Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой работы - рассмотреть процесс исследования финансового плана.
В рамках этой цели поставлены последующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание экономического планирования;
2. Познакомиться с методикой финансового планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...................3
1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………5
1.1 Сущность и задачи финансового планирования.……………….5
1.2 Методы планирования финансовых показателей……………..10
1.3 Процесс и этапы финансового планирования....………………14
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…….……………16
2.1 Классификация видов финансового планирования…..………16
2.2 Перспективное финансовое планирование…………………..…………17
2.3 Текущее финансовое планирование………………………….…………21
2.4 Оперативное финансовое планирование..………………………………24
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..33

Работа состоит из  1 файл

Kostyanova_S_V_Kursovaya_rabota_XII-1.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

 

Данные таблицы наглядно свидетельствуют об увеличении основных средств более чем в 2 раза, при  этом изменение по годам составило 15080 тыс. руб. Что говорит о застоявшихся основных средствах. В данном случае, необходимо провести инвентаризацию и продать, сдать в аренду излишние основные средства.  Запасы увеличились на 38,73%, отклонение составило 6804 тыс. руб. Уменьшилась доля незавершенного строительства и денежных средств.  Необходимо также отметить увеличение прочих внеоборотных активов, тем роста составил 151,16%

Условием обеспечения  финансовой устойчивости организации  является превышение суммы дебиторской  задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Дебиторская задолженность  может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженность  условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные  товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность. Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

Кредиторская задолженность - денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату соответствующим физическим или юридическим лицам [4, С. 24].

Обычно кредиторскую задолженность составляют неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные  товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги.

Таблица 8 – Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Овощевод» за 2009-2011 гг

Показатели

2009

2010

2011

Изменение (+/-)

Темп роста, %

КРАТКОСРОЧНАЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

5126,00

2617,00

1219,00

-3907,00

23,78

в том числе: 
*покупатели и заказчики

4944,00

2576,00

779,00

-4165,00

15,76

*прочая

182,00

41,00

440,00

258,00

241,76

КРАТКОСРОЧНАЯ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

5162,00

5939,00

5043,00

-119,00

97,69

Займы и кредиты

5092,00

5819,00

5043,00

-49,00

99,04

в том числе: 
*поставщики и подрядчики

2230,00

398,00

2368,00

138,00

106,19

*задолженность перед персоналом  организации

126,00

934,00

1015,00

889,00

805,56

*задолженность по налогам и сборам

2676,00

3552,00

1080,00

-1596,00

40,36

*прочие кредиторы

60,00

935,00

580,00

520,00

966,67

Задолженность перед участниками  по выплате доходов

70,00

120,00

-

-

-

ДОЛГОСРОЧНАЯ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

9999,00

19602,00

22289,00

12290,00

222,91


 

Кредиторская задолженность  сравнительно превышает дебиторскую, что, в первую очередь, говорит о  неплатежеспособности предприятия. У предприятия много долгов, причем долгосрочная задолженность в 2011 году увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с 2009 годом и составила 22289 тыс. руб. Краткосрочная кредиторская задолженность равна 5043 тыс. руб., причем 2368 тыс. руб. из них ОАО «Овощевод» должен поставщикам. Невозможно упустить из внимания и тот факт, что задолженность перед персоналом организации в 2011 году увеличилась в 8 раз в сравнении с 2009 годом.

2.3 Анализ объема и  структуры денежной выручки от реализации продукции

 

Стоимость произведенной  продукции  выражается ценой реализуемого товара. Выручкой от реализации продукции  называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его обороти средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях [15].

Для  того чтобы в полной мере оценить объем и структуру денежной  выручки от реализации необходимо рассмотреть состав товарной продукции.

Таблица 9 – Состав и структура товарной продукции в ОАО «Овощевод» за 2009-2011 гг

Наименование продукции и отрасли

2009 г.

2010 г.

2011 г.

В среднем за 3 года

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Зерно

5937

22,31

4382

16,67

5474

15,92

5264

18,10

Соя

6047

22,73

5595

21,29

8595

24,99

6746

23,19

Прочая продукция

709

2,66

348

1,32

327

0,95

461

1,59

Продукция, реализованная в переработанном виде

675

2,54

431

1,64

289

0,84

465

1,60

Всего по растениеводству

13368

50,24

10756

40,93

14685

42,70

12936

44,47

КРС в живой массе

387

1,45

380

1,45

1519

4,42

762

2,62

Свиньи в живой массе

620

2,33

1898

7,22

1756

5,11

1425

4,90

Молоко 

9338

35,09

10544

40,12

13955

40,58

11279

38,77

Мясо КРС

2240

8,42

2023

7,70

1478

4,30

1914

6,58

Мясо свиней

610

2,29

635

2,42

946

2,75

730

2,51

Прочая продукция животноводства

46

0,17

45

0,17

49

0,14

47

0,16

Всего по животноводству

13241

49,76

15525

59,07

19703

57,30

16156

55,53

Итого

26609

100,00

26281

100,00

34388

100,00

29093

100,00


 

Т. о. выручка от реализации продукции увеличилась в 2011 году до 34388 тыс. руб. при 26609  тыс. руб. в 2009 году. В растениеводстве наибольшая выручка наблюдается у сои, в среднем за 3 года она составила 6747 тыс. руб., т. е. 23,19% всей реализованной продукции. В животноводстве таковым стало молоко, его выручка в среднем составила 11279 тыс. руб., т. е. 38,77% всей реализованной продукции. Выручка от реализации зерна составила 5264 тыс. руб., т. е. 18,1%. В среднем за 3 года выручка от реализации продукции составила 29093 тыс. руб.

Выручка, поступающая  на расчетный счет предприятия, сразу  же используется на оплату счетов поставщиков  сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

В таблице 10 представлен анализ объема денежной выручки по годам и уровень рентабельности продаж в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА.

Таблица 10 – Уровень рентабельности продаж в ОАО «Овощевод» за 2009-2011 гг

Показатели

2009

2010

2011

Отклонение (+/-)

2011 г. в % к 2009 г.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

27157,00

26615,00

34786,00

7629,00

128,09

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

-3581,00

-5619,00

-454,00

3127,00

12,68

Уровень рентабельности реализованной  продукции, %

-13,19

-21,11

-1,31

11,88

-

в том числе: 
*растениеводства

21,81

4,08

38,41

16,60

-

*животноводства

-49,58

-39,13

-31,94

17,64

-


 

В 2011 году выручка от реализации составила 34786 тыс. руб., что на 7629 тыс. руб. больше чем в 2009 году. Темп роста при этом равен 128,09%. Убыток от продаж уменьшился на 3127 тыс. руб. и составил 454 тыс. руб. Несмотря на высокую себестоимость производимой продукции, есть смысл увеличивать продажи.

Рентабельность с отрицательными значениями, но несмотря на это наблюдается  постепенное ее повышение за счет увеличения выручка и уменьшения убытков от реализации.

2.4 Анализ производственных  затрат по основным видам продукции

 

Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма.

Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции  и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию и многое другое.

Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять  сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.  

Затраты на производство группируют по месту их возникновения, видам  продукции (работ, услуг) и видам  расходов.

          Затраты  предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:

а) Материальные

б) Затраты на оплату труда

в) Отчисления на социальные нужды

г) Амортизация основных производственных фондов

д) Прочие затраты (телефонные, командировочные  и т.п.)

Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основной деятельности [3, С. 98].

Для исчисления себестоимости  отдельных видов продукции, затраты  организации группируют и учитывают  по статьям калькуляции. Состав и структуру затрат на производство сои представим в таблице 11.

Таблица 11 – Состав и структура затрат  на производство сои в ОАО «Овощевод» за 2009-2011гг

Статьи затрат

2009

2011

Изменение (+/-)

Темп роста, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Оплата труда с отчислениями

880,00

14,38

681,00

10,85

-199,00

77,39

Семена и посадочный материал

573,00

9,36

544,00

8,67

-29,00

94,94

Удобрения минеральные и органические

1270,00

20,75

890,00

14,18

-380,00

70,08

Содержание ОС

2253,00

36,81

2107,00

33,57

-146,00

93,52

Прочие

1145,00

18,71

2055,00

32,74

910,00

179,48

Всего

6121,00

100,00

6277,00

100,00

156,00

102,55


 

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство сои в 2011 году составили следующие статьи затрат: содержание ОС – 2107 тыс. руб. (33,57%), прочие затраты – 6277 тыс. руб. (32,74%). Предприятие уменьшило затраты на минеральные и органические удобрения, изменение составило 380 тыс. руб. Также уменьшились затраты на оплату труда, темп роста составил 77,39%. Серьезно увеличились затраты на содержание ОС, по сравнению с 2009 г. в 2011 г. они увеличились на 79,48%. Общая сумма затрат на производство сои увеличилась на 2,55%, и в 2011 году составила 6277 тыс. руб.

40,58% товарной продукции  в 2011 году составил молоко. Поэтому необходимо рассмотреть состав и структуру затрат на его производство. Данные отразим в таблице 12.

Таблица 12 – Состав и структура затрат на производство молока в ОАО «Овощевод» за 2009-2011гг

Статьи затрат

2009

2011

Изменение (+/-)

Темп роста, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Оплата труда с отчислениями

2985,00

22,05

3517,00

19,67

532,00

117,82

Корма

5630,00

41,58

6320,00

35,35

690,00

112,26

Содержание ОС

3505,00

25,89

2841,00

15,89

-664,00

81,06

Прочие

1419,00

10,48

5199,00

29,08

3780,00

366,38

Всего

13539,00

100,00

17877,00

100,00

4338,00

132,04


 

На оплату труда (с  отчислениями) в 2011 году предприятие затратило 3517 тыс. руб., что на 532 тыс. руб. больше чем в 2009 году. Также увеличились затраты на корма. Они занимают наибольший удельный вес, коорый равен 35,35%. На содержание основных средств предприятие в 2009 году выделило 3505 тыс. руб., а в 2011 году - 2841 тыс. руб., изменение составило 664 тыс. руб. Более чем в три раза увеличились затраты на прочие затраты, в 2011 году они составили 5199 тыс. руб. Таким образом, общие затраты увеличились на 32,04%, составив в 2011 году 17877 тыс. руб.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии