Учетная политика – основа организации бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что роль учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий, поэтому в зависимости от выбранной учётной политики складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно-практическую значимость.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БФУ.doc

— 344.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Темой моей курсовой работы я выбрала «Учетная политика – основа организации бухгалтерского учета на предприятии».

Актуальность данной темы заключается в том, что роль учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий, поэтому в зависимости от выбранной учётной политики складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно-практическую значимость.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете», который является правовой основой создания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, сформулированы основные задачи бухгалтерского учета, приоритетной среди которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей-руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и тому подобное.

Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета является изменение соотношения между централизованно устанавливаемыми и самостоятельно вырабатываемыми ее элементами. Централизованно устанавливаются общие правила бухгалтерского учета; их конкретизация и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей (по сравнению с общей моделью), квалификации персонала, наличной технической базы управления и др. Речь идет о разработке учетной политики предприятия.

Целью курсовой работы является - показать в рамках ООО «Призма» разработку и применение учётной политики для решения поставленных перед организацией задач.

В соответствии с поставленной целью выделим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:

1.        Изучить теоретические основы разработки и раскрытия учетной политики предприятия.

2.        Рассмотреть организационно-экономическую характеристику исследуемой организации.

3.        Исследовать современное состояние разработанной учетной политики на предприятии.

4.        Выдвинуть предложения по совершенствованию учетной политики.

Объект исследования:  учетная политика ООО «Призма».

Субъект: Общество с ограниченной ответственностью «Призма».

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что данная тема актуальна не только на сегодняшний день, но и в будущем при полном переходе бухгалтерского учёта на международный стандарт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретические основы формирования учетной политики

 

1.1.           Понятие и сущность учетной политики

 

Впервые термин «учетная политика» упоминался в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, в редакции приказа Минфина РФ от 20 марта 1992 г. №10, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (28.07.94 № 100).

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, которое вступило в действие с 1 января 1999 года.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменил действовавшее до недавнего времени ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Сущность новых подходов заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Таким образом, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

- организационно-правовая форма;

- отраслевая принадлежность или вид деятельности;

- объемы деятельности, среднесписочная численность работающих и т.п.;

- соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению);

- степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации, ожидаемые направления инвестиции, тактические подходы к решению перспективных задач);

- наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);

- уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

- система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Очевидно, что разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии, или с его методом. Поэтому для определения понятия «учетная политика» нужно отталкиваться от традиционных для нашей страны взглядов на метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности.

Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность).

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.д.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика организации включает следующие аспекты бухгалтерского учета:

- методологическое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- техническое обеспечение.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

1.2.           Нормативно-правовое регулирование формирования учетной политики предприятия

 

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

1.   Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3.   Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

4.   ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н.

5.   ПБУ 6/01»Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

6.   ПБУ 9/99»Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н.

7.   ПБУ 10/99»Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.

8.   ПБУ 14/07»Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н.

9.   ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» утвержденное приказом Минфина РФ от 06.октября.2008г. № 107н.

10.   ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

- Положение по бухгалтерскому учету. «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24.октября.2008 № 116н;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 91н;

- Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н;

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

Положение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утвержденная Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, далее - ПБУ 1/2008) - основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики.

 

1.3.           Допущения и требования при формировании учетной политики

 

В отечественной практике в качестве указанных понятий используется понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учет всех факторов хозяйственной деятельности.

Выполнение данного требования обеспечивает обязательным документированием всех хозяйственных операций в организации, своевременным проведением инвентаризации имущества и отражением ее результатов в учете.

Изложенное в ПБУ требование полноты следует дополнить изложенными в последующих ПБУ требованиями о составе раскрываемой в отчетности информации по каждому объекту учета.

Требование своевременности подразумевает необходимость своевременно отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности факты хозяйственной деятельности.

Выполнение данного требования обеспечивается прежде всего своевременным документальным оформлением фактов хозяйственной деятельности. Первичные бухгалтерские документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу по их окончании.

Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемой асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предложения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам.

В отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам.

В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без него многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы показывать в отчетности высокую рентабельность (обеспечивать возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.

Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплаты начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Следует отметить, что внедрение в отечественную учетную политику требования приоритета содержания перед формой должно привести к признанию права бухгалтера на решение проблем учета на основе его профессионального суждения, широко практикуемого в западных странах.

