Внешняя торговля Бельгии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:15, доклад

Описание

Начиная с 1993 года, внешняя торговля Бельгии характеризовалась увеличением, как импорта, так и экспорта, а, следовательно, и положительным сальдо торгового баланса. Внешняя торговля Бельгии велась в основном внутри европейского региона. Так, например, соседнее с Бельгией герцогство Люксембург является идеальным торговым партнерам для страны. Ввиду близости границ двух стран, Бельгия и Люксембург соединены транспортными путям, которые не только облегчают торговлю между ними, но и способствуют развитию международных торговых связей.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля Бельгии.docx

— 26.21 Кб (Скачать документ)

   Внешняя торговля Бельгии

   Начиная с 1993 года, внешняя торговля Бельгии  характеризовалась увеличением, как  импорта, так и экспорта, а, следовательно, и положительным сальдо торгового  баланса. Внешняя торговля Бельгии  велась в основном внутри европейского региона. Так, например, соседнее с Бельгией герцогство Люксембург является идеальным  торговым партнерам для страны. Ввиду близости границ двух стран, Бельгия и Люксембург соединены транспортными путям, которые не только облегчают торговлю между ними, но и способствуют развитию международных торговых связей.

   С середины 90-х годов, в связи с  улучшением мировой экономической  конъюнктуры, у Бельгии появляются новые торговые партнеры в лице стран  Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и России. Кроме того, в 1993 году вся  ответственность за внешнюю торговлю перешла в ведение местных  органов власти. Отныне, контроль над  рынком товаров и услуг больше не входит в обязанности федеральных  властей.

   Создание  Бельгийско-Люксембургского Экономического Союза усилило интеграцию внешнеторговых связей двух стран. Ни одна из стран  Европы не зависит от внешней торговли так, как в свою очередь зависят  Бельгия и Люксембург. Ежедневный экспорт товаров и услуг Бельгии  составляет 15 млрд. бельгийских франков. Каждый четвертый бельгийский рабочий  занят в сфере экспортной торговли. Таким образом, внешняя торговля стратегически важна для Бельгии, служит рычагом регулирования внутреннего  рынка, а, следовательно, способствует росту частного бизнеса.

   Промышленные  и продовольственные изделия, экспортируемые Бельгией, отличаются разнообразием  и высоким качеством. Так как  экспорт научных технологий практически  не развит в Бельгии, его основные статьи включают в основном продукцию  машиностроения и аграрного сектора. Более 40% бельгийского экспорта приходится на следующие три группы товаров: продукция транспортного машиностроения, изделия приборостроения, химия  и медикаменты. Оставшиеся же 60% экспорта представлены более разнообразной  группой товаров, некоторыми из которых  Бельгия известна во всем мире: алмазы, стекловолокно, цветные металлы. Кроме  того, в эту группу входят так  же пиво, шоколад, льняное полотно, книжки комиксов и другие детские книжки. Успех бельгийского экспорта объясняется  наличием высокоразвитых средств производства, квалифицированными рабочими кадрами, применяющихся в высокотехнологических отраслях экономики. Что касается Бельгийского импорта, то он практически ничем не отличается от экспорта, разница в том, что главную роль играют изделия машиностроения, а драгоценные камни и металлы остаются только за экспортом.

   Начиная с 2001 года, наблюдается замедление роста  внешней торговли Бельгии. Вследствие кризиса, начавшегося в мировой  экономике, увеличение показателей  бельгийского экспорта и импорта  было незначительным.

   Несмотря  на неблагоприятные тенденции в  мировой экономике, Бельгия стоит  на 11-м месте в мире по экспорту и на 12-м месте по импорту. Крупнейшим экспортером Бельгии была признана Германия, доля экспорта в страну составила 10,5% из 75,3% в Европейский союз в целом. На втором месте по экспорту стоят страны Азии – 8,5%, на третьем – США – 7,4% бельгийского экспорта. Как и прежде на долю химической промышленности приходится наибольшая доля экспорта – 16,2%, затем изделия машиностроения, механические и электрические приборы – 15,5%, на третьем месте – изделия транспортного машиностроения – 15,3%. Наибольшая доля импорта – машины и оборудование – 18,2%, потом продукция химической промышленности – 15,4%, затем транспортное машиностроение – 12,9%.

   Если  взять во внимание географическую направленность экспорта, становится ясным, что главными экспортерами Бельгии уже не являются страны Европы, как это было в  конце 90-х годов. Произошло падение показателя экспорта в целом по Европе на 1,0% и в странах Еврозоны на 1,1%. Повышение экспорта произошло на Украине, где показатель бельгийского экспорта составил 6,4%, в Венгрии – 49,7%, США – 43,2%, Канаде – 69,6%, Мексике – 15,6%, Колумбии –18,4%, Саудовской Аравии – 12,4%, Объединенных Арабских Эмиратах – 3,3%. Небольшое снижение экспорта произошло во внешней торговле с Аргентиной, Чили, Бразилией, странами Азии.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  зависимость Бельгии от внешней  торговли со странами Европейского союза  постепенно угасает, открывая новые  горизонты для развития международных  торговых отношений, в частности  со странами Северной и Латинской  Америки.

   Международная миграция капитала

   Формирование  новой промышленной специализации  страны – машиностроения – происходит в тесном взаимодействии с зарубежными  партнерами. Поэтому маленькая Бельгия  продолжает играть большую роль в  мировом перемещении иностранных  инвестиций. Их сумма достигла 190 млрд. долл., что почти превышает суммарные  показатели двух ведущих европейских  стран – Германии (88,6 млрд. долл.) и Италии (105,4 млрд. долл.). Не случайно бельгийская экономика считается  самой американизированной в  Европе. На долю иностранных компаний приходится около 30% всей стоимости  экспорта, 25% промышленного производства и 20% всех занятых.

   В первые послевоенные десятилетия преобладали  американские прямые инвестиции. За двадцатилетие (1959-1978 годы) на долю США приходилось 46,8%, тогда как на все страны ЕС – 36,5%. Однако в 80-е годы удельный вес  американских инвестиций стал сокращаться (до 29,4%), а активы европейских стран  – возрастать. В 2000-е годы на каждую из трех стран Евросоюза: Германию, Францию и Нидерланды уже приходилось по 12-15%.

   Американские  прямые инвестиции размещены в основном в автостроении («Дженерал моторз», «Форд»), электротехнике и электронике («Вестингауз электрик», «Дженерал электрик» и др.), нефтепереработке и нефтехимии («Экссон», «Тексако», «Дюпон де Немур»). Германские активы концентрируются в нефтехимии («БАСФ», «Байер»), автостроении («Фольксваген»), электротехнике и электронике («Сименс»). Французские вклады находятся в металлургии («ЮЗИ-НОР»), автостроении («Рено», «Пежо»), телекоммуникационном оборудовании («Алкатель»), нефтепереработке («ТотальФинаЭльф»), в банковской сфере. И, наконец, нидерландские – в бытовой электронике («Филипс»), химии («АКЗО», «Юнилевер»), банковской сфере («ИНГгрупп).

   Инвестиционный  климат в Бельгии считается одним  из наиболее благоприятных на европейском континенте. Повышенный интерес к инвестированию в эту страну объясняется не только выгодным геостратегическим положением, наличием хорошо развитой народнохозяйственной инфраструктуры (особенно транспортно-телекоммуникационных систем) и высококвалифицированных производственных кадров. Огромное значение приобретают многочисленные льготы, которые предоставляются иностранным предпринимателям (выгодные кредиты, условия покупки земли и пр.). Заграничные компании имеют равные с национальными фирмами условия в получении государственных льготных кредитов и субсидий (на их долю приходится около 2/3 всех полученных средств).

   Среди факторов привлечения иностранных  инвестиций серьезную роль играет сокращение налогов. Бельгия оказалась в  первом эшелоне стран, приступивших к снижению уровня налогообложения. Принципу «обретения наибольшей налоговой  благоприятности» придается особое значение после создания еврозоны, поскольку у зарубежных инвесторов появилась возможность свободнее  распределять свои ресурсы по всем ее странам.

