансового потенциала страны, способного обеспечить необходимый приток инвестиций в приоритетные отрасли. Венчурные фонды с государственным участием являются эффективным средством стимулирования инновационного развития экономики, прежде всего, венчурного финансового потенциала.
  4. В Российской Федерации венчурный финансовый потенциал находится на начальном этапе своего развития. Важнейшими проблемами венчурного финансирования инноваций в России являются: несовершенство правового, технического и организационного обеспечения  различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности. В нашей стране только зарождаются отдельные элементы сложной инфраструктуры поддержки венчурной деятельности (венчурные фонды, экспертные и консалтинговые службы, компании по управлению венчурными предприятиями и проектами, специализированные информационные службы и др.). Кроме того, многие разработчики новых продуктов и услуг не владеют знаниями о процессе венчурного финансирования инновационной деятельности от начальных этапов вплоть до коммерциализации её результатов в рыночной экономике.
  5. Для решения проблем формирования венчурного финансового потенциала в России необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий, а также инфраструктуры для реализации инноваций и развития малых венчурных фирм в сфере российского предпринимательства. Государственное регулирование в форме налоговых льгот, упрощения процедур валютного регулирования и контроля, а также требований к регистрации компаний с венчурным капиталом, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие венчурных инвестиций в России.

При всех недостатках  и трудностях, тормозящих разработку и внедрение инноваций, Россия имеет  все предпосылки для ускорения  инновационного процесса и преодоления на этой основе экономического отставания от передовых держав. Сохраняющиеся заделы в развитии как фундаментальных, так и прикладных наук, широкоразветвленная сеть научно-исследовательских учреждений и организаций, высокий образовательный уровень населения, а также возможность активного использования рыночных рычагов и стимулов позволяют не только существенно активизировать инновационную деятельность, прежде всего, в сфере венчурного предпринимательства, но и направить ее на реализацию наиболее перспективных и прорывных проектов.

На основе выводов считаем целесообразным реализацию следующих предложений:

    • идентификация в системе управления национальной экономикой Российской Федерации венчурного финансового потенциала как целостного объекта управления;
    • разработка комплекса взаимоувязанных мер управления венчурным финансовым потенциалом национальной экономики как единым целым;
    • усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении концепция федерального закона «О венчурной деятельности», которая будет положена в основу законопроекта, регулирующего деятельность венчурных фондов. При этом необходимо отметить, что ни в США, ни в Европе также не существует специального закона, регулирующего венчурную деятельность, но зато развито правовое регулирование инновационной деятельности;
    • активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;
    • конкретизация форм, методов и механизмов венчурного инвестирования, в рамках созданных государственно-частных венчурных фондов;
    • разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;
    • законодательное закрепление за пенсионными фондами и страховыми компаниями права размещать средства в венчурные фонды, так как именно они располагают значительными средствами и имеют долгосрочные обязательства;
    • развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;
    • оказание финансовой поддержки в форме целевых гарантов и налоговых льгот на исследования и разработки, которая может стимулировать проекты на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;
    • развитие при опоре на положительный опыт США практики бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства;
    • повышение уровня образования в сфере венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих учебных заведениях.

Только после создания необходимых  условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации можно говорить о переходе к экономике, основанной на инновациях. Для этого у России есть все предпосылки благодаря значительным сырьевым и энергетическим запасам, огромному научному потенциалу и возможностям создания на их основе продукта с большой долей добавочного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 19 июля 2007г. № 139-ФЗ «О российской корпорации Нанотехнологии» (в ред. от 09.04.2009)  // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – Электрон. текст. дан.  – Послед обновление 09.04.2009.
  2. Федеральный закон РФ от 28 сентября 2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – Электрон. текст. дан.  – Послед обновление 28.09.2010.
  3. Постановление Правительства РФ от 24.08.2006г. № 516-ФЗ «Об ОАО «Российская венчурная компания» // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – Электрон. текст. дан.  – Послед обновление 01.03.2008.
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2006г. № 338-ФЗ «О создании некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан» // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - Электрон. текст. дан.  – Послед обновление 01.03.2010.
  5. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - 608 с.
  6. Акаев, А.А., Садовничий, В.А.   Сценарий и перспектива развития России / Под ред. А.А. Акаева, В.А. Садовничего, А. В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛЕНАНД, 2011. – 320 с.
  7. Волков, A. M. Перспективное планирование финансовых ресурсов / А.М. Волков. – М.: Финансы, 1976. – 256 с.
  8. Горлатов, А.С. Развитие венчуров в России / А.С. Горлатов. – Новые горизонты. Тюмень: Вектор Бук, 2010. – 260 с.
  9. Гулькин, П. Г. Введение в венчурный бизнес в России / П. Г. Гулькин. – СПб.: РАВИ, 2007. – 245 с.
  10. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2009. – 343 с.
  11. Кузык, Б.Н., Кушлин, В.И., Яковец, Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. – М.: Издательство Экономика, 2009. – 272 с.
  12. Семенов, А.С. Венчурное инвестирование в России: учебное пособие / А.С. Семенов. – М.: Вершина, 2007. – 470 с.
  13. Ашихмина, О.А.,  Яцкина, Н.А. Венчурное финансирование в России: проблемы и перспективы / О.А. Ашихмина, Н.А. Яцкина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – № 8 (50). – С. 42-45.
  14. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В.  Особенности венчурного финансирования инноваций в России / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы международной заочной научной конференции. 20.04.11г. – М., 2011. – С. 20-21.
  15. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Перспективные формы финансирования инновационной деятельности предприятий / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: материалы VIII межвуз. науч.-практ. конф. студентов,   аспирантов  и докторантов 09.04.10г. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 81-83.
  16. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Перспективы инновационной деятельности в Республике Башкортостан / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Инновационные проекты: от разработки до реализации (теория и практика): Материалы Международной конференции. 2-5 декабря 2009г. Т.I. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 319-322.
  17. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Пути повышения инновационной деятельности  в Республике Башкортостан / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова //  Инновации. Интеллект. Культура. Материалы XVII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной 15-летию ТИИ ТюмГНГУ. 20 ноября 2009г. Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2009. – С. 145-146.
  18. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Структура финансирования инновационной деятельности предприятий / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Человек. Общество. Экономика: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы научно-практической конференции. 22.04.10г. / Под ред. Е.В. Ожгибесовой – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. – С. 67-69.
  19. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Финансирование инновационной деятельности предприятий / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Научный потенциал молодежи-будущее России [Электронный ресурс]: II Всероссийские научные Зворыкинские чтения.Сб. тез. Докладов II Всероссийской межвузовской научной конференции. 23.04.2010г). – Муром, 2010. – С. 48-50. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Заглавие с экрана.
  20. Аюпова, И.Р.,  Янгиров,  А.В.  Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Наука. Творчество. Инновации: Тезисы докладов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции (г. Мелеуз, 12-13 апреля 2012г.). – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – С. 96-99.
  21. Аюпова, И.Р., Янгиров, А.В. Формирование условий развития инноваций в Республике Башкортостан / А. В. Янгиров,  И.Р. Аюпова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы второй международной научно-практической конференции 15-25 января 2010г.: в 2-х т. Том II. – М.: ООО «Открытое право», 2010. – С. 188-190.
  22. Бекетов, Н.В.   Мировой   опыт использования  механизма венчурного

Информация о работе Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации