Учет и анализ производственной продажи товаров в организации общественного питания «БИЛЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:21, дипломная работа

Описание

Объем производства и продажи продукции являются важнейшими показателями деятельности любого предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Работа состоит из  1 файл

Диплом демо_84.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет и анализ производственной продажи товаров  в организации общественного  питания «БИЛЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Объем производства и продажи продукции являются важнейшими показателями деятельности любого  предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей  и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

         Услуги общественного питания  являются одним из видов предпринимательской  деятельности, связанной с удовлетворением  потребностей потребителей в  питании и проведении досуга. В настоящее время в данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей.

         Особенность товарооборота организаций  общественного питания состоит  в том, что здесь процессы  производства, реализации и потребления  продукции тесно связаны между собой. Они происходят ежедневно и совершаются в одном месте - столовой, ресторане, кафе и т. д. Реализуемая продукция общественного питания включается в состав розничного товарооборота.

         Темпы роста объема производства  и продажи продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия общественного питания. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

          Бухгалтерский учет в организациях общественного питания, с одной стороны, отражает процессы производства, а с другой - процессы торговли.         Для успешного функционирования организаций общественного питания требуется рационально организованный бухгалтерский учет и контроль, обеспечивающий получение точных данных выпуска продукции и товарооборота по видам реализации в натуральном и денежном измерениях.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа производства и продажи продукции

1.1. Показатели объема производства и продажи продукции

 

         В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н, готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

         Основными показателями объема  производства промышленного предприятия  служат товарная и валовая  продукции.

         Валовая продукция (ВП) – это  стоимость всей произведенной   продукции и выполненных работ,  включая незавершенное производство.  Выражается в сопоставимых и действующих ценах:

 

ВП = ТП + (НПК  – НПН),                  

 

где  ТП -  объем товарной продукции, тыс. руб.;

НПК и НПН – остатки  незавершенного производства на  конец  и начало отчетного периода соответственно.

         Показатель валовой продукции используется для расчета загрузки  оборудования, производственных цехов и участков, численности основных и вспомогательных рабочих и других параметров.

         Незавершенное производство включает  заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, запущенные в обработку и находящиеся на рабочих местах, в отделе технического контроля, цеховых складах, на испытаниях и

1.2. Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции

 

           Бухгалтерский учет – это упорядоченная система  сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Целью бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией о движении готовой продукции за отчетный период всех заинтересованных пользователей: в первую очередь внутренних - собственников, учредителей и акционеров, а также внешних пользователей. 

Основные задачи учета  готовой продукции определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н. В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:

- формирование фактической  себестоимости готовой продукции.  Данная задача решается посредством  организации бухгалтерского учета  затрат по созданию готовой  продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства.

- правильное и своевременное  документальное оформление операций  и обеспечение достоверных данных  по поступлению и выбытию готовой  продукции. Выполнение данной  задачи предполагает прежде всего  оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;

 1.3. Цели, задачи, источники и методы анализа производства и продажи продукции

         Целью анализа производства и  реализации продукции является  выявление неиспользованных внутрихозяйственных  резервов  увеличения  выпуска  и реализации продукции. В связи  с этим можно выделить следующие  задачи анализа:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • изучение ассортимента и структуры продукции;
  • оценка качества произведенной продукции;
  • определение ритмичности работы предприятия;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

         Объекты анализа производства  и реализации продукции для  наглядности представлены на  рис. 1.1.


 


 





 



 

 

 

 

Рис. 1.1. Объекты анализа производства и продажи продукции

 

1.4. Особенности деятельности организаций  общественного питания

 

 

         Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года, предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация  предприятий" установлена следующая  классификация типов предприятий  общественного питания:

- ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;

- бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;

- кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;

- столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

- закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

2. Бухгалтерский учет выпуска и продажи продукции на предприятии ОАО «БИЛЗ»

2.1. Учет выпуска готовой продукции

 

         ОАО «БИЛЗ» как имущественный  комплекс состоит из трех структурных  подразделений:

  • кладовая;
  • производство (кухня);
  • буфет.

         Работники кладовой получают сырье и товары от поставщиков и в дальнейшем отпускают сырье в производство, а товары - в буфет. Учёт товаров в кладовой ведёт материально ответственное лицо - кладовщик. Материальная ответственность наступает с момента оприходования поступившего товара на склад на основании товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. С точки зрения разделения бухгалтерского и складского учета, для учета товаров на предприятии ОАО «БИЛЗ»  применяется количественно – суммовой метод. При этом в бухгалтерии, на кухне, в буфете и в кладовой организуется одновременно количественный и суммовой учет товаров. Складской учёт ведётся в количественно-суммовом выражении по номенклатурным номерам товаров в карточках. В бухгалтерию кладовщик ежемесячно представляет товарные отчеты. Схема основных учетных процессов, связанных с хранением товаров и готовой продукции,  представлена на рис. 2.1

 

 

 

2.2. Учет продажи продукции

 

         Изготовив  продукцию, ОАО «БИЛЗ» приступает к следующему процессу - процессу ее продажи. Товарооборот ОАО «БИЛЗ» состоит фактически из двух частей: одна часть в денежном выражении отражает объем продажи конечному потребителю своей готовой продукции, вторая – объем продажи покупных товаров. При этом основную часть в обороте предприятия составляет обеденная и другая продукция собственного производства, покупные товары являются лишь дополнительным ассортиментом к собственной продукции.

         Бухгалтерский  учет продажи продукции собственного производства и товаров в ОАО «БИЛЗ» осуществляется в следующей последовательности:

  1. Списывается стоимость фактически проданной продукции и товаров;
  2. Определяется сумма издержек обращения за месяц;
  3. Уточняется размер торговой наценки, относящейся к проданной продукции и товарам;
  4. Рассчитывается налог на добавленную стоимость с проданной продукции;
  5. Определяется сумма выручки от продажи;
  6. Рассчитывается финансовый результат от продаж.

         Синтетический учет перечисленных  операций осуществляется следующим  образом:

  1. Проданные продукты списываются в дебет субсчета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» по покупной цене с кредита счета 41.2 «Товары в розничной торговле».
  2. Расходы, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», приходящиеся на проданные товары, также относятся в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

2.3. Оценка  состояния бухгалтерского  учета производства и продажи  продукции  в ОАО «БИЛЗ», определение путей его совершенствования

 

         В ходе изучения документооборота операций по учету производства и продажи продукции и товаров выяснилось, что на предприятии ОАО «БИЛЗ» данные хозяйственные операции оформляются унифицированными формами первичных документов.  Однако были выявлены случаи неправильного оформления документов – например, в некоторых заборных листах ф. ОП-6 отсутствуют подписи материально ответственных лиц. Данные факты являются нарушением требований, установленных п 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в РФ, утвержденного  приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н. и ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". ОАО «БИЛЗ»   необходимо устранить отмеченные нарушения и в дальнейшем их не допускать.

         Как показало исследование, оприходование  поступивших товаров для перепродажи происходит на основании счетов – фактур и товарно– транспортных накладных. При этом всегда составляется акт о приемке товаров.  Однако если их количество и комплектность совпадают с данными товаросопроводительных документов, акт можно не составлять, а ставить на сопроводительных документах штамп «оприходовано».

         С точки зрения разделения  бухгалтерского и складского  учета, для учета  товаров  в ОАО «БИЛЗ» применяется количественно – суммовой метод. При этом в бухгалтерии, в буфете, в кладовой и на кухне организуется одновременно количественный и суммовой учет товаров и продукции. С одной стороны, этот способ является более трудоемким, чем сальдовый метод. С другой стороны, трудоемкость оправдывается тем, что усиливается контроль за сохранностью товаров и продукции.

Информация о работе Учет и анализ производственной продажи товаров в организации общественного питания «БИЛЗ»