   Как неоднократно отмечала газета «Хандель-сблатт», не секрет, что бельгийская экспортоориентированная экономика вследствие высоких издержек производства не в состоянии удерживать свою долю на внешних рынках. А потому она «обречена на форсирование экспорта капитала». И далее: «Вполне нормально, что бельгийские предприниматели давно проявляют интерес к созданию собственных производственных подразделений за границей с тем, чтобы во взаимодействии с иностранными коллегами выйти на новый конкурентный уровень».

   По  общему объему аккумулированных прямых инвестиций за границей маленькая Бельгия  занимает 7-е место в Европе (после  четверки ведущих стран, Нидерландов  и Швейцарии).

   Ведущую роль в экспорте бельгийского капитала продолжают играть крупнейшие корпорации традиционной промышленной специализации. Химический концерн «Сольвей», например, имеет собственные производственные подразделения в двадцати странах, где на 130 дочерних предприятиях занято около 45-46 тыс. человек. Металлургический гигант «Коккериль-Самбр» контролирует 93 дочерние компании в более чем десяти странах, занимая ведущее положение в европейском производстве листового проката.

   На  примере этого концерна особенно ярко проявляется бельгийская специфика  интеграции в международное движение капиталов. Многие компании имеют собственные  производственные подразделения (или  совместное имущество) в соседних странах (Франции, Германии, Нидерландах), расположенные  на расстоянии всего лишь в нескольких десятках километров друг от друга  и работающие в режиме единого  производственного комплекса. Всякое движение продукции и капиталов  в рамках такой приграничной кооперации создает статистический эффект более  высокого уровня участия этой страны в мирохозяйственных связях.

   Солидными заграничными активами располагают  и многие другие крупнейшие бельгийские  фирмы традиционной промышленной специализации. Среди них выделяются стекольный гигант «Главербел» (имеет собственные предприятия в США, Великобритании, Швеции, Китае и др.). Но особенно значительны инвестиции пивного гиганта «Интербрю», который приобрел крупную канадскую фирму «Джон Лэббет» (за 2 млрд. долл.), английского конкурента «Басе» (за 3,5млрд. долл.) и владеет уже более чем тридцатью заводами в различных странах.

   Среди солидных экспортеров капитала из отраслей нового направления промышленной специализации  особо выделяются компании, которые  формировались в партнерстве  с иностранными фирмами или впоследствии были включены в более крупные  международные корпоративные объединения. Наиболее показательна в этом отношении  инвестиционная экспансия за рубежом  ведущего нефтяного и нефтехимического концерна страны – «Петрофина», чьи капиталы представлены более чем в тридцати странах, в том числе в США и Канаде. Концерн участвует в нефтедобыче в Северном море (30% известного месторождения «Экофиск»). Вхождение в состав объединения, включающего также две крупные французские нефтяные компании («Тотал» и «Эльф»), способствовало выходу концерна в первую пятерку мировых экспортеров капитала в этой отрасли.

   По  аналогичной схеме наращивались заграничные активы германско-белыгийского альянса «Агфа-Геверт» (основные его предприятия и представительства с общим числом занятых свыше 22,5 тыс. человек находятся в 33 странах). Далеко продвинулись в инвестиционной экспансии американо-бельгийская «Вестингауз-АСЕК», франко-бельгийская группа «Алкатель» и др.

   Существенная  часть бельгийских прямых инвестиций приходится на США (где Бельгия занимает 5-е место среди западноевропейских инвесторов). Но в последнее десятилетие  основным объектом становятся соседние страны Евросоюза, что отражает устранение ограничений на движение капиталов  в этом объединении при сохранении в Бельгии слишком высоких  издержек производства. Начинается инвестиционная экспансия бельгийского капитала в  страны Центральной и Восточной  Европы, в том числе и в украинскую экономику.

Информация о работе Внешняя торговля Бельгии