Однако на практике требование приоритета содержания перед формой в отечественном учете по существу не признается. Работники финансовых, налоговых, судебных органов при рассмотрении спорных вопросов по проблемам учета решают их, как правило, с формальных позиций, не признавая за бухгалтером право на профессиональное суждение.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование рациональности - это необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

В исполнении данного требования необходимо изучить, прежде всего, возможности повышения уровня механизации и автоматизации учетных работ на всех этапах, начиная со сбора и регистрации информации (применение современных счетчиков, датчиков, измерительных устройств, мерной тары и т.п.). Следует также изучить рациональность структуры аппарата бухгалтерии, уровень квалификации каждого ее работника и т.д.

Допущения при формировании учетной политики:

- допущение имущественной обособленности - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

- допущение непрерывности деятельности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

- допущение последовательности применения учетной политики - принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Организационно-экономическая характеристика ООО «Призма»

 

2.1  Организация деятельности ООО «Призма»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Призма» было создано семейной парой Салаховых в 2002 году, 9 декабря. Учредителем является Салахова Лира Минзакиевна, а ее супруг, Мирзахан Балахович, – генеральным директором. Размер уставного капитала – 10000 рублей.

На сегодняшний день в ООО «Призма» работает 44 человека. На рисунке 2.1 представлена организационная структура.

 

 

Рисунок 2.1. Организационная структура ООО «Призма»

 

Общество было создано для получения прибыли и удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в товарах, услугах, работах.

Общество является юридическим лицом по российскому праву: Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде. Общество создано без ограничения срока.

Общество в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, бланк, может иметь эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.

Вначале его основной деятельностью был закуп и реализация цветного лома. Тогда работало 4 человека в небольшом арендуемом помещении.

В 2004 году Общество занялось розничной торговлей ПВХ-изделий: пластиковые окна, входные группы, витражи. А уже через год ООО «Призма» перешло на собственное производство ПВХ-изделий. Были закуплены станки, оборудование, транспорт. Стали арендовать территорию с производственными зданиями, складскими и административными помещениями.

Были открыты офисы продаж в городах Нефтекамск, Янаул, Дюртюли, Камбарка и селе Актаныш республики Татарстан.

Налажены постоянные договорные отношения с поставщиками материалов, которые выдали ООО «Призма» сертификаты доверия.

В августе этого года была куплена производственная база, на которой планируется изготовление и выпуск теплиц из сотового поликарбоната.

Также планируется получение лицензии на возобновление деятельности по закупу и реализации цветного лома.

 

2.1.           Экономическая характеристика ООО «Призма»

 

Рассмотрим основные эконмические показатели ООО «Призма» за 1 квартал 2009 – 1 квартал 2010 года в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. – Анализ финансовых показателей ООО «Призма»

за 1 квартал 2008г. – 1квартал 2009 г.

 

Показатель

1 квар-тал

2008 г.

1 квар-тал

2009 г.

Изменение

Абсолютное, тыс.руб.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка

3760

7696

3936

204,7

Себестоимость

1479

6045

4566

408,7

Валовая прибыль

2281

1651

-630

72,4

Коммерческие расходы

2222

1467

-755

66,0

Прибыль от продаж

59

184

125

311,7

Прочие расходы

22

27

5

122,7

Прибыль до налогообложения

37

157

120

424,3

Чистая прибыль

28

126

98

450,0

Среднегодовая стоимость основных средств

4412

6554

2142

148,5

Среднесписочная численность работников

37

32

-5

86,5

Фондоемкость

1,17

0,85

-0,32

72,6

Фондовооруженность

119,2

204,8

85,6

171,8

Фондоотдача

0,85

1,17

0,32

137,6

Рентабельность,%

1,89

2,08

0,19

 

 

Выводы: Если говорить в общем по предприятию, то можно отметить, что рентабельность производства в 1 квартале 2009 года увеличилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 0,19%.

В 2009 году основные фонды предприятия использовались эффективно, так как по сравнению с прошлым годом повысились фондоотдача и фондовооруженность на 37,6% и 71,8% соответственно. Так же положительным является уменьшение показателя фондоемкости, на 27,4%.

