Роль производства продукции в финансово-хозяйственной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются проблемы производства, а также анализируется объем произведенной продукции.
Задача работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………….6
1.1 Производство продукции – основной вид деятельности организации, его роль и значение…………………………………………………………………...6
1.2 Показатели, характеризующие производство продукции……………7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа……...9
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ…………………………………...12
2.1 Анализ объема и динамики производства продукции……………….12
2.2 Анализ выпускаемой продукции по структуре и ассортименту…….14
2.3 Анализ качества продукции……………………………………………17
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ……….20
3.1 Пути роста выпуска продукции………………………………………..20
3.2 Анализ резервов увеличения объема производства продукции в организации…………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс на 1 января 2011 год………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2010 год…………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бухгалтерский баланс на 1 января 2012 год………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2011 год……………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бухгалтерский баланс на 1 января 2013 год……………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Отчет о прибылях и убытках за 2012 год…………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Выпуск продукции в натуральном выражении…………….45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по АХД.doc

— 876.50 Кб (Скачать документ)

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение и схематично представлен на рисунке 1.1.









 

Рис.1.1 Структура объектов анализа.

 

1.3 Значение, цели, задачи и источники информации  для анализа.

 

        Источниками информации для анализа производства и реализации  продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, машинограммы-рапорты, выдаваемые в АСУ, ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», государственная статистическая отчётность ф. № 1-п «Годовой отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», ф. № 1-п «Квартальная отчётность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-п «Отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», ф. № 1-поставка «Производство, поставка и запасы важнейших видов промышленной продукции»,ф. №2 «Отчёт о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер № 11, ф. № 73 «Карточка №_ складского учёта готовых изделий» и др [13].

Производство и реализация продукции являются важнейшими сферами деятельности субъектов хозяйствования, поскольку они определяют конечные финансово-хозяйственные результаты деятельности. Выполнение планов по объему, структуре, ассортименту, качеству производства продукции, темпы роста производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину себестоимости, прибыли, рентабельность. В связи с этим анализ данных показателей имеет важное значение.

В организациях необходимо постоянно контролировать плановые показатели производства и реализации продукции, принимать корректирующие меры по исправлению ситуации, выявлять резервы их роста.

При изучении производства и реализации продукции проводится анализ:

– объема и динамики  производства и реализации продукции;

– ассортимента и структуры  продукции;

– качества продукции;

– ритмичности работы организации;

– факторов и резервов роста производства и реализации продукции.

Объекты анализа производства и реализации продукции следующие:

  1. Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту
  2. Качество продукции
  3. Структура производства и реализации продукции

     4) Ритмичность  производства и реализации продукции

Источниками информации для анализа  вышеназванных показателей являются:

– бизнес-план организации;

– оперативные планы-графики производства и реализации продукции;

– бухгалтерский баланс (ф. № 1);

– бухгалтерская отчетность (ф. № 2) «Отчет о прибылях и убытках»;

– счета бухгалтерского учета;

– ведомость № 16 «Движение  готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (годовая) «Отчет по продукции»;

– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»;

– статистическая отчетность (ф. № 1-п) (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции» и др.

 

              2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ.

 

2.1 Анализ объема  и динамики производства продукции.

 

Объем производства и  реализации промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях [14]. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции  в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

          Анализ начинается с изучения  динамики выпуска и реализации  продукции, расчета базисных и  цепных темпов роста и прироста  в таблице 2.1. 

 

Таблица 2.1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2012 г.

 

Квартал

Объем производства продукц., руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, руб.

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

базисные

Цепные

I

100500

100

100

100500

100

100

II

70600

70,2

70,2

70500

70,1

70,1

III

87000

85,6

123,2

85200

84,8

120,8

IV

70000

69,6

80,5

68600

68,2

80,5


 

Источник: собственная  разработка

 

Из таблицы 2.1 видно, что к концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации  - на 31,8 %.  Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале).

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рисунок 2.2).

 

    

Рис 2.2 Динамика производства и реализации продукции за 2012 г

 

            Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным (таблица 2.3):

 

Таблица 2.3 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2012г.

 

Продук-ция

Объем производства, руб.

Объем реализации, руб.

план

Факт

+, -

 к плану

план

факт

+, -

%  к плану

А

3200

5000

+ 1800

+ 2,2

83200

83500

+ 300

+ 0,4

Б

62500

56000

-6500

-10,4

60000

56000

- 4000

- 6,7

В

100000

120300

+20300

+20,3

98500

118500

+2000

+ 20,3

Г

68800

66800

- 2000

- 2,9

68000

66800

- 1200

- 1,8

ИТОГО

14500

328100

+13600

+ 4,3

309700

324800

+15100

+ 4,9


 

           Источник: собственная разработка

 

Из таблицы 2.3 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %.  Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

      Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.

Особо важное значение для  предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана  и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке показаны в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2012 г. (на примере двух изделий) (руб.)

 

Изделие

Покупатель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А

1

1500

1900

 

1500

 

2

1800

1500

- 300

1500

 

3

1500

1900

 

1500

Б

1

2600

3100

- 200

2600

 

2

2800

2600

 

2600

ИТОГО

 

10200

11000

-500

9700


 

Источник: собственная  разработка

 

Процент выполнения договорных обязательств:

 

                        К д.п. = (10200 - 500) : 10200 = 0,95 или 95 %.

 

    Недопоставка  продукции отрицательно влияет  не только на итоги деятельности  предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

 

В Республике Беларусь используются два способа определения момента реализации продукции: по отгрузке и по приходу денежных средств на расчетный счет организации. В связи с этим также проводится анализ реализации продукции двумя  способами.

Производство и реализация продукции – это два взаимосвязанных  элемента деятельности субъекта хозяйствования. Чем больше производство, тем больше реализация, тем больше продается продукции, тем больше средств может вкладываться в производство.

    Анализ объема включает в себя  оценку выполнения плана  по производству и реализации продукции.

 

2.2 Анализ выпускаемой  продукции по структуре и ассортименту.

 

Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

1)определение текущих  и перспективных потребностей покупателей;

2)оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

3)изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции  и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4)оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

            Оценка выполнения плана по  ассортименту продукции обычно  производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5: Оценка выполнения плана по ассортименту за 2012г.

 

Изделие

Объем производства продукции в  плановых ценах, руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.

план

факт

А

83200

85000

102,2

83200

Б

62500

56000

89,6

56000

В

100000

120300

120,3

100000

Г

68800

66800

97,1

66800

ИТОГО

314500

328100

104,3

306000

Информация о работе Роль производства продукции в финансово-хозяйственной деятельности организации