Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой работы - рассмотреть процесс исследования финансового плана.
В рамках этой цели поставлены последующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание экономического планирования;
2. Познакомиться с методикой финансового планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...................3
1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………5
1.1 Сущность и задачи финансового планирования.……………….5
1.2 Методы планирования финансовых показателей……………..10
1.3 Процесс и этапы финансового планирования....………………14
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…….……………16
2.1 Классификация видов финансового планирования…..………16
2.2 Перспективное финансовое планирование…………………..…………17
2.3 Текущее финансовое планирование………………………….…………21
2.4 Оперативное финансовое планирование..………………………………24
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..33

Работа состоит из  1 файл

Kostyanova_S_V_Kursovaya_rabota_XII-1.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

2.5 Анализ отчета о  прибылях и убытках

 

Важнейшей составной частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании финансовых результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих организаций.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия [16, С. 145].

Прибыль выступает как  превышение доходов от продаж товаров (услуг) над произведенными затратами  и является одним из обобщающих оценочных  показателей деятельности предприятия. Прибыль выполняет две функции:

1) Характеризует конечный  финансовый результаты деятельности  предприятия, размер его денежных показателей.

2) Является главным  источником финансирования затрат на производственное социальное развитие предприятия.

Проанализируем отчет  о прибылях и убытках исследуемого предприятия, данные представим в таблице 13.

Таблица 13 – Анализ отчета о прибылях и убытках в ОАО «Овощевод» за 2009-2011гг

Показатели

2009

2010

2011

Изменение (+/-)

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от реализованной продукции

27157,00

26615,00

34786,00

7629,00

128,09

Себестоимость реализованной продукции

30738,00

32234,00

35240,00

4502,00

114,65

Валовая прибыль

-3581,00

-5619,00

-454,00

3127,00

12,68

Прочие доходы

2,00

10284,00

10046,00

10044,00

увел. в 5000 раз

Прочие расходы

136,00

2686,00

5519,00

5383,00

увел. в 40 раз

Внереализационные доходы

12011,00

-

-

-

-

Внереализационные расходы

2411,00

-

-

-

-

Иные платежи из прибыли

-

-

-

2644,00

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

5885,00

1979,00

4073,00

-1812,00

69,21

Чистая прибыль (убыток)

5885,00

1979,00

1429,00

-4456,00

24,28


 

Выручка от реализованной  продукции в 2011 году составила 34786 тыс. руб., увеличение по сравнению с 2009 годом составило 7629 тыс. руб. Увеличилась и себестоимость продукции на 4502 тыс. руб., т. е. на 14,65%. Вслед за увеличением выручки соответственно увеличился и показатель валовой прибыли, однако он все еще имеет отрицательные значения, так как выручка не покрывает себестоимости реализованной продукции. Таким образом, предприятие получило убыток от реализации продукции, равный 454 тыс. руб., однако необходимо отметить, что данное значение более чем в семь раз меньше чем в 2009 году.

Прочие доходы и расходы  сильно варьируют по годам. В 2009 году прочие доходы составили 2 тыс. руб., в 2011 – 10046 тыс. руб., увеличение составило 10044 тыс. руб. Прочие расходы также увеличились до 5519 тыс. руб. в 2011 году. Чистая прибыль уменьшилась на 4456 тыс. руб., составив в 2011 году 1429 тыс. руб.

 

3. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Бюджет продаж

 

 

В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Бюджетирование начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота  компании в предстоящем бюджетном периоде. Определить объем спроса продукции равный бюджету продаж - одно из допустимых условий при составлении бюджета.

Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение  и обоснование объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.  Бюджет продаж формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной или поквартальной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции, но возможно и в рамках данного этапа осуществлять расчет поступлений от продажи [23].

Наибольший удельный вес товарной продукции занимает молоко. В 2011 году ОАО «Овощевод» реализовал 12425 ц молока. Выручка составила 13955 тыс. руб., что равно 40,58% всей реализованной продукции.

 Таблица 14 – Вспомогательная таблица

Показатель

2009

2010

2010 г. в % к 2009 г.

2010

2011

2011 г. в % к 2010 г.

Темп роста, %

Количество реализованной продукции (молоко), ц

13121

12466

95,0

12466

12425

99,7

97,3


 

Средний темп роста по годам составил 97,3%, то есть продажи  молока за исследуемый период в среднем  упали на 2,7%. Отталкиваясь от этой цифры  можно запланировать продажи  следующего года.

Ожидаемые продажи 2012 г. = Количество реализованной продукции (молоко) 2011г. * Темп роста = 12425*97,3%=12090 ц.

Цена реализации продукции  будет рассчитана с учетом инфляции. По официальной статистике уровень  инфляции в 2011 году составил 11,9%.

Цена реализации 1 ц  молока 2012 г. = цена реализации 2007 г.*уровень инфляции 2011 г. = 1,123*11,9% = 1,336 тыс. руб.

Таблица 15 – Бюджет продаж молока в ОАО «Овощевод» на 2012 год

Показатели

Квартал

Итого за год

I

II

III

IV

Ожидаемые продажи, ц

2950

2870

3250

3020

12090

Цена реализации молока, руб

1,336

1,336

1,336

1,336

-

Выручка, руб.

3941,2

3834,32

4342

4034,72

16152,24


 

Таким образом планируемая  выручка в 2012 году от реализации молока составит 16152,24 тыс. руб. при ожидаемой продаже 12090 ц.

После того как сформирован  бюджет продаж, необходимо определить размер денежных поступлений от этих продаж. 70% от объема реализации оплачиваются в квартале продажи, 28% - в квартале следующем за кварталом продажи, 2%  - списываются как безнадежные долги.