Выручка по сравнению с 2008 годом увеличилась в 2 раза, что в сумме составило 3936 тыс.руб. Чистая прибыль увеличилась на 98 тыс.руб., или на 350%. Наряду с увеличением выручки коммерческие расходы уменьшились на 34%, что в сумме составило 755 тыс.руб. Это оценивается очень положительно.

Но зато по сравнению с 2008 годом в 2009 году уменьшилась валовая прибыль на 27,6%, или на 630 тыс.руб. Это оценивается отрицательно, так как она показывает нам о том, сколько прибыли организация получает после погашения стоимости товаров и других расходов, то есть сколько из каждого рубля продаж в розничной торговле фактически содержится в доходах.

Увеличилась среднегодовая стоимость основных средств на 2142 тыс.руб. Было закуплено новое оборудование для расширения производства. Это также способствовало увеличению прибыли.

Судя по всем вышеперечисленным показателям, можно сказать, что ООО «Призма» выполняет свою основную цель, с которой оно было создано – это получение прибыли и ее увеличение.

 

2.2.           Организация бухгалтерского учета в ООО «Призма»

 

С организацией бухгалтерского учета можно ознакомиться по учетной политике организации.

Рассмотрим основные положения учетной политики общества с ограниченной ответственностью «Призма».

Основные средства – объекты, стоимость которых за единицу на день приобретения больше 20000 рублей, а срок службы – более года. Начисление амортизации производится без применения метода ускоренной амортизации. Амортизация объектов основных средств для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начисляется линейным способом. Объекты основных средств, стоимость которых меньше 10000 рублей за единицу, списываются на затраты производства без начисления износа.

Нематериальные активы учитываются в течение всего периода использования по первоначальной стоимости. Списание износа производится ежемесячно по нормам, рассчитанным предприятием исходя из их первоначальной стоимости и срока их полезного использования. Срок эксплуатации нематериального актива не может быть установлен менее одного года. Списание износа нематериальных активов, по которым невозможно определить срок использования, производится исходя из норм, установленных в расчете на 5 лет.

Затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных фондов включаются в себестоимость того периода, когда они имели место, по элементам статей затрат (зарплата, материалы и др.)

Основной деятельностью предприятия – заготовка цветного лома – отражается на счете 10 «Материалы» (10/1 – Цветной лом); производство и реализация ПВХ-конструкций – отражается на счете 10 «Материалы» (10/4 – Материалы). Однако предприятие уже с 2004 года не занимается закупом цветного лома.

Товары, приобретенные для реализации, подлежат учету по ценам приобретения. Для оперативной работы и выполнения большего объема по закупке и реализации лома следует создавать фонды целевого назначения путем оказания временной финансовой помощи или краткосрочного займа и кредита в виде вклада денежных средств в кассу предприятия.

В связи со спецификой деятельности предприятия полученные работниками предприятия подотчетные суммы считать находящимися в работе в течение текущего месяца с последующей отчетностью в конце каждого месяца.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги подлежат отражению в балансе по полной фактической стоимости, включая расходы по сбыту.

Считается необходимым для предприятия использование пункта 53 «Положения о бухгалтерском учете и отчетности…». Ценности, на которые розничная цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в учете и в балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Учет затрат на производство ведется на счете 20 «Основное производство».

Расходы, произведенные предприятием в текущем периоде, но относящиеся к следующим периодам, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов. При наступлении отчетного периода, к которому относятся расходы будущих периодов, они списываются на счет 20 «Основное производство».

Выручка от реализации продукции определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (относятся к тому отчетному периоду, в котором имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с теми фактами).

Для целей налогообложения определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится по мере отгрузки и оказания услуг. Метод определения выручки по отгрузке также распространяется на случай реализации основных средств и прочего имущества.

Использование прибыли учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По результатам инвентаризации дебиторской задолженности создается резерв по сомнительным долгам (счет 63) в сумме, соответствующей дебиторской задолженности, которая не погашена в срок, установленные договорами. Остаток резерва, неиспользованный на конец года, присоединяется к прибыли соответствующего года.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются генеральным директором.

Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на результаты хозяйственной деятельности предприятия;

- недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от порчи списываются на издержки производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Состояние учетной политики в ООО «Призма»

 

3.1.           Существующая система бухгалтерского учета на предприятии ООО «Призма» в соответствии с учетной политикой

 

Организация бухгалтерского учета на любом предприятии должна строиться на нормативно-законодательной базе, а отраслевая специфика и другие особенности финансово-хозяйственной деятельности должны отражаться в распорядительном документе, который создают сами хозяйства, это учетная политика организации.

Основу учетной политики организации составляют совокупность способов и методов формирования финансовых показателей предприятия.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация составляет единую учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО «Призма», ответственными за ведение бухгалтерского учета и налогового учета, подготовку первичных документов.

Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на директора ООО «Призма» (М.Б. Салахова).

Учет ведется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика в целях бухгалтерского учета - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Установить, что в соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 учётная политика утверждается по предприятию в целом и избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, обязательны для исполнения всеми его структурными подразделениями с первого января года, следующего за годом утверждения.

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Организация ведет учет с использованием компьютерной техники. Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000г. №94н.

Налоговый учет ведется согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль» и действующей редакции типового Плана счетов.

Организация формирует сводную отчетность на основании Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также по формам, разработанным предприятием самостоятельно.

Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных предприятием на основе регистров бухгалтерского учета.

Документооборот осуществляется в соответствии со служебными обязанностями работников и их должностными полномочиями согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В качестве материально-производственных запасов (далее МПЗ) в Обществе принимаются следующие активы:

- используемые в качестве материалов для оказания услуг и управленческих нужд;

- предназначенные для перепродажи;

- используемые в качестве хозяйственного инвентаря, спецодежды для оказания услуг и управленческих нужд.

МПЗ отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости единицы, которая включает в себя сумму фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов (пункт 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Операции по заготовлению и приобретению материальных ценностей отражаются в бухгалтерском учёте без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Затраты на ремонт основных средств списываются сразу на издержки производства (счета 20, 23, 26).

Издержки обращения учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», с которого в конце каждого месяца списываются в качестве расходов текущего периода.

Учет издержек обращения осуществляется в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ единообразно для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Для определения доходов и расходов (по налогу на прибыль) применяется метод начисления. Доходы и расходы (по НДС) определяются в соответствии с пунктом 1. статьи 167 НК РФ.

Задолженность по кредитам и займам на срок более 12 месяцев учитывается в составе долгосрочной задолженности до истечения установленного договором срока возврата заемных средств.

Дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов включаются в затраты того периода, в котором они произведены.

Прочие доходы и расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках развернуто.

НДС согласно требованиям пункту 1 статьи 174 НК РФ уплачивается ежемесячно.

Организация рассчитывает авансовые платежи по налогу на прибыль в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 286 НК РФ исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению и рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

В случаях, установленных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете», организация проводит инвентаризации. Дополнительные инвентаризации проводятся при необходимости на основании приказов по организации.

Состав инвентаризационной комиссии установлен приказом по организации.

Обнаруженные излишки и недостачи отражаются следующим образом:

- излишки включаются в состав прочих доходов;

- недостачи (в пределах норм естественной убыли, утвержденных Правительством РФ) включаются в состав материальных расходов;

- недостачи (сверх норм естественной убыли, утвержденных Правительством РФ) относятся на виновных лиц, а если виновные лица не установлены, то включаются в состав прочих расходов.

Отражение обнаруженных излишков и недостач проводится единообразно для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

 

3.2. Выявленные недостатки в учетной политике ООО «Призма»

 

ООО «Призма» в настоящее время является платежеспособным и финансово-стабильным, что говорит о неплохой работе бухгалтеров и среднем уровне бухгалтерского учета.

ООО «Призма» ведет бухгалтерский учет в соответствии с законами и положениями по бухгалтерскому учету, установленных в Российской Федерации.

Бухгалтерский учет ведется вручную.

Организация ведет бухгалтерский учет согласно рабочего Плана счетов разработанного на основе Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ. При ведении бухгалтерского учета применяются унифицированные (типовые) формы первичных учетных документов, а так же формы документов разработанных самостоятельно.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с общепринятыми допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Организация составляет единую учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Вследствие выше сказанного можно сказать, что первым недостатком на ООО «Призма» является отсутствие отдельного приказа по учетной политике для целей налогообложения.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 01 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика организации для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно.

Вторым недостатком можно назвать отсутствие учетной политики для целей управленческого учета.

Успешность организации управленческого учета на предприятиях определяется, прежде всего, существующей внутренней нормативной базой, устанавливающей порядок учета. К основным документам, регламентирующим систему управленческого учета на практике, можно отнести: корпоративный стандарт управленческого учета; положение об управленческом учете, инструкции по ведению управленческого учета, план счетов управленческого учета; систему кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и так далее; порядок документооборота при ведении управленческого учета.

Государственное закрепление управленческого учета в законодательстве РФ отсутствует. Ведение управленческого учета осуществляется по решению менеджмента предприятия и регулируется корпоративными нормативными актами. Поэтому разработка внутренних правил учета на предприятиях видится весьма актуальной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить цели и задачи системы управленческого учета.

2) Описать на примере положения об управленческом учете процедуру разработки рабочего документа предприятия, регламентирующего функционирование системы управленческого учета.

3) Разработать на основе предложенных рекомендаций положение об управленческом учете.

Применительно к управленческому учету учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения учета и составления отчетности.

К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров учета, обработки информации и иные соответствующие способы приемы.

Третьим недостатком является недостаточный уровень автоматизации. На ООО «Призма» бухгалтерский учет ведется вручную и в программе MS Excel. То есть слишком много времени уходит не на контроль за правильностью ведения учета, а на заполнение первичных и учетных регистров, на обобщение информации, составление оборотных ведомостей.

Поэтому рекомендуется установить программу 1С «Бухгалтерия» версия 8.0.

Программа «1С: Бухгалтерия 8.0» является универсальной и поддерживает любые виды деятельности, такие, как оптовая и розничная торговля, оказание услуг, производство и др. В программе предусмотрен высокий уровень автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета, а также подготовки обязательной (регламентированной) отчетности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Под учетной политикой следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики организации выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

- организационно-правовая форма;

- отраслевая принадлежность или вид деятельности;

- объемы деятельности, среднесписочная численность работающих и т.п.;

- соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению);

- степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации, ожидаемые направления инвестиции, тактические подходы к решению перспективных задач);

- уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

- система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Каждое предприятие обладает свободой формирования и организации учетной политики. На разных организациях учетная политика обязательно будет отличаться. Учетная политика дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др.

Но недопустимо, чтобы в разные моменты времени, некоторые факторы учитывались и понимались по-разному в организации и налоговыми органами.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Положение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утвержденная Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, далее - ПБУ 1/2008) - основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики.

Данная курсовая работа была рассмотрена на примере предприятия ООО «Призма».

Оно осуществляет следующие виды деятельности:

- производство и реализация алюминиевых и ПВХ-конструкций;

- оптовая торговля строительными материалами.

В первой главе рассмотрены теоретические основы учетной политики.

Во второй главе - исследования учетной политики ООО «Призма».

В третьем разделе содержатся мероприятия по совершенствованию учетной политики предприятия. Мероприятия, предложенные в данной курсовой работе, будучи принятыми, в ООО «Призма», смогут принести реальную пользу и выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

2.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3.        Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

4.        Положение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утвержденная Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

5.        План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 91н.

6.        Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 2006. - 318 с.

7.        Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. - М.:“Бухгалтерский учет” 2007. - 197 с.

8.        Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник - 4-е изд. - М.: Бухгалтерский учет, 2009. - 718с.

9.        Богаченко В.М., Кириллова Н.А., Хахонова Н.Н Бухгалтерский учет: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 576 с.

11.   Бородин В.А. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 528 с.

10.   Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.-254с.

11.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 584с.

12.   Кондраков Н.П. Учетная политика организации на 2010 год в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета. Настольная книга главного бухгалтера. - М.: ЭКСМО, 2010. – 208 с.

13.   Кондраков Н.П. «Учетная политика организации». М: Главбух 2008.

14.   Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 640с.

15.   Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2002г.

16.   Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов. - М.: Высшее образование, 2006.- 443 с.

17.   Медведев М. Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая. 2-е изд., доп. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2009. - 178 с.

18.   http://revolution.allbest.ru.

19. http://exsolver.narod.ru/Books/Other/Buch2/c8.html.

20.   http://www.aup.ru/books/m176/7_2.htm.

 

3

 

Информация о работе Учетная политика – основа организации бухгалтерского учета на предприятии