Финансирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать динамику внешней торговли и выявить источники её финансирования как в России, так и за рубежом.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть внешнюю торговлю в системе международных экономических отношений;
изучить инструменты регулирования внешней торговли;
проанализировать систему финансирования внешней торговли зарубежных стран;
познакомиться с особенностями финансирования внешней торговли в России.

Работа состоит из  1 файл

мохов готовая.doc

— 991.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования обусловлена тем, что  международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней  торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Страны торгуют  по нескольким причинам. Во-первых, экономические  ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Во-вторых, эффективное  производство различных товаров  требует различных технологий или  комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить  различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.

По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

Цель курсовой работы – проанализировать динамику внешней торговли и выявить источники её финансирования как в России, так и за рубежом.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть внешнюю торговлю в системе международных экономических отношений;
  • изучить инструменты регулирования внешней торговли;
  • проанализировать систему финансирования внешней торговли зарубежных стран;
  • познакомится с особенностями финансирования внешней торговли в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Внешняя торговля в системе международных экономических отношений.

Внешняя торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно внешняя торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.[10.]

Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии внешней торговли играют современные государства.

Начиная с 80-х  гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

Все более значительное место в современной международной  торговле занимает электронная торговля. В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

Существенное  воздействие на развитие внешней торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

Международные товарные потоки в целом приобретают  огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2012г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) уже превышала 7 трлн долл.

Эффективность или неэффективность внешней  торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующих субъектов и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.

1.2. Основные показатели внешней  торговли

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.

Экспорт - вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства. [10.]

При оценке масштабов  международной торговли различают  понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

Номинальный объем  международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные  годы, в целом имеет общую тенденцию  к росту. Она отражает прежде всего  тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Помимо показателей  экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса).

Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. (Учитывая специфику подсчета экспорта во внешней торговле (на базе цен FOB) и импорта (на базе цен CIF), стоимость мирового экспорта всегда оказывается меньше стоимости мирового импорта - на величину суммы стоимости страхования и фрахта.


При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли», которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные. Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.

1.3Инструменты  регулирования внешней торговли

Регулирование международной торговли осуществляется с помощью нетарифных (административных) и таможенно-тарифных методов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Нетарифные  методы включают широкий круг инструментов современной экономической и  торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю. В частности, согласно принятой в ООН наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, эти методы делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Первый вид – самый многочисленный и охватывает более половины всех. Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п. К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.[2.]

К числу наиболее распространенных инструментов прямого  регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и  квоты. Практически все промышленно  развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России – Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур.

Основные виды лицензий можно свести к следующим  двум типам: генеральной лицензии, разрешающей  беспрепятственный ввоз или вывоз  товара, включенного в списки, в  течение определенного периода времени, и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара

Информация о работе Финансирование внешней торговли