Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение

Работа состоит из  1 файл

фишер.docx

— 90.70 Кб (Скачать документ)

 

 

«ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСЕКОГО ПРОГРЕССА  В РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Состояние российской науки в переходный период

2. Государственная научно-техническая политика

3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса

3.1.Затраты на науку и получатели бюджета

3.2.Федеральные целевые программы

3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм

3.4. Дополнительные способы финансирования

4. Новые формы финансирования в научной сфере

4.1. Государственные научно-технические программы

4.2. Государственные научно-технические центры

4.3. Конкурсы, гранты, тендеры

4.4. Частная наука

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Научно-технический  потенциал любой страны - важнейший  национальный

ресурс, одна из основ  промышленного развития, обновления общественной и

научной  жизни.  Эффективная  организация  научно-исследовательских   и

опытно-конструкторских   работ   и   использование    научных    знаний

обеспечивают успех  государств и транснациональных  корпораций на  рынках

высоких технологий, экономический рост в этих странах.

Уровень  развития  науки   во   многом   определяет   эффективность

экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и общества  от  воздействия  неблагоприятных  природных и антропогенных

факторов.

Однако  люди  принимают  как  данное   все   удобства   современной

цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными  на  них  технологическими  достижениями  зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество,  если оно  заботится  о  будущем,  должно  обеспечивать  не  только   научные направления,   которые    определяются    сиюминутными    практическими потребностями.

Настоящая работа  имеет  целью  изложить  наиболее  важные  моменты

государственной научно-технической  политики  Правительства  Российской

Федерации по отношению  к государственной поддержке  науки  в  России,  а

также     охарактеризовать    новые    формы     государственного     и

негосударственного  финансирования научно-технического прогресса.

 

 

 

 

 

1. Состояние российской науки в переходный период

 

 

В эволюции взаимоотношений  государство-наука в СССР, а  затем  и  в

России,  большое  значение  и  влияние  имели  политические   установки

государства. Результатом  советского периода  развития  стал  уникальный

тип науки, характеризовавшийся  широтой  фронта  исследований,  высоким

уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью  связей

с   высшим   образованием,   неспособностью   к   восприятию   рыночных

инновационных  механизмов,  а  также  неразвитостью  связей  с  мировым

научным процессом. В отличие от европейской науки,  которая  существует

самостоятельно  и независимо  в  основном  за  счет  совмещения  научной

деятельности с преподавательской, российская наука родилась  и выросла

благодаря попечительству государства, на его средства, всецело  зависела

от него, им  же  регулировалась.   С  таким  багажом  российская  наука

вступила в период реформ.

В  переходный   период   место   науки   в   системе   национально-

государственных интересов  изменилось в сторону снижения ее  престижа  и

статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих  наибольшего

внимания со стороны  государства. Причина заключалась  в том,  что  наука

не рассматривалась  в качестве инструмента решения  тех  организационно-

экономических   задач,   которые   находились   в    центре    внимания

правительства: быстрая  финансовая стабилизация, предотвращение спада  в

базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому  же  принципиально

новая ситуация в  военно-политической области снизила  интерес  властных

структур к оборонному комплексу в целом и оборонной  науке в  частности.

Исключение составляли те области наук или научные организации,  которые

представляли собой  потенциальную опасность при  снижении государственной поддержки:  ядерная  физика,  исследования  в  области химического   и бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно теряла былой статус.

Экономическая ситуация, на фоне  которой  происходили  изменения  в

сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась  следующими основными параметрами:

 

1. Усилилось падение  производства в целом и в  отдельных его звеньях;

2. Были нарушены  механизмы установления технологического  равновесия  между отраслями;

3. Из-за нарастания  инфляционных процессов большинство  отраслей  не  имели реальной  потребности  в  использовании  резервов   научно-технического потенциала;

4.  Неэффективность   системы   финансово-бюджетных   и   кредитно-денежных рычагов,  расстройство  бюджетной  сферы  послужили  причиной   резкого ухудшения финансового положения в науке;

5. Процессы  акционирования  и  приватизации  в  научной   сфере  протекали

медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера  собственности  в

науке существенно  выше, чем в промышленности;

6. Разрыв хозяйственных  связей вызвал разрушение инновационного  процесса.

Немалую роль здесь  сыграл распад СССР, поскольку типичны  были  случаи,

когда   научные   исследования   осуществлялись   в   России,   опытно-

экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине.

В этих условиях государство  продекларировало  селективную  политику

поддержки науки. Это  направление стало стратегическим  в  регулировании

научной сферы, и  с некоторыми корректировками сохраняется  и сегодня.

Было признано  необходимым  задействование  широкого  спектра  мер,

стимулирующих предприятия финансировать научные исследования,  а также снижающих налоговое бремя на исследовательские  институты.  Однако  эти косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко  не  в  полной мере  из-за  кризисного   состояния   экономики,   когда   резко   упал платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось не разработанностью эффективных методов  контроля,  без  которых  тонкие инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными, а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.

Главный  недостаток  преобразований  состоял   в   том,   что   они

проводились    непоследовательно    и    медлительно.     Правительство

критиковалось не столько  за декларацию непопулярной  политики,  сколько

за отсутствие конкретных шагов по ее  реализации.  Фактически  в  жизнь

воплощался вариант  нерегулируемого  самоспасения  науки,  ведший  к ее

быстрой деградации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственная научно-техническая политика

 

 

Государственная  научно-техническая  политика  -   система   целей,

направлений, способов и  форм   вмешательства  государства  в  создание

технических и нетехнических  нововведений  и  их  передачи  в  различные

сферы.

В условиях рыночной экономики государство  может  реализовать  свои

цели в научно-технической  области тремя способами:

- финансировать  за  счет  бюджета  те  исследования,  разработки  и

направления, которые  наиболее соответствуют целям государства;

- принимать законы  и нормативные  акты,  непосредственно   управлять

структурами,  находящимися  в  государственной  собственности,  вводить

льготы   и   стимулы   для   частных   компаний   и   негосударственных

некоммерческих  учреждений;

- формировать общественное  мнение  относительно  науки,  ученых  и

нововведений.

Описанная  выше   тревожная   ситуация   заставила   заговорить   о

необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена  "Концепция

совершенствования управления научно-техническим прогрессом  в  условиях

радикальной экономической  реформы", в 1992  г.  -  "Основные  положения

концепции развития науки и техники РФ", в 1996 г. - "Доктрина  развития

российской науки", в 1998 г.  -  "Концепция  реформирования  российской

науки на период 1998-2000 годов".

Согласно   Доктрине   развития   российской   науки,   поддержанной

Правительственной комиссией по  научно-технической  политике,  ключевым

элементом реформирования системы  управления  сферой  науки  становится

совершенствование  механизмов   финансирования,   организации   научных

исследований и  налоговой политики, а именно:

- выделение средств  из федерального  бюджета  на  финансирование  научно-

исследовательских   и   опытно-конструкторских    работ    гражданского

назначения в  размере  не  менее  3  процентов  его  расходной  части  с

ежегодным  увеличением  размера  этих  средств  по  мере   стабилизации

экономики;

-   обеспечение   устойчивого   государственного    финансирования

Российской академии наук, Российской академии медицинских  наук,

Российской  академии   сельскохозяйственных   наук,   Российской

академии  образования,   Российской   академии   архитектуры   и

строительных    наук,     Российской     академии     художеств,

государственных научных  центров  и  организаций,  работающих  по

приоритетным  направлениям  науки  и  техники,   государственных

университетов  и  других  ведущих  высших  учебных   учреждений,

научных библиотек, музеев и информационных центров;

- обеспечение множественности   источников  финансирования  научно-

исследовательских  и  опытно-конструкторских   работ   за   счет

активной поддержки  целевых государственных фондов;

-  создание  благоприятных   условий  для  инвестирования  в  науку

средств  промышленными  предприятиями,  банками,  международными

организациями и  частными лицами;

- развитие конкурсных  начал в  распределении   средств  на  научные

программы  и  проекты  при  открытости  принимаемых  решений   и

привлечении научного сообщества  к контролю  за  использованием

средств;

- поэтапное  введение  федеральной  контрактной   системы  в  сфере

научно-технических  и опытно-конструкторских разработок;

- введение налоговых   и  таможенных  льгот  для   стимулирования  и

поддержки научной  деятельности;

- создание  условий   и  предоставление  необходимых   ресурсов  для

участия российских ученых в международных проектах [5].

 

В соответствии с  Концепцией  реформирования  российской  науки,  в

целях   повышения   эффективности   использования   бюджетных   средств

необходимо  отойти  от  постатейного  финансирования  наук.   Улучшения

финансовой  ситуации  в  науке  можно  добиться  перераспределением   и

концентрацией   бюджетных   средств   на   приоритетных   направлениях,

селективной поддержкой  ведущих  отраслевых  организаций,  привлечением

Информация о работе Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации