Финансовая стратегия предприятия и методы ее разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание

Эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их финансовой стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.
Существует несколько аспектов формирования и проведения финансовой стратегии на предприятии.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие и сущность финансовой стратегии предприятия . . . . . . . . . . 4
1. 1. Цели финансовой стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Задачи и принципы финансовой стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Функции финансовой стратеги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия . . 9
Виды финансовых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Разработка финансовой стратегии на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.1. Основные принципы разработки финансовой стратегии. . . . . . . . 14
3.2. Этапы разработки финансовой стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.3. Методика и инструменты финансовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . 18
Трудности реализации финансовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тестовые задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Работа состоит из  1 файл

кр по ФИН МЕН.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Подводя итог, можно увидеть, что финансовая стратегия, обладая определенной самостоятельностью по отношению к самой стратегии фирмы, занимает первоначальное место наряду с инвестиционной стратегией, политикой сбыта и оборачиваемостью капитала. Поэтому каждое предприятие для осуществления своей финансовой деятельности самостоятельно выбирает наиболее эффективную и подходящую ему стратегию.

 

 

2.   ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ

 

По содержанию финансовая стратегия компании должна включать цепочку решений от определения  объемов производства, деятельности предприятия на товарных рынках, оперативных аспектах внутрифирменного планирования.

К основным видам финансовой стратегии относятся:

    • генеральная финансовая стратегия;
    • оперативная финансовая стратегия;
    • стратегия выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Для достижения главной  стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями  организации разрабатывается генеральная финансовая стратегия организации, т.е. финансовая стратегия, определяющая деятельность организации (например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода организации, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год).

В генеральной финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы. Особое внимание при разработке генеральной финансовой стратегии уделяется:

•   выявлению денежных доходов;

•   мобилизации  внутренних ресурсов;

•   максимальному  снижению себестоимости продукции;

•   правильному  распределению и использованию прибыли;

•   определению  потребности в оборотных средствах;

•   рациональному  использованию капитала организации.

В зависимости от внешних  условий реализации того или иного  варианта генеральной финансовой стратегии  ежеквартально разрабатывается оперативная финансовая стратегия – стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля над расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности.

Оперативная финансовая стратегия  разрабатывается на квартал, на месяц и охватывает:

    • валовые доходы и поступления средств: расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;
    • валовые расходы: платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками.

Такой подход создает  возможность предусмотреть все  предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и  расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

Как на год, так и на квартал при необходимости может  быть разработана стратегия достижения частных целей, которая заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Декан экономического факультета Петрозаводского Государственного Университета, профессор Акулов в своем учебнике приводит все возможные виды финансовой стратегии в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. «Манипулируя в рамках данной матрицы, мы можем рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового». [1]

Для изучения данной матрицы  он вводит несколько новых категорий финансового менеджмента, в том числе БРЭИ – брутто-результат эксплуатации инвестиций. На рис. 1 представлена созданная проффесором Акуловым матрица:

Результат финансовой деятельности отражает финансовую политику предприятия (привлечение заемных средств или функционирование без привлечения таковых).

Рис. 1. Матрица финансовой стратегии. [1]

На основании выявленных категорий составляется матрица  финансовых стратегий (табл. 1)

Таблица 1

Матрица финансовых стратегий

Матрица финансовых стратегий

Ж. Франшона и  И. Романе

РФД<<0

РФД=0

РФД>>0

РХД>>0

РФХД=0

1

РФХД>0

4

РФХД>>0

8

РХФ=0

РФХД<0

7

РФХД=0

2

РФХД>0

5

РХД<<0

РФХД<<0

9

РФХД<0

6

РФХД=0

3


 

Акулов утверждает, что  «использование матрицы финансовых стратегий фирмы позволит фирме  адекватно принимать решения  о комплексном использовании всех активов и пассивов предприятия.» [1]

  Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимном уравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Как и любая стратегия, финансовая стратегия предприятия  имеет свои принципы, особенности  и этапы формирования. С использованием инструментов и различных методик  разрабатывается более четкое направление стратегии в развитии предприятия.

 

 

3.   РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Разработка финансовой стратегии  – это отрасль финансового планирования и часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, «финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия» [8].

Экономисты особо подчеркивают, что «при разработке финансовой стратегии  необходимо объективно и всесторонне учесть факторы, оказывающие на нее влияние, и, прежде всего:

  • действующий финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в целом;
  • производственные, маркетинговые и финансовые возможности организации» [3].

Финансовая стратегия  разрабатывается с учетом риска  неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

 

3.1.    Основные принципы разработки

          финансовой стратегии предприятия

 

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать задачам организации и при необходимости корректироваться и изменяться.

Финансовая стратегия, главной задачей которой является достижение полной самоокупаемости  и независимости организации, строится на определенных принципах и включает в себя следующее:

  • текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств организации и основные направления их расходования;
  • централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях деятельности организации;
  • формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу организации в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;
  • безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;
  • разработку учетно-финансовой и амортизационной политики организации;
  • организацию и ведение финансового учета организации и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;
  • составление финансовой отчетности по организации и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;
  • финансовый анализ деятельности организации и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);
  • финансовый контроль деятельности организации и всех его сегментов.

Финансовая стратегия – это генеральный план действий организации, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности организации и включающий в себя следующее:

    • планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;
    • оптимизацию основных и оборотных средств;
    • распределение прибыли.

Важным условием определения  периода формирования финансовой стратегии  организации является предсказуемость  развития экономики в целом и  конъюнктуры тех сегментов финансового  рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность организации, – в условиях нынешнего нестабильного развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность организации, ее размер, стадия жизненного цикла и другие.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых  определяются, например, направления  распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех  финансовой стратегии организации  гарантируется при выполнении следующих  условий:

  • при взаимном уравновешивании теории и практики финансовой стратегии;
  • при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Из выше перечисленного можно отметить, что финансовая стратегия предприятия охватывает основную долю в финансовом планировании. Исходя из принципов стратегии, можно проследить последовательность разработки стратегии.

 

3.2.   Этапы разработки

финансовой стратегии  предприятия

 

Разработка финансовой стратегии предприятия состоит  из нескольких этапов. С самого начала необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости от срока стратегии  зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработки финансовых планов.

Долгосрочная  финансовая стратегия описывает принципы образования и использования доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатывается в рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются в укрупненном виде, а краткосрочные финансовые планы на год прорабатываются с большой степенью детализации.

Следующим этапом разработки финансовой стратегии следует определить цели финансовой деятельности.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия разбивается  на несколько этапов, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Основные этапы процесса разработки и реализации финансовой стратегии предприятия. [2, с. 106]

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры  финансового рынка предопределяет изучение экономико-правовых условий  финансовой деятельности предприятия  и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

Разработка системы  организационно-экономических мероприятий  по обеспечению реализации финансовой стратегии предусматривает формирование на предприятии «центров ответственности» разных типов: определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности и т.п.

Оценка эффективности  разработанной финансовой стратегии является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия.

Таким образом, разработка финансовой стратегии по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет  принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

 

3.3.   Методика и инструменты формирования

          финансовой стратегии предприятия

 

Методика разработки финансовой стратегии компании, предложенная И. Бланком [2] включает в себя следующие этапы:

    1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии, условиями которого является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.
    2. На основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа осуществляется исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка; с помощью данных методов можно проанализировать внутреннюю и внешнюю финансовую среду компа-нии. При этом методы оценки внутренней и внешней среды компании представляют собой в большей степени качественный анализ.
    3. Оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.
    4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.
    5. Разработка системы стратегических финансовых целей компании, которая отражается в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах.
    6. Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, которая обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.
    7. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности.
    8. Принятие основных стратегических финансовых решений.
    9. Оценка эффективности принятой финансовой стратегии, которая проводиться с помощью нескольких критериев: согласованность с прогнозируемыми изменениями внешней среды, с корпоративной стратегией, с внутренним потенциалом компании, реализуемость, уравновешенность отдельных объектов, эффективность реализации, допустимые уровни риска.
    10. Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия и методы ее разработки