Финансовая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:25, доклад

Описание

Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.
Задачи финансовой стратегии:
• определение способов успешного использования финансовых возможностей;
• определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами
• финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;
• изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

Работа состоит из  1 файл

кфп.docx

— 26.50 Кб (Скачать документ)

При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций  развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.

Финансовая стратегия, главной  задачей которой является достижение полной самоокупаемости и независимости  предприятия, строится на определенных принципах организации и включает в себя следующее:

  • текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;
  • централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;
  • формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;
  • безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;
  • разработку учетно-финансовой и амортизационной политики предприятия;
  • организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;
  • составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;
  • финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);
  • финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.

Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных  средств, формирование и распределение  прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует  объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает  формы и способы выживания  и развития при новых условиях.

Финансовая стратегия  включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне  учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних  и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся  на рынке. Финансовая стратегия предусматривает  определение долгосрочных целей  финансовой деятельности и выбор  наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться  общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости  предприятия.

На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим  основным направлениям финансовой деятельности:

  • налоговая политика;
  • ценовая политика;
  • амортизационная политика;
  • дивидендная политика;
  • инвестиционная политика.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится  производству конкурентоспособной  продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости  продукции, формированию и распределению  прибыли, эффективному использованию  капитала и т. п.

Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия  разрабатывается с учетом риска  неплатежей, инфляционных колебаний, финансового  рынка.

Стратегия экономического развития — это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование — единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус — приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

Важным принципом стратегического  планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно.

Большое значение имеет комплексность  разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает  анализ всех без исключения вопросов его финансовой, ресурсной и организационной  обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует  стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования.

Финансовая стратегия  — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения  финансовой стабильности предприятия  и включающий в себя следующее:

  • планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;
  • оптимизацию основных и оборотных средств;
  • распределение прибыли.

Финансовая стратегия  предприятия обеспечивает:

  • формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;
  • выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;
  • соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
  • определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;
  • создание и подготовку стратегических резервов;
  • ранжирование и поэтапное достижение целей.

Задачи финансовой стратегии:

  • определение способов успешного использования финансовых возможностей;
  • определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами
  • финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;
  • изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия  базируются на использовании инструментов:

  • финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;
  • рынка финансовых услуг — факторинг, страхование,лизинг.

Финансовое  планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности.

В условиях рыночной экономики  возникает объективная необходимость  выявления тенденций развития финансового  состояния и перспективных финансовых возможностей предприятия.

Разработка финансовой стратегии  — это часть общей стратегии  экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с  ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает  существенное влияние на общую экономическую  стратегию предприятия, поскольку  изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Внутри корпоративных  финансовых инструментов реализации стратегию  развития обеспечивают методы финансового  планирования и управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает:

  • определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;
  • получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфаб-рикатный метод учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

Практика показывает, что  механизмы адаптации планов предприятия  к внешним условиям целесообразно  строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы  рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной  стратегии.

Проблема выбора финансовой стратегии деятельности предприятия  является актуальной в связи с  необходимостью принятия решений в  рыночных условиях. Здесь основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной  деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений  развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных  ошибок и просчетов и констатирование  фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.

В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для  крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергичный эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).

Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового  стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет. Задача учета — точное выявление финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату. Поскольку законодательно установлено составление и представление квартальной отчетности нарастающим итогом с начала года, что больше соответствует целям контроля, а не управления деятельностью предприятия, то все больше надежд в настоящее время возлагается на так называемый управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия. При этом в литературе описывается достаточно много схем и образцов организации управленческого учета (Management accounting) по «западным моделям». В целом, ничего плохого в изучении западного опыта нет, но рассматривать и создавать управленческий учет изолированно, как третий вид учета (бухгалтерский, он же финансовый; учет для целей налогообложения, он же налоговый; и учет для целей управления, он же управленческий учет) более, чем нерационально. Ко всякому делу следует подходить прагматично, и прежде, чем его начинать, следует подсчитать затраты и сравнить с источником их покрытия.

В финансовом учете предусмотрен метод начисления, то есть определение  финансового результата по отгрузке продукции, выполнению работ независимо от факта и даты оплаты. Как и  предусмотрено международными нормами, хотя и за определенными исключениями, что вытекает из структуры работ  и рисков. Основным недостатком такого учета является обслуживание интересов  составления официальной финансовой отчетности в установленные государством сроки. Результатом такой направленности является его неоперативность и практическая ненужность для управления. Но кто мешает сделать его оперативным?

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия