Стратегия сохранения и развития конкурентного потенциала мебельного производства в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:54, автореферат

Описание

Способность лесного бизнеса к долгосрочному выживанию и успеху тесно связана с его конкурентной стратегией, которая представляет собой долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, направленные на сохранение прежнего или достижение принципиально нового положения рынка конкретного товара или группы товаров. Различают несколько типов стратегий:
достижение преимущества в издержках производства и сбыта;
дифференциация продукции;
концентрация на определенных выводах деятельности, с целью добиться экономии, связанной с масштабами производства.

Работа состоит из  1 файл

75.doc

— 519.00 Кб (Скачать документ)

На  правах рукописи

Таратута Михаил Александрович

 
 
 
 
 

СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА  МЕБЕЛЬНОГО

  ПРОИЗВОДСТВА В  УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 

Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

(Экономика,  организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность)» 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени 

кандидата экономических наук 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009  
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства» 125319 г. Москва, ул. Черняховского 16,
 
 
 
 

Научный руководитель:                               доктор экономических наук,

                                                                  профессор Чепланов Владимир Иванович 
 
 

Официальные оппоненты:

                                                                       доктор экономических наук 

             профессор 

                                                   Степанов Сергей Владимирович 

                                                кандидат экономических наук 

                                                                        Попов Павел Валентинович

 
 

Ведущая организация:                                  Институт товародвижения

                                                                      и конъюнктуры оптового рынка  – ИТКОР 
 
 
 
 

Защита  состоится 16  сентября  2009 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 21.146.06 при  Московском государственном университете леса  по адресу: 141005, Московская область, г. Мытищи-5, ул. 1-ая Институтская, 1 

Автореферат разослан ___________________ 2009 года 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета леса 
 

Ученый  секретарь

диссертационного  совета                                                          М.Г. Пикалкина  
            Общая характеристика работы:

     Актуальность  темы исследования.

     Способность лесного бизнеса к долгосрочному  выживанию и успеху тесно связана  с его  конкурентной стратегией, которая представляет собой долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, направленные на сохранение прежнего или достижение  принципиально нового положения рынка конкретного товара или группы товаров. Различают несколько типов стратегий:

  • достижение преимущества в издержках производства и сбыта;
  • дифференциация продукции;
  • концентрация на определенных выводах деятельности, с целью добиться экономии, связанной с масштабами производства.

     Развернувшийся  в мире кризис ощутимо затронул и отечественный лесной сектор, резко обозначив риски и остро поставив вопрос его конкурентоспособности. «Традиционные » преимущества России: наличие качественного лесного  ресурса, относительно дешёвая квалифицированная  рабочая сила и др., становятся все более экономически недоступными, а новые преимущества еще отчетливо  не проявились. На выпуске мебели в нашей стране работает более 2,8 тыс. предприятий  в 77 российских регионах. Однако объем производимой ими продукции  не превышает 0,35% общего объема мирового мебельного производства. Многие страны, не имеющие своих лесных богатств, значительно опережают Россию, деля между собой этот социально- экономически важный  сегмент мирового рынка.

     Сдерживающие  факторы в отечественном производстве мебели включают износ основных фондов крупных и средних предприятий (70-80%);  низкая производительность труда; дефицит новых технологий и оборудования; недостаток современных отечественных плитных, химических, облицовочных  и клеевых материалов, комплектующих и современной фурнитуры. По данным «Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России», доля импортных материалов значительна: плиты МДФ – 85%; ламинированные плиты- 28% ; полимерные пленки – 60%; клеевые материалы и фурнитура – по 30% и т.д. Не смотря на то , что ёмкость внутреннего мебельного рынка в 6-8 раз превышает объемы производимой отечественной продукции, по данным Гильдии   мебельщиков (Северо- западный регион), производительность труда на российских мебельных предприятий в 5- 10 , о то и более раз ниже аналогичных показателей на предприятиях Италии и Германии. Самый актуальный вопрос на сегодня как управлять рисками конкурентоспособности в условиях кризиса. Для ответа на него необходимы новые подходы к оценке конкурентного потенциала отечественной  мебельной промышленности  в условиях кризиса, а так же адекватные методы управления предприятиями Ведь в процессе принятия решений в условиях неопределенности и повышенного  риска все большее значение приобретают системы управления на основе гибких и даже экспертных заключений.

     Степень разработанности  проблемы исследования.

     Проблеме  конкурентоспособности посвящены  труды многих зарубежных и отечественных  исследователей. Среди них следует  отметить: М. Портера, Дж. Пилдича, а  так же В. Андрианова, В. Бовыкина, М. Бруна, Т. Горысова, В. Гончарова, Г. Игольникова, Г. Патружеву, Р. Фатхутдинова и др.Проблемными вопросами конкурентоспособности отечественного лесного сектора много и плодотворно занимаются А. Антонов, Н. Бурдин,Г. Бутко,  Н. Кожухов, М. Меньшикова, Н. Медведев, Н. Моисеев,А. Петров, Н. Пинягина, С. Степанов и др.Следует отметить, однако, что перечисленные уважаемые исследователи решали  научные задачи в условиях относительно стабильной и даже развивающейся рыночной конъюнктуры. Например, все кризисы второй половины XXв ,включая  кризис развивающихся рынков 1997-1999 гг..  носили локальный, но не глобальный характер. Сегодня мировая конъюнктура резко изменилась и требует новых подходов к управлению предприятиями . Достаточно  отметить , что производство лесобумажной продукции в 2009 году снизились на 21 %  ,а валютная выручка от лесного экспорта в текущем году сократилась на 48% («Лесная газета» от 4 апреля 2009 года.).  Поэтому недостаточная на сегодняшний день методическая разработанность вопросов конкурентоспособности управления предприятиями в кризисных условиях, а также практическая их значимость для отечественного мебельного бизнеса обусловили направление научного поиска.

     Цель  и задачи    исследования.    Целью   диссертации   является 

     -обоснование научно-методических положений и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях кризиса. Для этого необходимо было  решить следующие задачи:

     -  проанализировать факторы, определяющие  конкурентоспособность мебельной   продукции и выявить особенности  в подходах к ее обеспечению  в условиях кризиса;

     -  разработать методику формирования  организационной структуры мебельного  предприятия, ориентированную на улучшение качества продукции в условиях нестабильной внешней среды;

     - изучить сущность, критерии, принципы, показатели и методы оценки  рисков производственно-хозяйственной деятельности  мебельных предприятий в условиях кризиса;

     -  предложить эффективные методы компенсации рисков в условиях кризиса;

     -  разработать методику построения  комплексного показателя оценки риска для мебельных предприятий на основе приведения технико-экономических показателей к сопоставимому виду, используя для этого аппарат производственных функций и индексов.

     - разработать     критерии     и     обосновать  методику     оценки конкурентоспособности   мебельного предприятия в условиях  кризиса;

     -  предложить  рекомендации         по         формированию         механизма        управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях  кризиса.

     Объект  исследования-  мебельные предприятия г. Красноярска.

     Предмет исследования - теоретическая основа и формы практического применения методики оценки конкурентоспособности мебельных   предприятий г. Красноярска в условиях  кризиса.

     Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования в области эффективного менеджмента.В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: методы сравнительного анализа при исследовании критериев экономической целесообразности деятельности предприятий и современных приемов принятия управленческих решений, методы обобщения и синтеза при выявлении и классификации факторов конкурентоспособности предприятий и новых методов эффективного управления, связанных с обеспечением конкурентоспособности объектов управления, экономико-математические методы анализа, нашедшие применение при исследовании конкурентоспособности менеджмента. Методологические положения диссертации проиллюстрированы рядом графических построений  и примеров из деловой практики.

     Научная новизна работы состоит в разработке адекватной

     методики   оценки и управления  конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях кризиса.

     В соответствии с этим:

     - разработана    классификация    факторов конкурентных преимуществ  мебельной  продукции  и  услуг в условиях кризиса, определены  зависимости между   уровнем   реструктуризации,   качеством   продукции и  системой управления рисками ( п.15.2, п.15.29 паспорта специальности);

     - предложена схема комплексной   оценки рисков  мебельного предприятия  в условиях кризиса на основе  применения цепей Маркова путем  построения переходной матрицы  ( п.15.11, п.15.15 паспорта специальностей );

     -предложены  теоретические положения и практические  рекомендации по реструктуризации  мебельных предприятий, способствующие  формированию оптимальной структуры  компаний и росту их конкурентоспособности  даже в условиях кризиса (п.15.2, п.15.15, п.15.29 паспорта специальности).

     Практическая      значимость      диссертационного      исследования заключается в  том,  что  содержащиеся  в  нем рекомендации  и  выводы ориентированы   на   широкое   практическое   использование.   В   частности, практическую     значимость     имеют     разработанная     методика     конкурентоспособности систем управления, предложенная систематизация конкурентоспособности и отдельные рекомендации по формированию       эффективного       менеджмента       для       предприятий мебельной промышленности в условиях  кризиса.

     Апробация результатов исследования. Предложенные в диссертационном исследовании положения и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности промышленных предприятий используются в курсе «Менеджмент» для студентов Брянской государственной технологической академии с 2008 г. Основные положения и результаты исследований обсуждались в виде докладов и тезисов докладов;

  • На научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы переходной экономики» в Московском государственном университете природообустройства (2007г.);

     - На научно-практической конференции  студентов и молодых ученых  «Проблемы      лесного      комплекса»      в      Брянской      государственном  технологической академии (2008г.);

     -      На     всероссийской     научно-практической     конференции     с международным   участием   «Достижения   науки   и   техники   -   развитию сибирских  регионов» (2008 гг.).

     Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования получили свое отражение в 7 публикациях, общим объемом из 2.2 печатных листов (в том числе авторский объем 1.8 печатных листов).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Основное содержание изложено на  страницах машинописного текста. Работа включает также 25 таблиц, 10 рисунков и список использованной литературы из 167 наименований. 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Информация о работе Стратегия сохранения и развития конкурентного потенциала мебельного производства в условиях кризиса