При продаже за наличный расчет денежные средства поступают в момент реализации. Однако ОАО «Овощевод» также реализовывает продукцию в кредит. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность. Остаток дебиторской задолженности, ожидаемый к получению в I квартале 2012 г. составляет 977 тыс. руб.

Таблица 16 – Бюджет ожидаемых поступлений денежных средств

Показатели

Квартал

Итого за год

I

II

III

IV

Счета к получению на 31 декабря 2007 года, тыс. руб.

977

     

977

Продажи I квартала

2759

1104

   

3863

Продажи II квартала

 

2684

1074

 

3758

Продажи III квартала

   

3093

1216

4309

Продажи IV квартала

     

2824

2824

Общее поступление денежных средств, тыс. руб.

3736

3788

4167

4040

15731


 

Общее поступление денежных средств к концу года составит 15731 тыс. руб. Остаток дебиторской задолженности на 31 декабря 2012 года составит 1130 тыс. руб.

После того как бюджет продаж составлен, можно составлять бюджет производства [4, С. 152].

3.2 Бюджет производства

 

Производственный бюджет – это план производства продукции. В нем конкретизируют бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливают количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

В качестве исходных данных для составления производственного  бюджета используют показатели бюджета  продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.

Объем выпуска продукции  составляю в натуральных единицах измерения и рассчитывают по формуле:

Плановый выпуск готовой  продукции = остатки готовой продукции на конец планового периода + объем продаж за период – остатки готовой продукции на начало планового периода

Поскольку объем продаж рассчитывают на предыдущей стадии разработки сводного бюджета, самое сложное  в разработке производственного  бюджета – определить величину остатков нереализованной готовой продукции на конец планового периода. Она во многом зависит от невероятностных событий, например, неожиданного, но значительного  спроса на продукцию [10, С. 321].

Наиболее простой способ определения уровня запасов продукции – выражение его в процентах от уровня продаж следующего месяца. На промышленных предприятиях такой процент обычно варьируется от 10% до 20%. Но так как ОАО «Овощевод» является предприятием сельскохозяйственного направления, то оно имеет некоторые особенности. Так, производимая продукция идет не только на реализацию, но и расходуется на нужды хозяйства. В частности молоко используется в качестве корма животным. Таким образом, на данном предприятии наиболее оптимальна величина запаса готовой продукции в размере 2% объема продаж следующего квартала.

Запас на начало периода  в I квартале планируемого года будет равен наличию на конец 2011 года этого вида продукции. Данный показатель изымается из формы №16-АПК «Баланс продукции» за 2011 год.

Таблица 17 – Бюджет производства молока в ОАО «Овощевод» на 2012 год

Показатели

Квартал

Итого за год

I

II

III

IV

Плановый объем продаж, ц

2950,0

2870,0

3250,0

3020,0

12090,0

Плановые остатки готовой продукции  на конец периода

57,4

65,0

60,4

21,0

21,0

Остатки готовой продукции на начало периода

15,0

57,4

65,0

60,4

15,0

Объем выпуска готовой продукции

2992,4

2877,6

3245,4

2980,6

12096,0


 

Бюджет производства дает представление о плановом производстве видов продукции. Так, в ОАО «Овощевод» объем выпуска готовой продукции в 2012 году по плану составляет 12096 ц при плановом производстве, равном 12090 ц.

 

3.3 Бюджет по основным  видам затрат

 

Бюджет прямых затрат на материалы составляется после  определения объема производства для  определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов предприятия. Бюджет материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки  закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов [7, С. 12].

Рассчитаем бюджет прямых затрат на материалы и ожидаемые выплаты денежных средств, если планируемы запаса материалов на конец периода равен 10% от потребности следующего квартала, запас на начало периода равен остатку на конец предыдущего периода.

В качестве материальных запасов на сельскохозяйственных предприятиях берут затраты на корм животным. Объем выпуска готовой продукции был рассчитан в таблице 17. В форме №16-АПК «Баланс продукции» можно просмотреть данные о наименованиях количестве кормов, которые были приобретены в 2011 году. Таковыми являются сено в количестве 951 ц и силос – 2769 ц.  Имея эти данные,  рассчитаем потребность в кормах для производства 1 ц молока.

Потребность в кормах для производства 1 ц молока = количество приобретенного корма / объем выпуска  готовой продукции = =(951+2769)/12096=0,31 ц.

Цена за единицу корма = (Затраты на корма всего –  затраты на корма собств. пр-ва)/количество приобретенного корма = (6320000-5767000)/3720=149 руб.

Затраты на корма взяты  из формы №13-АПК за 2011 год.

ОАО «Овощевод» на 2012 год

Показатели

Квартал

Итого за год

I

II

III

IV

Объем выпуска готовой продукции, ц

2992,40

2877,60

3245,40

2980,60

12096,00

Потребность в кормах для производства 1 ц молока, ц

0,31

0,31

0,31

0,31

0,31

Потребность в кормах для производства, ц

927,64

892,06

1006,07

923,99

3749,76

Планируемый запас на конец периода, ц

89,20

100,60

92,40

95,89

95,89

Запас на начало периода, ц

94,01

89,20

100,60

92,40

94,01

Корма, подлежащие закупке, ц

922,83

903,46

997,87

927,48

3751,64

Цена за единицу, руб

149,00

149,00

149,00

149,00

149,00

Стоимость закупки, руб

137502,27

134614,94

148683,23

138193,92

558994,36

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии